Какую дать ребенку краску?Об уверенности родителей в себе.

Jun 04, 2013 23:19

Мне пишут:
"Один цвет дать ребенку для начала живописи? А как его выбрать? По идее, выбрать его должен ребенок (именно тот цвет, который ему нужен сейчас). Но я же не могу поставить перед ним несколько баночек с краской, а потом убрать все, кроме одной, он обидится."

Начнем с того, что утверждение, что "по идее выбрать его должен сам ребенок" - это не так! - это ложное положение является источником массы бед! (Смысловой акцент у взрослого, конечно же будет на слове ВЫБРАТЬ!)
  Дело в том, что ребенок до определенного возраста не в состоянии заниматься деятельностью выбора. Он не выбирает, он просто берет.
Разница чрезвычайно тонка, взрослому понять ее очень трудно, потому что взрослый почти всегда выбирает. Ребенок же живет в ЭМПАТИИ (сродстве и притяжении) к миру, его организм, его внимание открыто навстречу ВСЕМУ. Выбор же предполагает предпочтение - и, значит, сознательное отвержение некой части бытия. Для отвержения нужен инструмент отсечения. И это - сознание, которое и обладает тем самым "отталкивающим", отсортировывающим свойством. Но прежде чем отвергать, выбирать - ребенку как воздух требуется испытать и испробовать мир во всей полноте!

Взрослому очень трудно объяснить, с каким чувством обращен к миру ребенок. Если он хочет, стремится, находясь в ЭМПАТИИ, то силу его устремления можно сравнить только с силой переживаемого невероятного, почти смертельного голода, или с силой жажды в пустыне. Взрослый переживает эмпатию крайне редко, как голод или сильную жажду, например - и тогда он бросается на еду без разбора - не важно что, ржаная корка или деликатес - он пихает это прямо в рот, и глотает жадно... Так и ребенок в своих ВОСПРИЯТИЯХ - буквально всасывает, впитывает восприятия всем своим существом..Ни о каком ВЫБОРЕ, взвешивании речь не идет, - как магнит к железу, притягивется он к воспринятому. Потому-то дети так болезненно реагируют на лишение этого предмета - как на отнятую в пустыне воду...
О теме детской ЭМПАТИИ в своем педагогическом цикле лекций Р.Штейнер высказывается косвенно: "маленький ребенок- ЭТО ЦЕЛИКОМ И ПОЛНОСТЬЮ ОРГАН ЧУВСТВ". -   Немного поясню, что это значит - что он ЖИВЕТ, действует, ведет себя так, как ведет себя орган чувств, так же полностью раскрыт миру. Что привлекает глаз? Яркое, блестящее, освещенное.. Что привлекает ухо? Благозвучное - или необычное...
Воспитатель, старший - является тем "волшебным фонарем", который лучом своего внимания,   рассказом, движением, ИГРОЙ, - извлекает из окружающего нечто, к чему имеет свой интерес, и может своим интересом, сделать вещь живой. Благодаря своему вниманию,  в своих глазах, он может вызвать внимание ребенка, как мышцы глаза направляют взгляд на предмет.
Но представьте себе глаз, который открыт, и который навязчиво спрашивают- что ты сейчас хочешь видеть- красное или зеленое? Выбирай! - Я хочу видеть ВСЕ! - отвечает он...

Родители, задавая вопрос о выборе, вместо того, чтобы помочь приблизиться к вещам, раскрыть их и полюбить в них действительно хорошее, достойное  - и тем самым дать в будущем самостоятельно уйти от дурного  в жизни - сразу же отдаляют детей от  мира своим вопросом о предпочтении, приучая бессознательно к критике и суждению "от пупка" еще ДО полноценной и всесторонней встречи с предметом. От родителя при этом исходит  постоянное побуждение к ребенку чувствовать только свои внутренние импульсы, еще несовершенные;  его сознание ориентируют на то, "что я хочу, а вернее, что я вожделею, что, извините, прет из меня" - а не на мир, не на то, что вижу, что идет мне навстречу, что я мог бы полюбить и узнать - или чего я мог бы испугаться... Создается привычка НЕ ВИДЕТЬ ОКРУЖЕНИЯ, а видеть только то, что лезет изнутри - свои желания.
В более взрослом возрасте это воспитание дает плоды в виде "бытового хамства" - неспособности принять новое, оценить по достоинству ценности других, найти в них положительное. "Мне нравится только то, что нравится мне, и ничего мне больше не показывайте"." Все, что нравится вам - отстой, дрянь, потому что это нравится вам, а не мне."
Но что же делать, как же вызвать интерес, привлечь к тому чего ребенок еще НЕ хочет? (Только не спрашивайте, как запихать в него кашу, когда он не голоден! Это был бы рецепт манипуляции, обмана и навязывания "того, о чем пишут, что это полезно, и развивает ребенка."  Этих "рецептов", как надуть свое дитя, как лягушку, через соломинку, вставленную в мозги, здесь не ищите!)

Привлечь, заинтересовать, раскрыть что-то детям можно только ПОДЕЛИВШИСЬ СВОИМ ИНТЕРЕСОМ.  своей игрой с этим, своей фантазией. Именно поэтому меньшие дети все время лезут к старшим. Только те сели в шахматы играть - ему надо шахматы. - "Ну на, а мы вот шашки возьмем"... - Ему тут же нужны шашки... - Да не шашки ему нужны! А интерес играющих привлекает его! Не материя! Душа взрослых, прикасаясь к вещам, волшебной палочкой внимания раскрывает в них дверки в высший мир - мир игры, таинственного, радостного, познания подлинности бытия.
И ребенок, как говорили раньше,  ЗАРАЖАЕТСЯ ЭТИМ ИНТЕРЕСОМ.

НО - О УЖАС!!! ЧТОБЫ ПОДЕЛИТЬСЯ  ИНТЕРЕСОМ - НАДО ЕГО ИМЕТЬ...

Для этого нужно
1.самому заинтересоваться для чего "это" -
2.заняться этим предметом, делом...- но для этого нужно -
3.отставить в сторону все остальные мешающие "интересы" - типа - а вот научусь сегодня рисовать, и научу завтра и ребенка - надо позволить себе ВСЕЦЕЛО УВЛЕЧЬСЯ САМОМУ этим занятием
4.чтобы позволить себе увлечься, надо перестать думать о том, что детям полезно, и начать делать то, что просит сердце - петь, танцевать, рисовать,мастерить... ИГРАТЬ.
(да... Не идут волы воду пить, не идет вода огонь тушить, не идет огонь солому жечь... Ох.)
---------------------
 ИГРАЯ с красками, звуками, словами человек учится всему на свете.  Собственно, потому ребенок и играет - что игра это божественный перводвигатель жизни и познания, не требующий никакого отвержения и выбора, подразумевающий еще полное слияние с вещью. Это проявление ЭМПАТИИ, сродства, охват предмета во всех его качествах со всех сторон. Иначе можно было ы назвать игру чистым ПРИЧАСТИЕМ МИРУ.
Способ выбора очень простой! Так же, как вы выбираете. что ребенку сказать, куда пойти гулять сегодня, или надо ли ему улыбнуться? Или произнести какое-то слово?  В основе этого "способа" лежит то, что ребенка на этот свет и привело - его  изначальное ДОВЕРИЕ и ЛЮБОВЬ к вам, и ваше доверие и любовь к нему.- Дарение и БЛАГОДАРЕНИЕ. Не бойтесь просто взять и что-то протянуть, что-то предложить. Но не с вопросом- Хочешь вот это?" - А с импульсом ОТ СЕБЯ, ОТ СВОЕГО СЕРДЦА:"Смотри, что у меня есть! Вот здорово! А знаешь, что я (я, не ТЫ, а я, я, я, мама. родитель!) сейчас хочу сделать?  Будьте впереди, будьте ВЕДУЩИМ, на шаг вперед, и за вами пойдут. ПРИМЕР И ПОДРАЖАНИЕ - волшебная палочка в малом возрасте.
Можно хоть одну и ту же краску брать хоть каждый день, если она вам интересна, любима вами, если вы В СОСТОЯНИИ ЕЙ УДИВИТЬСЯ И ЕЙ УЛЫБНУТЬСЯ, и В НЕЕ ПОИГРАТЬ. - История одной мамы.
Они поехали в деревню, далеко и надолго, и оказалось, что в сумке был один- единственный тюбик - но большой - с одной - такой веселой - апельсиново-оранжевой краской. А дитё очень ждало, что мама с ним порисует. Так они неделю этой одной краской рисовали. Сначала она у них была "большим-большим царством, гда живет Солнце" (весь лист закрасили одним цветом, и сделали из него потом абажурчик для лампочки ). Потом, на следующий день, другой лист покрылся точками-звездочками. - На третий день - развели краску совсем  жидко, и по листу потекли волшебные золотые речки. А на четвертый раз мама взяла варенье из малины, и развела его, как краску, добавив немного меда - и вот, появился еще один цвет, и стал играть с золотым... Так они и играли каждый день во что-то новое.-
 Забыл сказать, в деревне не было поблизости магазина, где можно было купить акварель... Но было нечто другое- собственно, мама СОЗДАВАЛА И УГАДЫВАЛА НАСТРОЕНИЕ, в котором сегодня стоило побывать им, а краска была как бы инструментом, транспортным средством, на котором они попадали в эту волшебную страну...
Она не спрашивала - какую ты хочешь краску? - ОНА ЕЕ СОЗДАВАЛА ВХОД В ИГРУ - своими действиями, затеями, придумками - одним словом, просто любовью...

Будьте рады и уверены в той "краске", которую вы выбрали ИМЕННО СЕГОДНЯ И СЕЙЧАС, ИМЕННО ДЛЯ СВОЕГО РЕБЕНКА, ДЛЯ НЕГО, - и вручите ее ОТ СЕРДЦА, добавив в нее немного волшебного вещества - своей фантазии, игры, и радости. Здесь не нужен СТРАХОВОЙ полис (от слова СТРАХ) - а вдруг ребенку это не понравится, не полезно будет? - СЕРДЦЕ ПОДСКАЖЕТ.

СОВРЕМЕННЫЕ МАМЫ ПОСТОЯННО ТРЯСУТСЯ ОТ СТРАХА  "СДЕЛАТЬ С ДЕТЬМИ ЧТО-ТО НЕПРАВИЛЬНО, ЧТО НЕ БУДЕТ ИХ РАЗВИВАТЬ В ВЕРНОМ НАПРАВЛЕНИИ". -
ДАЙТЕ ЛЮБВИ И РАДОСТИ ПОДСКАЗАТЬ ВАМ ВЕРНЫЙ ПУТЬ !.. Позвольте себе послушать себя...

Чтобы было понятнее, представьте себе: любящий вас мужчина стоит перед киоском с цветами, и выбирает - какие же вам купить? Он же не бежит вас спрашивать - какие тебе цветы купить?? Он вас ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВНУТРЕННЕ, обнимает своей душой - и ВИДИТ, какие цветы вам именно сегодня и сейчас надо нести...
Постоянные вопросы, которые мамы задают детям "Какой сок ты будешь?" "Кашу будешь?" "Гулять пойдем?" "Тебе не холодно?" -  атрофируют собственное чувство сопереживания родителем ребенка, а кроме того, приводят и его к неуверенности в себе - по родительскому же примеру! Если МАМА (а мама же знает все на свете! ) и она - не знает, куда мы пойдем гулять, а еще и спрашивает у меня... Караул.
В чем же тогда можно быть уверенным, если даже мама этого не знает? -
Неуверенность в себе взрослого  пытается прикрыться фиговым листком вопросов к ребенку, (я же не могу знать, что он хочет?! - да отлично можете знать! Надо только... посмотреть в Гугле :-[ 
прислушаться к себе, к своему со-ощущению с ребенком, и ДЕЛАТЬ ЭТО РЕГУЛЯРНО. А еще не бояться постоянно СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЫ - весело и затейливо предлагать, ПОДЗАВЕСТИ НА НОВОЕ!- "А знаешь, что у меня есть? - А знаешь, куда мы пойдем? А, не знаешь...)
Страх родителя- прислужника "не угодить" страшно вредит ребенку, делая его деспотом, которому никогда не угодишь, это в принципе невозможно - потому что
ЕГО НЕ НАУЧИЛИ ЗНАТЬ, ЧТО ЕМУ НАДО
Если родитель боится своих инициатив, своих предложений и действий, и постоянно стоит позади с вопросом - как ребенок может стать уверенным, творчески-инициативным?
У НЕГО НЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПРИМЕРА - от вас  не передана УВЕРЕННОСТЬ В ЖИЗНИ!
  Это положение растит из него капризного неврастеника. -
 Конечно, я могу поделиться опытом цветовых предпочтений маленьких детей - они очень часто нуждаются в нежно-розовых тонах, и в целом для маленьких предпочтительны теплые цвета (розово-красно-оранжево-желтые, но они с удовольствием хватают также и "цвет морской волны- зеленовато-голубой - просто потому, что он очень остр, пробуждающ... ) Цвет - это ПРЕПАРАТ, это - вселенский дар, Собственно как и все на свете.
Вы же не спрашиваете, каким ласковым словом наделить вашего ребенка, или как его обнимать? Попробуйте дать и цвет так, как будто ваша душа в этот момент обнимает и целует его, вознося В ЭТОМ ЦВЕТЕ... Одевает его в этот цвет, как в волшебный плащ, как в царские райские одежды, взятые в волшебном доме радуги, сияющем и цветном. Как будто вы в раю, и дарите цветок этого цвета, со всей любовью и благоговением - к нему, к цвету - и к самой ЖИЗНИ - за возможность этот цвет видеть и им ДЫШАТЬ... И тогда все будет на своем месте... дар от сердца всегда достигает цели.

Вальдорфская педагогика, Педагогика, Рисование с маленькими детьми, Какую краску дать ребенку, Рисунки детей, семинар живопись терапия, Раннее развитие, рисование, Живопись с детьми

Previous post Next post
Up