«Большая маленькая ложь» от HBO, первый сезон которого вышел в 2017 году, один из постоянных участников всевозможных списков сериалов: для женщин, для выходных, психологических, детективных, мини-сериалов и так далее. Он действительно универсальный, особенно для тех, кто любит сюжет за закрученную интригу.
Сериал начинается с убийства на школьном благотворительном вечере, но чьего именно зритель не знает. Непосредственно расследование нам тоже не показано, вместо этого - подробное изображение нескольких недель перед событием. Пять семей, связанных между собой родством, дружбой, а порой, и враждой показаны нам, чтобы мы гадали: кто же из них убит и что к этому привело.
Говоря об интриге сюжет, следует прежде всего сказать о том, что имеется в виду не столько криминальная, детективная составляющая, а психологическая: образы главных героинь - Джейн, Мадлен, Селесты, Ренаты и Бонни - предстают перед нами в какой-то незащищенной правоте. Постепенно, минута за минутой, эпизод за эпизодом, мы испытываем все большее приближение к ним, и в какой-то момент кажется, что смотрим на них в сверхмощный бинокль, настолько подробно видим каждую эмоцию и уже можем догадываться о ее мотивах.
Изучает режиссер Жан-Марк Валле (вслед за автором романа, по которому снят сериал Лианой Мориарти) изучает не только напряженную внутреннюю жизнь героинь, но и их семьи. «Мысль семейная» здесь укладывается в толстовскую формулу о том, что каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Но в отличие от героев русской классики, здесь никто не признается в том, что несчастен. Именно об этом и название фильма. Но это видение не носит назидательного характера, речь идет не о том, что ложь губительна. Мол, посмотрите, что происходит с теми, кто допускает обман. Скорее авторы говорят нам о том, что ложь в какой-то степени неизбежна, а порой и необходима, но любая маленькая ложь неизбежно ведет к другой - побольше, так тянет за собой еще большую и так далее. И вот это уже становится проблемой для героинь, а для некоторых из них и бедой.
Фильм вообще получился очень женским, если можно так сказать. Это касается и затронутых тем, и созданных на экране образов, и непосредственных исполнителей главных ролей. О последнем следует сказать подробнее, потому что в данном случае это не просто звездный состав, но и настоящая школа актерского мастерства. Особенные роли сыграли Риз Уизерспун и Николь Кидман. И дело здесь не просто в самих ролях, здесь как раз нет ничего оригинального - литература и кино переполнены такими типажами, дело в том, как они это сделали. Такую многомерность, объемность образов им удалось создать, что ощущается какое-то внутреннее глубокое понимание актрисами своих героинь, их неравнодушие к этой истории. и разумеется, причина здесь не в том, что обе они выступили в качестве продюсеров, а в духовном родстве с этими женщинами, в реальное существование которых Кидман и Уизерспун заставили нас поверить.
Шейлин Вудли, Лора Дерн и Зои Кравиц нисколько не уступают им в плане достоверности, жизненности и проникновения в персонажа, но все-таки это мастерски исполненные роли, без душевного сращения с персонажем. И, конечно, нельзя не сказать о том, второй сезон стоит смотреть даже только ради одной Мэрил Стрип в проли свекрови Николь Кидман.
Мужские партии (Адам Скотт, Джеймс Таппер и, конечно, Александр Скарсгард) не менее блестящи, но сюжетно они отодвинуты на второй план. Однако на игре актеров это не сказывается, и всматриваться в их переходы эмоций, изменения мимики и язык тела хочется не менее внимательно, чем в женских ролях.
Название «Большая маленькая ложь» (в оригинале смысл скорее другое: «большие маленькие обманы») как нельзя лучше отражает суть сериала - его сюжет, философия и общую атмосферу происходящего на экране.