Оригинал взят у
zwelik1 в
Какую дать ребенку краску?Об уверенности родителей в себе.Мне пишут:
"Один цвет дать ребенку для начала живописи? А как его выбрать? По-идее, выбрать его должен ребенок (именно тот цвет, который ему нужен сейчас). Но я же не могу поставить перед ним несколько баночек с краской, а потом убрать все, кроме одной, он обидится."
Начнем с того, что "по идее выбрать его должен сам ребенок" - это не так! - это ложное положение является источником массы бед! (Акцент на слове ВЫБРАТЬ!)
Дело в том, что ребенок до определенного возраста не в состоянии заниматься деятельностью выбора. Он не выбирает, он просто берет. Разница чрезвычайно тонка, взрослому понять ее очень трудно, потому что взрослый почти всегда ВЫБИРАЕТ. Ребенок же живет в ЭМПАТИИ (сродстве и притяжении) к миру, его организм, его внимание открыто навстречу ВСЕМУ, а выбор предполагает предпочтение - и, значит, сознательное отвержение некой части бытия. Для этого нужно сознание, которое и обладает тем самым "отталкивающим", отсортировывающим свойством. Но прежде чем отвергать, выбирать - ребенку требуется - как воздух испытать и испробовать во всей полноте!
Взрослому очень трудно объяснит, с каким чувством обращен к миру ребенок. Если он хочет, находясь в ЭМПАТИИ, то силу его устремления можно сравнить только с силой невероятного, почти смертельного голода, переживаемого или с силой жажды в пустыне. Тогда и взрослый бросается на еду без разбора - не важно что- ржаная корка или деликатес - он пихает это прямо в рот, глотает жадно... Так и ребенок в своих ВОСПРИЯТИЯХ - буквально всасывает, впитывает восприятия всем своим существом..Ни о каком ВЫБОРЕ, взвешивании речь не идет, - как магнит к железу притягивется он к воспринятому. Потому-то дети так болезненно реагируют на лишение этого предмета - как на отнятую в пустыне воду...
В своем педагогическом цикле лекций о теме детской ЭМПАТИИ Р.Штейнер высказывется косвенно: "маленький ребенок- ЭТО ЦЕЛИКОМ И ПОЛНОСТЬЮ ОРГАН ЧУВСТВ" емного поясню, что это значит - что он ЖИВЕТ, действует, ведет себя так, как ведет себя орган чувств, так же полностью рыскрыт миру. Что привлекает глаз? Яркое, блестящее, освещенное.. Что привлекает ухо? Благозвучное, - или громкое...
Воспитатель, старший - является тем "волшебным фонарем", который лучом своего внимания, рассказом, движением, ИГРОЙ, - извлекает из окружающего нечто, к чему имеет свой интерес, и может своим интересом, сделать вещь живой. Благодаря своему вниманию, в своих глазах, он может вызвать внимание ребенка, как мышцы глаза направляют взгляд на предмет.
Но представьте себе глаз, который открыт, и который навязчиво спрашивают- что ты сейчас хочешь видеть- красное или зеленое? Выбирай! - Я хочу видеть ВСЕ! - отвечает он...
Родители, задавая вопрос о выборе, вместо того, чтобы помочь ПРИБЛИЗИТЬСЯ К ВЕЩАМ, раскрыть их и полюбить в них хорошее, достойное - и тем самым дать в будущем САМОСТОЯТЕЛЬНО уйти от дурного в них - сразу же отдаляют детей от мира своим вопросом о предпочтении, приучая бессознательно к критике и суждению "от пупка" еще ДО полноценной и всесторонней встречи с предметом. От родителя исходит таким образом постоянное побуждение к ребенку чувствовать только свои внутренние импульсы, еще несовершенные, его сознание ориентируют на "что я хочу, а вернее, что я вожделею" - а не на мир, не на то, что вижу, что идет мне навстречу, что я мог бы полюбить и узнать - или чего я мог бы испугаться... Создается привычка НЕ ВИДЕТЬ ОКРУЖЕНИЯ, а видеть только свои желания.
В более взрослом возрасте это воспитание дает плоды в виде "бытового хамства" - неспособности принять новое, оценить по достоинству ценности других, найти в них положительное. "Мне нравится только то, что нравится мне, и ничего мне больше не показывайте"..
НО что же делать, как же вызвать интерес, привлечь к тому чего ребенок ещНЕ ХОЧЕТ? (Только не спрашивайте, как запихать в него кашу, когда он не голоден! Это был бы рецепт манипуляции, обмана и навязывания "того, о чем пишут, что это полезно, и развивает ребенка." Этих "рецептов", как надуть свое дитя, как лягушку, через соломинку, вставленную в мозги, здесь не ищите!)
Привлечь, заинтересовать, раскрыть что-то детям можно только ПОДЕЛИВШИСЬ СВОИМ ИНТЕРЕСОМ. своей игрой с этим, своей фантазией. Именно поэтому меньшие дети все время лезут к старшим. Только те сели в шахматы играть - ему надо шахматы. - "Ну на, мы вот шашки возьмаем"... - Ему тут же нужны шашки... - Да не шашки ему нужны! А интерес играющих привлекает его! Не материя! Душа взрослых, прикасаясь к вещам, волшебной палочкой внимания раскрывает в них дверки в высший мир - мир игры, таинственного, радостного, познания подлинности бытия. И ребенок, как говорили раньше, ЗАРАЖАЕТСЯ ЭТИМ ИНТЕРЕСОМ.
НО - О УЖАС!!! ЧТОБЫ ПОДЕЛИТЬСЯ ИНТЕРЕСОМ - НАДО ЕГО ИМЕТЬ...
Для этого нужно
1.самому заинтересоваться для чего -
2.заняться этим предметом, делом...- но для этого нужно -
3.отставить в сторону все остальные мешающие "интересы" - типа - а вот научусь сегодня рисовать, и научу завтра и ребенка - надо позволить себе УВЛЕЧЬСЯ САМОМУ этим занятием
4.чтобы позволить себе увлечься, надо перестать думать о том, что детям полезно, и начать делать то, что посит сердце- петь, танцевать, рисовать,мастерить... ИГРАТЬ.
---------------------
ИГРАЯ с красками, звуками, словами человек учится всему на свете. Собственно, потому ребенок и играет - что игра это божественный перводвигатель жизни и познания, не требующий никакого отвержения и выбора, подразумевающий еще полное слияние с вещью. Это проявление ЭМПАТИИ, сродства, охват предмета во всех его качествах со всех сторон. Иначе можно было ы назвать игру чистым ПРИЧАСТИЕМ МИРУ.
Способ выбора очень простой! Так же, как вы выбираете. что ребенку сказать, куда пойти гулять сегодня, или надо ли ему улыбнуться? Или произнести какое-то слово? В основе этого "способа" лежит то, что ребенка на этот свет и привело - его изначальное ДОВЕРИЕ и ЛЮБОВЬ к вам, и ваше доверие и любовь к нему.- Дарение и БЛАГОДАРЕНИЕ. Не бойтесь просто взять и что-то протянуть, что-то предложить. Но не с вопросом- Хочешь вот это?" - А с импульсом ОТ СЕБЯ, ОТ СВОЕГО СЕРДЦА:"Смотри, что у менч есть! Вот здорово! А знаещь, что я (я, не ТЫ, а я, я, я, мама. родитель!) сейчас хочу сделать? Будьте впереди, будьте ВЕДУЩИМ, на шаг вперед, и за вами пойдут. ПРИМЕР И ПОДРАЖАНИЕ - волшебная палочка в малом возрасте.
Можно хоть одну и ту же краску брать хоть каждый день, если она вам интересна, любима вами, если вы В СОСТОЯНИИ ЕЙ УДИВИТЬСЯ И ЕЙ УЛЫБНУТЬСЯ, и В НЕЕ ПОИГРАТЬ. - История одной мамы.
Они поехали в деревню, далеко и надолго, и оказалось, что в сумке был один- единственный тюбик - но большой - с одной - такой веселой - апельсиново-оранжевой краской. А дитё очень ждало, что мама с ним порисует. Так они неделю этой одной краской рисовали. Сначала она у них была "большим-большим царством, гда живет Солнце" (весь лист закрасили одним цветом, и сделали из него потом абажурчик для лампочки ). Потом, на следующий день, другой лист покрылся точками-звездочками. - На третий день - развели краску совсем жидко, и по листу потекли волшебные золотые речки. А на четвертый раз мама взяла варенье из малины, и развела его, как краску, добавив немного меда - и вот, появился еще один цвет, и стал играть с золотым... Так они и играли каждый день во что-то новое.-
Забыл сказать, в деревне не было поблизости магазина, где можно было купить акварель... Но было нечто другое- собственно, мама СОЗДАВАЛА И УГАДЫВАЛА НАСТРОЕНИЕ, в котором сегодня стоило побывать им, а краска была как бы инструментом, транспортным средством, на котором они попадали в эту волшебную страну...
Она не спрашивала - какую ты хочешь краску? - ОНА ЕЕ СОЗДАВАЛА ВХОД В ИГРУ - своими действиями, затеями,придумками - одним словом, просто любовью...
Будьте рады и уверены в той "краске", которую вы выбрали ИМЕННО СЕГОДНЯ И СЕЙЧАС, ИМЕННО ДЛЯ СВОЕГО РЕБЕНКА, ДЛЯ НЕГО, - и вручите ее ОТ СЕРДЦА, добавив в немного волшебного вещества - своей фантазии, игры, и радости. Здесь не нужен СТРАХОВОЙ полис (от слова СТРАХ) - а вдруг ребенку это не понравится, не полезно будет? - СЕРДЦЕ ПОДСКАЖЕТ.
СОВРЕМЕННЫЕ МАМЫ ПРОСТО ПОСТОЯННО ТРЯСУТСЯ ОТ СТРАХА "СДЕЛАТЬ С ДЕТЬМИ ЧТО-ТО НЕПРАВИЛЬНО, ЧТО НЕ БУДЕТ ИХ РАЗВИВАТЬ В ВЕРНОМ НАПРАВЛЕНИИ". дАЙТЕ ЛЮБВИ И РАДОСТИ ПОДСКАЗАТЬ ВАМ ВЕРНЫЙ ПУТЬ...
Чтобы было понятнее, представьте себе: любящий вас мужчина стоит перед киоском с цветами, и выбирает - какие же вам купить? Он же не бежит вас спрашивать - какие тебе цветы купить?? Он вас ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВНУТРЕННЕ, обнимает своей душой - и ВИДИТ, какие цветы вам именно сегодня и сейчас надо нести...
Постоянные вопросы, которые мамы задают детям "Какой сок ты будешь?" "Кашу будешь?" "Гулять пойдем?" "Тебе не холодно?" - атрофируют собственное чувство к ребенку,а кроме того, приводят его к неуверенности в себе. Если МАМА (а она же знает все на свете!) не знает, куда мы пойдем гулять, и еще и спрашивает у меня... - Вобщем, неуверенность взрослого в себе пытается прикрыться фиговым листком вопросов к ребенку, (я же не могу знать, что он хочет?!- да отлично можем знать! Надо только прислушаться к себе, и ДЕЛАТЬ ЭТО РЕГУЛЯРНО. А еще не бояться постоянно СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЫ - весело и затейливо предложить, ПОДЗАВЕСТИ НА НОВОЕ!- "Знаешь, что у меня есть? - Знаешь, куда мы пойдем? ) Страх родителя- прислужника "не угодить" страшно вредит ребенку, делая его деспотом, которому никогда не угодишь - потому что ЕГО НЕ НАУЧИЛИ ЗНАТЬ, ЧТО ЕМУ НАДО.Если родитель боится своих инициатив, своих предложений и действий, и постоянно стоит позади с вопросом - как ребенок может стать уверенным, творчески-инициативным?
У НЕГО НЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПРИМЕРА - от вас -УВЕРЕННОСТИ В ЖИЗНИ!
Это положение растит из него капризного неврастеника. -
Конечно, я могу поделиться опытом предпочтений детей - что они очень часто нуждаются в нежно-розовых тонах, и что в целом для маленьких детей предпочтительны теплые цвета (розово-красно-оранжево-желтые, но они с удовольствием хватают также и "цвет морской волны- зеленовато-голубой - просто потому, что он очень остр, пробуждающ... )Понимаете, цвет - это ПРЕПАРАТ, это - вселенский дар, Собственно как и все на свете. Вы же не спрашиваете, каким ласковым словом наделить вашего ребенка, или как его обнимать? Попробуйте дать и цвет так, как будто ваша душа в этот момент обнимает и целует В ЭТОМ ЦВЕТЕ его... Одевает его в этот цвет, как в волшебный плащ. как в царские райские одежды, взятые в волшебном доме радуги, сияющем и цветном. Как будто вы в раю, и дарите цветок этого цвета, со всей любовью и благоговением - к нему, к цвету - и к самой ЖИЗНИ - возможности этот цвет видеть и им ДЫШАТЬ... И тогда все будет на месте... ар от сердца всегда достигает своей цели.