Взрослые мальчики

Sep 23, 2019 19:33

Иногда так хочется забыть обо всем, что ежедневно кружит в суете, и забыть на час или полтора с фильмом, где все родное и понятное. Родное, потому что ты, не живя в показанном там времени, знаешь о нем так много и словно бы остаешься в его системе координат.
Казалось бы, что общего может быть у нас, живущих в эпоху дронов, телемедицины, инстаграма и поколения Z, с тройкой выпускников Ленинградского мединститута образца примерно 1961 года? Оказывается, что не настолько мало, чтобы не посвятить этому отдельный разговор.

Фильм Алексея Сахарова «Коллеги» (1962) является экранизацией одноименной повести Василия Аксенова. После переезда писателя в США, фильм был как бы забыт, но истинная мудрость времени состоит в том, что оно никуда не отпускает и нигде не теряет то, с чем все это не должно случиться. «Коллеги» не только вернулся к зрителю, но он вообще не был забыт, потому что такое не забывается, как и сам воздух юности. Остается открытым вопрос о том, нужно ли основному большинству сегодняшних ровесников героев Аксенова и Сахарова это кино, но не стоит питать иллюзии, что глубокое художественное высказывание вообще когда-либо нужно большинству.

«Коллеги» - фильм о том, что есть такое понятие как профессиональный долг, кажется, сегодня мы совсем о нем забыли. А еще забыли, что учителя и врачи - это не вечно недополучающие бюджетники, а показатель здоровья общества. А кроме того, носители того самого долга перед собой и своим профессиональным выбором. Трое друзей, выбравших сложную профессию рассказывает еще и об ответственности - за друга, за жизнь, за свою судьбу и, как бы наивно это сегодня ни звучало, судьбу страны.

Мы действительно забываем в потоке дней о многом очень важном. Но возвращаясь в любимое кино, на которое выкраиваем необходимые полтора часа, мы словно бы вспоминаем, что есть другая жизнь, где мы так же чисты, благородны и высоко компетентны, как герои Аксенова. По крайней мере, эту жизнь мы проживаем в своем воображении, а значит, согласно современным исследованиям, для нашего мозга это совершенно реально.

И говоря о времени, запечатленном в фильме, об эпохе, когда ответственность и профессиональный долг были личным выбором, а не лозунгом, мы скучаем по нему не потому что там было лучше или удобнее… Наверное, там было просто честнее. И оказывается, что у нас есть духовная потребность в честности.

Возможно, весь этот художественный пафос так близок нам и так отчетлив в этой лишенной героики истории, что сыграна она блестяще тремя неподражаемым актерами: Василий Ливанов, Олег Анофриев и Василий Лановой. Все они впоследствии составили славу отечественного кино, а тогда, будучи современниками и ровесниками своих героев, только вступали в жизнь и в профессию. Конечно, у них впереди были ошибки и достижения, и жизнь оказалась сложнее, чем представлялась студентам театральных институтов. Но их нам не забыть именно в образах молодых людей, для которых, как истинных врачей, слово «коллега» иногда значит больше, чем «друг».

Моя родина СССР, Кинозал для одного

Previous post Next post
Up