Византийская иконография Преображения 6.

Aug 21, 2020 21:33







57. К этому же типу иконографии можно отнести и великолепную мозаичную икону 12 в. константинопольской работы, которая ныне хранится в Лувре. Мастерство исполнения ее просто поражает - какое же искусство требуется, чтобы сложить такие мелкие кубики в прекрасную икону!

Здесь мандорла славы Христовой имеет форму уже не яйца, а именно миндального ореха, что собственно и означает слово «мандорла» (такая фигура образуется при наложении двух окружностей и называется еще «рыбий глаз»). В византийском искусстве она встречается довольно редко и более характерна для западного искусства.

* * *

И вот пример мозаики, выложенной приглашенными византийскими мастерами на земле Сицилии.

58. Мозаика на стене Палатинской капеллы, Палермо 1143-1151 гг.



* * *

59. Интересно, что в расположенной неподалеку от Палермо, в Монреале, архиепископской базилике Рождества Богородицы, украшенной мозаиками несколько позднее (1180-1190 гг., т. е. уже после отпадения Римской Церкви от полноты вселенского Православия - уже не только догматически, но и формально, после великого раскола 1056 г.; несмотря на раскол, византийское искусство ценилось в католическом мире очень высоко, и ему подражали).



Композиция Преображения здесь совершенно иная - с четким восьмиконечным Крестом-звездой за спиною Спасителя, но без синего небесного круга или овала. Здесь на первый план выходит мысль не о вторжении в наш мир мира иного, тонкого, но именно торжество благодатного света в преддверии Христова Воскресения - победы Его над смертью и силами тьмы.

* * *

В 13-14 в. византийские художники изображают сияние вокруг фигуры преобразившегося Христа весьма разнообразно, изыскивая всевозможные способы, чтобы донести до молящихся в храме основную мысль - нетварную природу этого света. Это связано с победой свт. Григория Паламы и его последователей в спорах о природе фаворского света.

Свт. Григорий Палама в своей проповеди на Преображение настаивает на том, что Господь отверз апостолам очи и тогда они узрели свет нетварный, невидимый чувственным образом, но воспринимаемый духовными очами. Мне кажется, однако, иногда Бог совершает чудо, и тогда люди видят Его божественный свет обычными своими глазами, как это случается ежегодно на Гробе Господнем в Великую Субботу, где разношерстная многонациональная толпа не всегда даже верующих, а просто любопытных, первые несколько минут буквально купается в сполохах благодатного огня, не обжигаясь (как сказала одна старенькая монахиня, лечившая святым огнем больные руки, «тепленькая она - благодать»); да и там же, на горе Фавор, в каждый праздник Преображения - не могут же все свидетели чуда вдруг сподобиться видеть духовными очами облако с искрами. Так же, как и в случае с Мотовиловым, когда преп. Серафим в зимнем лесу так же просиял, как Христос на Фаворе, свет нетварный был явлен видимым образом.

Изобразить сияние божественных энергий живописными средствами весьма трудно, если вообще возможно. Поэтому художники изображали его так, как подсказывало им воображение или - если кто сподобился его созерцания - память. Поэтому это сияние вокруг фигуры Спасителя на иконах Преображения с 13-14 вв. так сильно разнится.

На некоторых иконах изображение нетварного света приближено к свету обычному, солнечному.

60. Диптих (также, как (57), мозаичная икона) со сценами 12 праздников. Константинополь, нач. 14 в., фрагмент правой створки. Музей собора (Музео дель Опера дель Дуомо), Флоренция.



Помимо ветвей восьмиконечного Креста за спиною Спасителя, здесь множество лучей, выложенных мелкими золотыми кубиками разного тона, создают эффект излияния света.

* * *

Свет от фигуры Спасителя может также изливаться потоками, как вода в фонтане.



61. Верия, церковь Воскресения, роспись 1315 г. Художник Георгий Калиергис.

На этой замечательной фресковой иконе излияние энергий Св.Духа показано как «потоки воды живой» (Ин. 7:37).

* * *

На некоторых иконах изливающийся из недр сакрального пространства, а также от Спасителя свет прямо-таки бьет в глаза.

62. Уникальная фресковая икона в церкви Панагии (Богородицы) Форбиотиссы в Асину, Кипр (роспись 14 в. на сводах.).



Эта удивительная композиция напоминает некоторые изображения Пятидесятницы. Такое впечатление, что от Христа не просто изливаются лучи божественного света, а хлещет потоками кровь - прямо на пророков, и на апостолов, и на все вокруг. Понятно, что смысл эта деталь несет в себе евхаристический, но поражает, просто потрясает этот натурализм, с которым фреска исполнена. Похоже, это изображение уникально - во всяком случае, мне больше нигде ничего подобного не попадалось, разве что более ранняя икона (12 в.) из Ватопедского монастыря (сейчас в ГЭ), которую мы рассмотрим немного позже, когда будем говорить об иконах на дереве (127).

* * *

Впрочем, алый цвет божественных энергий на иконах Преображения не часто, но встречается в византийской живописи. Замечательна в этом смысле композиция 14 в. на северной стене храма св. Георгия грузинского монастыря в Убиси (63).



Заметим, что на иконах других праздников, например, на композиции «Вознесение» в этом храме цвет небесных сфер - обычный сине-голубой.

* * *

64. По сравнению с приведенными ранее фресками свечение преобразившегося Сына Божия на фреске в храме Богородицы Перивлепты в Охриде, Македония (1295 г.) кажется еле заметным и тусклым. Однако, причина не в выцветших от времени красках - совершенно очевидно, что так и задумано.



Тихий свет от Спасителя здесь распространяется как бы двумя волнами, охватывая не только Его белую на синем фоне фигуру, но также и пророков, и все окружающее пространство, освещая и освящая его. В самом зените свода сияет бело-голубая сфера с благословляющей десницей Бога Отца - воистину небо спустилось на землю, являя людям воплотившегося Сына Божия.

Напомню, что это первый храм на Балканах, расписанный известными впоследствии мастерами сербского краля Милутина Евтихием и Михаилом Астрапой. Исследователи предполагают, что в этом храме работал отец (Евтихий), а на краля Милутина уже сын, который, тем не менее, подписывал свои работы двумя именами. Эта версия объясняет разницу в манере росписей этого храма и всех остальных, связанных с именами Михаила и Евтихия.

* * *

65. Некоторые художники, например, знаменитый византийский художник-исихаст Мануил Панселин в соборе Протата на Афоне (1290-1300 гг.), изображают изливающийся от фигуры Христа свет максимально деликатно, еле заметно - имея в виду учение свт. Григория Паламы о том, что этот свет - нетварный, не видимый чувственным оком.



* * *

Хотя, истины ради, надо отметить, что такого типа иконы Преображения, где изливающийся от Спасителя свет показан не ярко, но достаточно умеренно, «тихо», появились еще в 11 веке, как мы видели на фреске в церкви свт. Николая «под крышей» в Какопетрии на Кипре (49). Эта традиция продолжается и в 12 веке,



66. Северная Греция, Кастория, церковь свт. Николая Касницес.

- а затем переходит в век 13-й (Охрид, храм Богородицы Перивлепты, 1295) и 14-й, когда в Империи разразились паламитские споры. Но ведь учение свт. Григория Паламы не было новым для христианского богословия. Мысли о необходимости отличать в Божестве Его природу, сущность, т.е. Бога-в-Себе, от Бога-во-вне, в энергиях и логосах, можно найти и у святых отцов-каппадокийцев Василия Великого и Григория Нисского, а также у Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина (пусть даже в других терминах - неважно, смысл у них тот же самый), а сама исихастская практика умной молитвы описана уже у Макария Великого, одного из самых ранних отцов-аскетов. Мысль о нетварности благодатного света, показанного апостолам на горе Фавор, была для восточно-православного богословия совершенно очевидной, не вызывающей никаких сомнений, а потому довольно рано нашла отражение в сакральном искусстве, конкретно - в иконографии праздника Преображения. Свт. Григорий Палама, афонский монах и великий делатель умной молитвы и одновременно образованнейший и талантливейший человек своего времени, вынужден был - от лица всей Восточно-православной Церкви - отвечать на нападки со стороны противников молитвенной практики православного монашества, за что удостоился звания «защитника благочестия». Огромная заслуга его состоит в том, что он не только отстоял правильность этой практики, но в своих многочисленных произведениях обобщил и словесно оформил также и теорию - учение о нетварных божественных энергиях и отличии их от сущности Бога, непознаваемой в принципе. Благодаря деятельности свт. Григория, то, о чем говорилось у других св. отцов как бы вскользь, по ходу, как нечто само собою разумеющееся (однако, в западной Церкви было забыто, потому-то, собственно, и возник спор, инициированный калабрийским монахом Варлаамом), получило широкую огласку и вошло в золотой фонд восточно-христианского богословия.

И этот интерес к теме, конечно, не мог не отразиться и в церковном искусстве.

* * *

67. На очень красивой фреске в церкви Иоакима и Анны или Кралевой (т.е. выстроенной и расписанной попечением сербского краля Милутина в 1314 г.) в сербском монастыре Студеница Михаил (и Евтихий?), прибывшие, по мнению многих исследователей, из Фессалоник, где свт. Григорий Палама несколько лет прослужил епископом и произносил проповеди, совмещают старые наработки - лучи света в виде восьмиконечного креста-звезды - с новыми (на самом деле - исконно-христианскими) исихастскими веяниями. Нетварный свет на их фресках не бьет в глаза, но выглядит очень тонко, деликатно, как «веяние тихого ветра» на горе Кармил.



* * *

68. В церкви св. Георгия в Старе Нагоричино, Македония, 1317-18 гг., те же мастера (или мастер), лучи божественного света исходят под более острыми углами, как бы усиливая свое действие (при том, что лучи солнечные, т. е. света тварного, наоборот, обычно расходятся в стороны).



* * *

69. На фреске в церкви Успения в Грачанице (Сербия, Косово, 1320 г.) «Преображение» на южном своде вполне традиционно - Христос в яйцеобразном коконе из света.



*

70. Здесь изображение более подробно: показаны апостолы, ведόмые Христом на гору и спускающиеся с нее после чудесного видения.



Хорошо видны достигающие апостолов тонкие тройные лучи голубоватого цвета, как в церкви Кралевой (67).

*

71. В календарном цикле в нартексе этого же храма есть еще одна композиция Преображения - здесь лучи божественного света образуют сложную геометрическую фигуру из линий и углов, распространяясь как бы нелинейно - нетварный свет не подчиняется физическим законам падшей земли.



На этих шести последних показанных мною фресках (а их гораздо больше) - кромешная ночь; такого солнечного сияния от Христа, как на некоторых других иконах этого праздника, нет. И, тем не менее, и горки, и все человеческие фигуры освещены, как будто на каждого из участников события изливается это тихое сияние, как будто исходящие от Христа тонкие лучи зажгли внутренний свет в каждом из трех апостолов, но и сама земля преобразилась - осветилась и освятилась. Конечно, это еще не тот интенсивный божественный свет, который вошел в апостолов в день Пятидесятницы, пронизал каждого насквозь и принес с собою дары Святого Духа. Но это как бы предвосхищение того дня - для каждого из нас тоже - встречи Господа лицом к лицу, когда Он придет воскрешать нас из мертвых в Своей Божественной славе, которая видна будет теперь уже всем телесными очами. И тогда «будет новая земля и новое небо» (Ис. 65:17, 66:22; Откр. 21:1).

* * *

72. На фреске внушительных размеров в кафоликоне Троицкого монастыря в Сопочанах (Сербия, 1265 г.), исполненной нежными пастельными красками, лучи Христова сияния на фоне светло-голубых небесных сфер имеют сложную конфигурацию, сходную с той, что написали Михаил и Евтихий в Грачаницком храме в сцене явления Христа Воскресшего Марии Магдалине (73).





Понятно, что художники не в вакууме пребывали, а видели работы друг друга и кто-то у кого-то мог позаимствовать какое-то удачное художественное решение. С другой стороны, они могли придти к какому-то художественному решению самостоятельно. В обоих случаях очень наглядно показано, как свечение такой необычной формы исходит от преобразившегося или воскресшего, прославленного Тела Христова, это излучение не обычного, тварного света, бьющего прямыми лучами, но света тонкого и благодатного, не подчиняющегося законам физического мира.

* * *

Как видим, в 13-14 вв. исходящее от фигуры Спасителя сияние на православных иконах Преображения приобретает различные конфигурации, иногда довольно причудливые. Так византийские художники показывают - в некотором приближении, конечно, - нетварную природу божественного света, который может быть то тихим и нежным, то интенсивным и ярким, а также может быть окрашен в различные цвета.

74. На фреске в соборном храме Пантократора монастыря Высокие Дечаны (Сербия, Косово, 1345-48 гг.) по контрасту с голубовато-белым цветом небесных сфер из середины чуть вытянутого бело-голубого круга божественной славы появляется ярко-синяя пятиконечная звезда. При взгляде на нее приходит на память рассказ преп. Симеона Нового Богослова (а также аббатисы Хильдегарды) о сапфировом свечении, виденном им в созерцании. Очевидно, нетварный свет может являться человеку, так сказать, в разных цветах - кому-то белым, кому-то золотистым, кому-то радужным, а кому-то и сапфирово-синим. Таким образом, синий цвет Христова сияния, оказывается, может быть обусловлен не просто чисто физическими ассоциациями с цветом неба, но и виденным кем-то именно таким цветом свечения божественных энергий.



* * *

75. Иногда лучи от преобразившегося Христа направлены вниз, прямо на апостолов, как, например, на фреске в церкви св. Апостолов в Пече (Сербская Патриархия, Метохия, роспись 1350-75 гг.). Исследователи усматривают в этих лучах не только направленность на трех апостолов, но и намек на явление всех Лиц Пресвятой Троицы.



Насечки, сделанные прямо по красочному слою для того, чтобы новый слой штукатурки держался крепче (фрески расчищены из-под более поздних записей), создают феерическое впечатление снегопада. Разумеется, изначально это не было предусмотрено, но получилось так, что при взгляде на эту картину вспоминается рассказ Н.Мотовилова о чуде в зимнем лесу, когда по молитве преп. Серафима просиял его лик так же, как у Христа на Фаворе - вот что значит обόженное состояние святого человека. Но самое интересное то, что сыпавшийся с неба снег в это время не таял, т. е. ослепительный свет не был горячим, как обычный свет от солнца или костра! Хотя на Гробе Господнем в Великую Субботу благодать - «тепленькая».

*    *    *

Previous post Next post
Up