Операция по дезинформации «Мясной фарш», которую в 1943 году провернула британская разведка - исторический факт, вокруг которого построен сюжет фильма Джона Мэддена, который вышел в 2021 году. Для незнакомых с историей название фильма «Операция «Мясной фарш» отсылает к напряженной разговорной драме с элементами британского самолюбования в последнюю очередь. Прежде всего думается, конечно, о чем-то в стиле Тарантино.
И все же это именно такое кино: неторопливое (даже флегматичное), изысканное и глубоко разговорное. Не подходит здесь и определение «шпионский триллер», поскольку, во-первых, действия почти нет - герои много думают, а затем обсуждают это. Но делают это в полном соответствии с национальными традициями: оговорки, извинения, эвфемизмы и недоговоренности в каждом диалоге. А во-вторых, в фильме нет и особой интриги - вся история операции уже давно хорошо известна общественности, так что никаких неожиданных сюжетных поворотов. Авторов интересует «кухня», на которой этот мясной фарш был придуман и приготовлен.
Бывший королевский адвокат Юэн Монтегю (Колин Ферт) и бывший летчик после ранения Чарльз Чолмондели (Мэтью Макфэдиен) встречаются в подразделении разведки (а в касте встречаются два культовых исполнителя роли мистера Дарси). Им поручено подготовить высадку союзников на Сицилию, которую Черчилль пообещал Рузвельту. Для дезинформации решено использовать труп, который будет «случайно» выброшен на нейтральный испанский берег с секретными документами в чемоданчике. Британцы надеются на известную немецкую прямолинейность и действительно выигрывают эту партию.
Скрупулезное придумывание истории не существовавшего никогда офицера Уильяма Мартина, его повседневных привычек и истории любви сближают Монтегю с еще одной участницей операции Джин (Келли Макдоналд), в результате чего получается треугольник, в который попадает и Чарльз, влюбленный в эту же девушку. И вот эта история невысказанной страсти - с одной стороны безответной (Джин не любит Чальза), а с другой запретной (Юэн женат и имеет детей) - едва ли не важнее для создателей фильма. И не потому, что интересно вновь воссоздавать на экране клубок страстей человеческих, а потому что режиссеру Джону Мэддену интересно понять, чем жили люди, он действий которых зависело слишком многое, как они чувствовали, как говорили, как договаривались друг с другом. И в этой части повествования фильм «Операция «Мясной фарш» действительно очень убедителен. Но именно такое пристальное внимание к внутреннему миру героев делает историю несколько наивной или, скорее, упрощенной.
После фильма создается ощущение, что судьба Второй Мировой решалась в полуподвальном кабинете, где работали два человека, не имеющего до этого никакого отношения к разведке. Все свои решения они вынуждены продавливать, потому что их начальник адмирал Годфри (Джейсон Айзекс) не готов ни на какой риск. А все свои выкладки они подробно раскрывают только отделу, сформированному из машинисток и расшифровщиц, среди которых зачем-то постоянно мелькает будущий автор бестселлеров Ян Флеминг, который фанатично стучит на своей машинке и периодически вторгается в повествование текстом «от автора».
Кроме того, удивление для отечественного зрителя вызывает еще кое-что: тело якобы погибшего Мартина выброшено на испанский берег 30 апреля 1943 года, еще две недели ушло на то, чтобы дезинформирующие документы попали к немцам. И только после этого начинается подготовка к высадке на Сицилию. В то же самое время советскими войсками уже выиграна Сталинградская битва (завершилась 2 февраля 1943), ставшая переломным моментом во Второй Мировой, а Курская дуга случится через два месяца после описываемых событий. Однако, именно высадка союзников на Сицилии преподносится создателями фильма как переломный момент борьбы с Гитлером. Она, безусловно, была важным этапом, но далеко не решающим.
И еще один момент. Главное книга о Сталинградской битве - повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», в которой повседневность советского офицера показана с какой-то пугающей ясностью. Но как она не похожа на жизнь британского офицера, который успевает и на танцы сходить, и стать там завсегдатаем, и влюбиться в очаровательную молодую вдову Джин (у которой тоже есть настроение ходить в паб).
Конечно, нужно понимать, что война была разной: не только в разных странах, но и на разных фронтах - видимом и невидимом. Об этом нужно помнить, когда смотришь даже такой крепко сколоченный, но снятый в эпоху постправды фильм.