Византийская иконография Преображения 2.

Aug 21, 2020 20:11


Теперь перейдем к вопросу возникновения и развития иконографии Преображения Господня в течение веков.



2. Первая по времени икона Преображения (из тех, что сохранились до наших дней) - символическая - находится в конхе апсиды базилики Сан Аполлинаре ин Классе (в порту) в Равенне (549 г.). Мысль о связи Преображения с Распятием и, шире, с Крестом Господним вообще, как осью и основой мироздания - проводится здесь в наиболее полном, ярком виде.

Честно говоря, узнать в этой замечательной мозаике «Преображение» нам, привыкшим к иной, более «реалистичной» трактовке события, очень трудно. И не только из-за того, что в центре нижнего ряда из овечек находится покровитель Равенны священномученик Аполлинарий с воздетыми в молитве руками посреди райского сада. А потому, что на ней нет… фигуры самого Христа, как мы привыкли Его видеть на вершине горы Фаворской, как нет и падающих навзничь апостолов - это они представлены в виде овечек. Изображение в высшей степени символично. Преображение показано здесь как зримое явление Царства Божьего в виде райского сада на земле.

Поскольку композиция очень необычна и полна скрытых смыслов, остановимся на ней подробно.



В центре всей композиции, над головою св. Аполлинария - небесный круг со звездами, в центре которого Крест Христов с Ликом Его в центре, в точке пересечения ветвей Креста - а также пространства и времени - но не линейного, которое в нашем падшем мире движется в одну сторону, а времени особого, присущего миру иному, в котором пребывает и св. Аполлинарий, и апостолы-овечки (три повыше, по сторонам небесного круга, - это Петр, Иоанн и Иаков, пониже - все двенадцать), и все, кого удостоит Христос причастия Своего Света. Золотые буквы А и ω по обе стороны Креста Христова указывают на это закольцованное время - начало творения мира и завершение бытия мира падшего, переход его в прежнее - и даже еще лучшее, как учат святые отцы, - состояние. Под Крестом латинская надпись: SALUS MUNDI - СПАСЕНИЕ МИРА, над Крестом греческая - IXƟYC = рыба (анаграмма - Iисус Христос Божий Сын Спаситель) - Тот, благодаря Кому это спасение стало реальным. Таким образом, Христос здесь показан в виде Креста, от которого Он неотделим - ни в богословском, ни в иконографическом аспекте, с которым Он слит в одно целое и на котором Он пребывает, как на жертвенном престоле, с момента сотворения мира. Эта мысль постоянно проводится в искусстве ранних христиан.

Еще более наглядно она отражена на другой римской мозаике - в церкви св. Климента в Риме (3), где Крест небесный показан как Древо Жизни, на котором присно распят Сын Божий, а из корней изливаются райские реки. Золотой фон композиции, как бы светящийся изнутри, являет молящимся в храме благодать Святого Духа, наполняющего пространство и пронизывающего всё и вся. Просто удивительно, почему западные христиане в последующие века утратили это ощущение нетварного света, почему вообще возникли эти нелепые споры о его природе/



2. Рим, базилика св. Климента. Верхнюю часть поверхности апсиды - конху - занимает грандиозная по размерам и богословскому смыслу мозаика. На основании наличия многочисленных раннехристианских символов исследователи делают вывод, что данная мозаика (вместе с апсидой) сохранилась от древней базилики, или же она выполнена в 12 в. по рисункам утраченной в пожаре мозаики 4-5 веков (фигура распятого на Кресте Спасителя, скорее всего, добавлена именно тогда, но, возможно, была изначально - подобное изображение сохранилось на деревянных вратах римского храма св. Сабины; есть они также на костяных пластинках 5 в.; около 6 в. появляются изображения Распятого Христа в длинном хитоне, и только около 9 в. Христос вновь предстает на Кресте обнаженным; поэтому Распятие могло остаться от 5 в., но фигуры Богородицы и апостола Иоанна добавили точно в 12 в., что только добавило символических смыслов).

*

4. В капелле Архиепископа в Равенне (494-519) образ сакрального пространства - Крест (в данном случае шестиконечный - как монограмма Iисуса Христа) в небесном синем круге помещен и в центр купола с символами евангелистов и ангелами четырех ветров, а также в зениты двух арок; а в зените двух других арок - по иконе юного Христа в кресчатом нимбе, что опять же указывает на возможность замены иконы Христа начертанием Его Креста.



Запомним эту деталь - раннехристианский Крест шестилучевый, трехмерный (с петелькой буквы Р или без оной), так же, как и восьмилучевый, равнозначен Кресту обычному, о четырех концах, - он будет часто встречаться на более поздних иконах Преображения.

5. Вернемся, однако, к мозаике в конхе апсиды храма св. Аполлинария, где принцип замены иконы Христа изображением Его Креста проведен наиболее полно - это если смотреть на композицию в целом. А если детально, то здесь также икона Спасителя совмещена с начертанием Креста. Причем, более темная синяя обводка вокруг Креста создает впечатление глубины, некоего провала, из которого является и блистает этот Крест. Ветви же этого золотого Креста небесного суть лучи божественного света и благодати, исходящие от Лика Христова - «и просияло лице Его, как солнце» (Мф. 17:1). Лик Христа - очень светлый, румяный, живой, однако без всякой грубой телесности, свойственной более позднему искусству «ренессанса».



Можно сказать также, что небесный круг с Крестом в центре - это один большой кресчатый нимб вокруг главы Спасителя, а сам Крест - основа и ось мироздания - как бы стягивает в этот центр все мировое пространство; горизонтальная и вертикальная линии Креста образуют энергетические, световые лучи-радиусы, как бы силовые линии, и все божественные энергии и логосы бытия исходят именно из этого центра. Если говорить, что Крест это ось и центр мироздания, то сразу возникает вопрос: где он находится? Ответ может быть только антиномичным: если говорить о тварном мире и смотреть с Земли, то это Полярная Звезда, вокруг которой движется небосвод со звездами; но если говорить о небесах духовных, то центр этот - Рай мысленный - нигде и одновременно везде, т.к. везде и всюду разливается поток энергий Св. Духа, разносящий по всему тварному миру звездочки-логосы Логоса-Сына. И на этой композиции в апсиде церкви св. Аполлинария это показано очень наглядно - имеющий очи да видит.

Но эти звездочки могут обозначать также и умные силы вокруг Христа - Солнца Правды, которые движутся хороводом, являя нам образ циклического ангельского времени (особенно наглядно эта мысль показана на мозаике в куполе мавзолея Галлы Плацидии там же, в Равенне). Собственно, если ангелы суть первые творения Божии, каждый из которых - реализованный, раскрытый в тварный мир и наделенный личностью логос, искра или светящаяся точка, то здесь показаны одновременно и изливающиеся из Логоса логосы, и хоровод Ангелов вокруг Божества. Изображение многозначно и многослойно, как и все в раннехристианском искусстве.

Сам небесный круг замкнут золотым кольцом из драгоценных камней - это стены святого града Нового Иерусалима. И Крест Христов возвышается именно посреди этого града небесного, в отличие от Иерусалима земного, расположенного в стороне от места казни - и славы - Сына Божия; известно, что гора Голгофа - центр земного мира и место погребения Адама - оказалась вне стен земного града Иерусалима, что вполне понятно.

Кто знает - может быть, именно всё это и показал Христос апостолам на горе Фавор? Что Крест - Древо Жизни - есть Он Сам, а тот, грубо сколоченный из неструганых балок инструмент позорной казни, на котором Ему предстоит висеть в скором времени, истекая кровью, - лишь земной знак того неземного Креста, на котором Он распят предвечно и который на самом деле есть Его Престол, с коего Он правит созданным Им миром. Этот золотой Крест и есть Его риза из света. Потому Крест на этой замечательной мозаичной композиции украшен золотом - символом света божественных энергий - и сверкающими всеми цветами радуги драгоценными камнями - ибо и сам он является образом Нового Иерусалима, каковым увидел его Тайнозритель Иоанн - он же один из свидетелей чуда Преображения (Откр. 21:18-21). Именно такой Крест - покрытый золотом и украшенный драгоценными камнями - был поставлен при императоре Феодосии во дворе храмового комплекса, созданного при св. императоре Константине попечением его святой матери Елены на месте казни и Воскресения Сына Божия в Иерусалиме при том, что сам обретенный Еленой Крест Христов был помещен в храме-базилике рядом с ротондой Анастасис, возведенной над Гробом Господним. Обратим внимание на интересную деталь: по две капли Крови Христовой, стекающие с расширенных, подобно лучам света, концов. Крест этот стал образцом для многочисленных изображений, в том числе в нимбе Спасителя. Одно из таких изображений Иерусалимского храмового комплекса мы можем видеть - словно моментальную фотографию - на одной из самых ранних мозаик (5 века) в церкви св. мученицы Пуденцианы в Риме (6), где изображено Второе Пришествие с Христом-Судией в окружении апостолов.



7. Однако, снова вернемся в Равенну, в храм свт. Аполлинария в Порту. Итак, в центре композиции - Христос как Крест, то есть, то, что прежде всего привлекает внимание молящегося. А на мозаике есть еще множество интересных деталей, которые объясняют, почему, собственно, исследователи раннехристианского искусства уверены, что эта композиция есть именно икона Преображения, а не просто некое символическое - даже космическое - изображение.



Молодой (как было принято изображать его в первые века христианства) Моисей и старец Илия по обе стороны от небесного Креста в круге появляются из пространства иного мира только по пояс; белые плащи у обоих развеваются в сторону от центра - создается такое впечатление, что их развевает исходящий от Креста (Христа) ветер - энергии Святого Духа (слово «Руах» на иврите означает и «дух», и «ветер» и понимается как Божие дыхание). Облака на вогнутой поверхности - на золотом небе - располагаются то горизонтально, то вертикально - то есть, пространства в нашем земном понимании здесь нет, оно условно, как условно и вневременно вообще расположение всей сцены Преображения над райским садом - или же на преображенной после Второго Пришествия Христова земле, где твердо стоит на зеленой травке посреди цветов молящийся Богу свт. Аполлинарий. Правда, это можно понять и так, что художник располагал облака, подлаживаясь под вогнутую поверхность конхи, чтобы молящиеся внизу воспринимали их горизонтально - так же, как они изображены на триумфальной арке выше, т.е. напоминали бы облака на восходе Солнца.

Вообще радужные облака здесь понадобились не только ради подобия земному небосводу. Они упоминаются не раз в Св. Писании Нового Завета - там, где речь идет о соприкосновении мира земного с миром потусторонним, в том числе при описании Преображения и Вознесения. В событии Вознесения Христова речь идет не столько о том, что Воскресший Сын Божий натурально взлетает вверх, как птица, но о том, что, оторвавшись от земли, Он скрывается от глаз апостолов в некоем таинственном облаке. Появившиеся - из ниоткуда - «мужи в белых одеждах», т.е. светящиеся белым светом ангелы, проявившиеся из тонкого мира и принявшие вид юношей, а затем снова пропавшие туда же, объясняют апостолам, что Христос вернется на землю таким же образом, как Он только что вознесся. Если воспринимать описание Вознесения буквально, то Христос унесся в небеса на облаке и снова появится на земле, «прилетев» на облаке. Однако, на иконах Вознесения это «облако» всегда изображается символически, в виде многослойного круга или овала - сакрального пространства, окружающего фигуру Христа.

Так же и на иконах Преображения, где тоже говорится об облаке, оно есть только на ранних мозаиках, особенно там, где изображено Второе Пришествие, т.е. тоже вторжение в наш мир мира иного, которое будет сопровождается таинственными, нереальной красоты небесными явлениями, в том числе, возможно, радужными облаками. Пока же во образ этих таинственных облаков священники кадят ладаном храм во время богослужения, сакрализуя его пространство, а также типологически создавая образ теофании и приближая Второе и славное пришествие Христово во славе.

8. Второе Пришествие Христово. Базилика свв. Космы и Дамина, римский форум, 5 в., это теофания - божественное явление Сына Божия в золотых ризах и в воскресшем, преображенном теле, как по лестнице, спускающийся на землю по радужным облакам в сиянии света.



И, наконец, так же, как на многих ранних мозаиках, появляющаяся сверху, из облака, десница - символическое указание на Бога Отца - в высшей, предельной точке конхи.

Таким образом, на мозаике в конхе храма Сан Аполлинаре ин Классе мы видим все Три Лица Пресвятой Троицы, как Она явлена была троим апостолам на горе Фаворской, то есть, это есть икона явления Божия в тварном мире - икона теофании Троицы: Сына во образе Креста; Св. Духа в виде божественного света - золотого фона композиции с радужными облаками, а также ветра, раздувающего одежды пророков; Отца - в виде осеняющей Крест и весь тварный мир десницы.

И еще: тот факт, что фигура священномученика Аполинария помещена в центр композиции, чуть ниже сакрального круга, может говорить нам о том, что на этом месте - на месте апостолов, созерцающих таинство Преображения Господня уже на новой, преображенной нетварным светом земле, - может оказался каждый христианин, кого Христос удостоит этой чести.

9. Если же мы посмотрим повыше - на композицию на триумфальной арке, то увидим логически связанный с Преображением образ иной теофании, грядущей - Второго Пришествия Христова и Его как Вседержителя и Судию в окружении четырех существ («животных»), коих удостоился лицезреть пророк Иезекииль, а также св. Иоанн Богослов (Откр. 4:6-9). Святые отцы дали объяснение сим существам - херувимам пророка Иезекииля или «ангелам четырех ветров» - как символам четырех евангелистов, разнесших Благую Весть по всем сторонам земного мира. И вот они, как в видении св. Иоанна Богослова - с Книгами в руках (или лапах) сопровождают Творца и Спасителя рода человеческого, вновь грядущего на облацех в мир - так же, как Он вознесся на небеса.



А чуть ниже с двух сторон из врат священных городов Вифлеема и Иерусалима спешат Ему во сретение апостолы - опять же в образе овечек - а с ними и все мы, грешные - овцы Пастыря Доброго. Картина поистине грандиозная, космическая, через Преображение воплотившегося Сына Божия на горе Фавор являющая грядущее преображение всего тварного мира при Втором Его и славном Пришествии.

*

Я уже закончила тему мозаики из Сан Аполлинаре ин Классе, когда мне попалась интересная информация на сайте http://profi-rus.narod.ru/pravoslavie/text/3ch/oblako.html. Там говорится о необычных явлениях, происходящих на горе Фавор раз в год на праздник Преображения 6/19 августа. Замечу по ходу, что чудесные явления на горе Фавор подтверждают правильность установленной Церковью для этого праздника даты. Цитирую дословно:

«В день православного празднования Преображения Господня 6 августа по старому стилю (19 августа по новому стилю) каждый год на небе над горой Фавор в Палестине появляется облако. Оно спускается на православный храм, стоящий на верху горы, и покрывает и сам храм, и людей, находящихся в нём. Это тем более удивительно, что летом в этой местности вообще не бывает облаков. Схождение облака происходит только на православный праздник Преображения, католики отмечают его двумя неделями раньше. Иногда облака озарялись таинственным светом: "Мы видели светящиеся всполохи, похожие на грозовые, но никакого грома - яркая дуга, какие-то искры и блестящие звездочки..."»

Вот откуда эти звездочки вокруг золотого Креста на равеннской мозаике! Оказывается, эта композиция двухслойна еще и, так сказать, «наоборот»: помимо смысла символического, образного, она имеет смысл и вполне буквальный - те чудесные явления, которые автор мозаики, может быть, наблюдал на горе Фавор собственными глазами! То, что облака, появляющиеся непонятно каким образом и непонятно откуда, да еще и стремительно летящие (при полном безветрии), как будто знающие куда (на сайте очевидцы явления рассказывают, что облака устремляются в сторону католической базилики, но, не долетев немного, сворачивают в сторону и растворяются в воздухе) - не дождевые и вообще не являются водяным паром - очевидно. Очевидно также, что они имеют ту же природу, что и таинственное облако, осенившее апостолов на Фаворе тогда, в момент Преображения Христа. И все эти всполохи и «звездочки» или искры в этом облаке - явления того же порядка, что и святой огонь на Гробе Господнем в Великую Субботу. Кто знает? - может быть, художнику или же рассказавшему ему очевидцу ежегодного чуда на горе Фавор посреди блестящих звездочек явился и крест из света - его-то он и поместил на самое видное и священное в храме место - в конху апсиды.



10. Облако на горе Фавор в день Преображения.

Previous post Next post
Up