Тезисно о том, что вошло в бизнес-обзор: эволюция офисного планктона, сторителлинг на практике (со значение слова разберемся), низкая доля производства товаров в России, возможное закрытие нескольких заводов "РУСАЛа", социальный контракт предпринимателей и Алексея Навального, принципы общения с клиентами в соответствии с их сегментацией, топ-50 стран для бизнес-эмиграции. Без частных размышлений также не обошлось. Они касаются работы официантов и в целом ситуации в малом бизнесе, иностранных инвестиций и эффективного ритейла 21 века.
Офисный планктон
Александр
astikhin Стихин
рассказывает, что "наткнулся на
интересный обзор под названием "Как эволюционировал офисный планктон". Вот некоторые выдержки из статьи:
- "Можно подумать, что жизнь офисного работника - дело современное. Однако, как объясняет Люси Келлавэй, история людей, прикованных к столам в своих конторах, насчитывает несколько веков.
- Самым большим зданием средневекового Лондона был собор Святого Павла. Сейчас его затмевают небоскребы, в которых располагаются офисы.
- Офис - это место, где мы проводим большую часть своего времени. Практически, мы там живем. Коллеги и начальники видят нас чаще и дольше, чем наши собственные семьи.
- За последние два столетия офисы изменили все. Они сделали всех нас средним классом. Они изменили многих женщин, переместившихся из кухни в зал заседаний, заглянув по пути в машинописное бюро. Они также подняли образовательные стандарты и послужили стимулом для многих технологических достижений.
- Мне кажется, что офисы сегодня переживают что-то вроде кризиса идентичности. И вообще, неясно: нужны ли нам офисы как таковые, ведь сегодня мы можем не ходить на службу, а работать, сидя в Starbucks".
Сторителлинг на практике
Константин
reklamarik Земцов
делится своим опытом в рассказывании историй. Это не просто истории, они применяются в бизнесе. Это сторителлинг в действии. Под сторителлингом понимается умение красиво, эффектно преподнести некую историю для любой аудитории.
Он сочетает психологические, управленческие и прочие аспекты, позволяет не только эффективно донести информацию до человека, но и мотивировать его на поступок, добиться максимально высоких результатов. Блогер пишет: "История сделана посредством фото-комикса. "В самом начале я долго придумывал тему истории, но так и не придумал, чтобы можно было вскрикнуть "Вау!" и бегать по кварталу с гениальной мыслью в голове :) В итоге Ксюша предложила сделать фото-сессию прямо на Иннопроме, местной Екбэшной промышленной выставке. Поехать на разведку боем и там действовать по ситуации. Так и сделали".
reklamarik отмечает, что после фото-сессии он изменил коммерческое предложение, сделав его больше похожим на рассказ истории. "Фото-история собрала неплохое количество лайков, и коммерческое предложение стало работать совсем иначе, читателям очень нравится такой формат: если раньше после отправки предложения звонил я, то теперь клиенты звонят мне :)"
Блогеры оценили такой подход к бизнесу:
- "История действительно вышла преотличная! Рада за тебя :)" (
kuzheleva). - "Отлично. Грамматические ошибочки только поправьте :)" ( andreysemenov).
reklamarik ссылается на еще одно рассуждение о сторителлинге от Сергея
slavinsky Славинского: "История успеха человека из нашего (целевой аудитории) круга, история одного шага к лучшей жизни или заветной мечте, которая не выглядит фантастикой - это мощный инструмент. <...> Но проблема в том, что этот инструмент мы не развиваем. Я знают тысячи агентств, рисующих красивые картинки. Но знаете ли вы хоть одно, которое пишет красивые истории? Их нет - этот рынок пуст. И, несмотря на то, что мы все несколько раз перечитывали "Огилви о рекламе", мы так и не смогли понять того, что текст был, остается и будет куда более важным, чем картинка. Потому как те картинки, что выходит из-под рук наших мастеров - уведомляют, но не рассказывают истории. Да, рынок "дизайна слова" - практически пуст. Несмотря на то, что потенциал такого дизайна - колоссален. <...> Это как тяга рестораторов к картинкам в меню в надежде, что это поднимет продажи. Но сравнивая эффект от сомнительного качества фото с эффектом от красивого описания, вызывающего слюноотделение - все становится очевидным".
В комментариях блогеры
пишут:
- "В корп. управлении сторителлинг на пике моды. В маркетинге тоже волна нарастает - но, в основном, на хребте другой моды - соцсетей. Самое место для историй, вроде как. Но научную основу - увы, никто не подкладывает. Все еще впереди. Ну и брендинг, само собой, на подхвате" ( monogatarist). slavinsky отвечает: "Скорее корпоративное управление догоняет. Мода на сторителлинг - это мода 10-летней давности, если не ошибаюсь. Я, помню, еще работал в Coruna, когда это активно муссировали. Но вот про "хребет" согласен - думаю этим и обусловлено. Хотя очень интересно посмотреть на цикличность. Смена длинного сообщения на короткое произошла в середине 60-х, где первыми убрали рассказ и поставили Coke! "Кока-Кола". Тогда же заменили рисованное изображение с пьющими колу на пикнике на фото с крупным планом кубиков льда, падающих в бокал... Потом - 80-е с историями... Может здесь есть какая-то закономерность? Когда устают от абстракции и хотят конкретики и наоборот?"
slavinsky отвечает на сомнения блогеров по эффективности сторителлинга:
-
zm_sochi: "Истории рассказывать - это здорово! Но вот даже слушать народ не сильно хочет, а читать и подавно...".
-
slavinsky: "Не слушают то, что не интересно. в этом и смысл :-)"
-
pugoviza: "Интересно, но спорно. Вы как человек, увлеченный словом, отстаиваете слово в первую очередь :) а мне кажется, что хорошее фото или иллюстрация с неменьшим успехом могут рассказать историю. истории - это хорошо, просто история может быть как текстовая, так и визуальная" (
pugoviza).
-
slavinsky : "Не совсем так. Не суть, чем я увлечен, суть в "рассказать историю" - она может быть в картинках, видео или текстах. Но в чем сила (текста) слова, так это в том, что каждый воспринимает его для себя вполне однозначно. Ведь картинку выстраиваем мы сами".
-
u_bukreeva: "А как же лень современного читателя, который мыслит и оперирует короткими фразами и абзацем в три предложения? Не получится ли так, что прочитано будет начало и конец в обход самого главного?"
-
slavinsky : "Лень - читать то, что не интересно. Абзац в три предложения - это не весь смысл, а только шанс заинтересовать. Метод - он все-таки избирательный. Но избирательность больше зависит от формы подачи материала, чем от его содержания. Комикс или текст :)".
Социальный контракт предпринимателей и Алексея Навального
navalny сообщает (репост найден у Федора
fyodorrrrr Крашенинникова), что несколько недель назад на встрече с интернет-предпринимателями обсуждалась идея, что именно на честный и независимый бизнес, который не завязан на нефтяной трубе, "созданный руками и головами, а не полученный в ходе приватизации" и "в котором главные статьи расходов - оплата людей, инвестиции в интеллектуальный капитал, а не бесконечные эти "КАПВЛОЖЕНИЯ", может опереться и честная, независимая политика. <...> Нужна открытая позиция, нужно открытое финансирование. Нужен "социальный контракт" между политиками, принимающими на себя обязательства прозрачной работы на благо общества и бизнесом, открыто заявляющим о поддержке таких политиков.
И такие люди, которые не спрятались "за лицемерным "мы вне политики", нашлись.
37 руководителей интернет- компаний заключили «социальный контракт» с кандидатом в мэры Москвы Алексеем Навальным. Представлю выдержку из социального контракта: "Через месяц пройдут выборы мэра Москвы.Часто говорят, что «бизнесмены вне политики», но мы считаем такую позицию трусостью и лицемерием. Страх публичных заявлений и разобщение - путь в никуда. Пора признать, что политика прямо влияет на бизнес: на нас самих, сотрудников, регуляторов рынка, правоохранителей. Мы уважаем Навального за веру в себя и готовность лишиться свободы за убеждения, но наша помощь - не акт благотворительности. Мы ожидаем от Навального защиты верховенства закона, поддержки независимых судов, реальной подотчетности чиновников обществу. Со своей стороны, мы будем поддерживать политика Навального репутацией, финансовыми, организационными и другими ресурсами".
Список предпринимателей и полный текст контракта можно найти
здесь.
Григорий
garyh_jet Кепкин
приводит комментарий Павла Дурова - одного из создателей социальной сети "ВКонтакте" - по поводу заключенного социального контракта: "Нет смысла мечтать о смене "нечестных правителей на честных". Это хождение по кругу; ментальность крепостных, которые верят в добрых и злых царей. Ментальность свободных людей выражается в том, что они проектируют и строят системы, в рамках которых характер царя уже не значим. Поэтому единственное, что теоретически имело бы смысл обсуждать (если бы мы жили в другой стране, где массы исторически не алчут сильных царей), - это смена тяжелых взяткоемких законодательных систем на легкие и прозрачные. <...> Но чтобы перестать мечтать о честных политиках и начать массово мечтать о правильно спроектированных системах, нужен некий общекультурный сдвиг, резкое повышение уровня абстракции массового сознания. Я оптимист, но в подобные изменения не верю. Поэтому к суете вокруг Навального традиционно отношусь нейтрально, так же, как к другим забавам интернет-населения".
Мнения пользователей соц. сетей относительно данного вопроса можно найти
здесь и
тут.
О производстве в России
Сергей
ssr Рублев
пишет (со ссылкой на
источник): "Страна, а вместе с ней и народ утратили понимание того, ради чего, собственно, они живут. В России сегодня преимущественно зарабатывают лишь те, кто относится к так называемому «обслуживающему персоналу». Общество наводнилось халдеями, хоть названия должностей у них разные. Сознание у «официантов», согласно принципу Маркса, при любых условиях, статусах и чаевых остаётся рабским".
Также блогер напоминает о том, что
"производство товаров в России на душу населения в десятки раз ниже, чем в любой развитой стране. Мы серьезно не инвестируем в основной капитал уже более двадцати лет. Зато мы лидеры по доле торговли в ВВП. Если так пойдет дальше, то скоро мы окажемся в доиндустриальной фазе".
О деятельности завода "РУСАЛ"
charsov сообщает: "Вчера Олег Дерипаска заявил в интервью "Интерфаксу", что до конца года "Русал" может остановить производство на четырех нерентабельных алюминиевых заводах дивизиона "Запад": Волгоградском (ВгАЗ), Богословском (БАЗ), Уральском (УАЗ) и Надвоицком (НАЗ) общей мощностью 371,7 тыс. тонн алюминия в год". Важно отметить, что два завода являются градообразующими. Таким образом, другую работу в этих городах сотрудники найти не смогут.
Комментарии блогеров:
- "В Краснотуринске уже ж закрыли. А ещё и Уралмаш "переносить" собираются в сентябре. Курс на уничтожение российской экономики продолжается" ( ako_polis).
- "Для меня главное чтоб проходящие поезда не грабили :)" ( laokoont).
- "Сегодня "на носу" не 98 год, а 91-й, скорее" ( kajaleksei).
romashka_lazur сообщает о причинах возможного закрытия заводов: "Закрытие предприятий Дерипаска объясняет падением цен на алюминий на мировом рынке, и связанными с этим убытками «Русала» в размере 55 млн долларов по итогам 2012 года. По данным источников «Коммерсанта», о складывающейся ситуации Дерипаска уже доложил вице-премьеру Аркадию Дворковичу на совещании по проблемам алюминиевой отрасли на прошлой неделе. В «Русале» говорят, что компания ведет переговоры с региональными и федеральными властями, и одним из вариантов решения проблемы рассматривается трудоустройство сотрудников на других предприятиях компании.
Как заявил глава «Русала», временная «консервация» предприятий продлится до тех пор, пока цены на алюминий не поднимутся до 2400 долларов за тонну (сейчас тонна стоит 1755 долларов). Эксперты восприняли это скептически - по их мнению, цена на алюминий в ближайшие годы настолько не вырастет, а значит, предприятия останавливаются надолго, если не навсегда.
Между тем, в компании «Суал» считают, что менеджмент «Русала» не учел возможности модернизации предприятий, которая позволила бы сделать заводы безубыточными. По их мнению, закрытие предприятий приведет лишь к дополнительным затратам".
За что платить коммерческому директору?
Эдуард
eduardk Колотухин утверждает, что основной вопрос, который задает ему на собеседовании коммерческий директор сводится к уровню вознаграждения. На "главный вопрос" блогер отвечает так: "Вы будете зарабатывать столько, сколько вы хотите. Хотите 50 тысяч рублей? Не вопрос. 100? Замечательно! 200? Мне нравится ваш настрой!". А можно поинтересоваться, какова должна быть прибавка к существующей прибыли компании от вашей деятельности, чтобы мы с удовольствием расстались с деньгами?"
В комментариях блогеры отвечают на данный вопрос.
- "Я обратил внимание, что у меня стабильно сохраняется индекс 2,5. Вне зависимости от того, работаю я на себя или в компании. Очень хочется сохранить тенденцию. Мне это страшно льстит, но в бытность такой работы (2002-2007) он был совсем не удивительным. Сейчас уже +10-15% на мой взгляд хороший результат, а в некоторых случаях и 0% - просто прекрасный :-). Хотя, я с тобой не соглашусь по поводу прямой связи м/у прибылью и деятельностью коммерческого директора. Ведь его должны обеспечивать конкретным продуктом, чтобы он достиг результата. А как учесть это? Мне в данном случае было проще, потому как я продуктом и занимался.." (slavinsky).
- "На самом деле", о прибавке к существующей прибыли (а это не выручка, кстати) можно спрашивать только того, кто отвечает за принятие ключевых решений (в том числе по налоговой оптимизации и расходам предприятия). Коммерческий директор? Тогда да. Генеральный директор? Тогда коммерческому такие вопросы задавать не следует :) (oleg_ttt).
- "Платить за все, что сверх роста рынка. если говорить о вале и чистой, то платить нужно за вал, т.к. коммерческий может лишь частично отвечать за минимизацию затрат (из опыта). если в его полной власти сократить затраты до минимума, то платить иначе. Что касается ключевых показателей, то они могут включать не только финансовую сторону, но в вашем случае (стайерском))) за качественные показатели (минимизация текучки, например, лояльность клиентов, увеличения количества повторных обращений, пр.) примерно так" (u_bukreeva).
- "На большинстве предприятий нет зависимости между доходом фирмы и заработком сотрудника.
поэтому соискатели и задают такой вопрос" (zolot4). - "Перед тем как обсуждать финальные условия и выходить на работу, я примерно месяц "работал" заочно - знакомился с продуктом, клиентами, потенциальными клиентами, работал с предложением и рынком в целом (тестировал свои концепции продаж, продукта...) и т.д. пользуясь сведениями полученными из интернета. Потом рисовал пирамиду своих ответственности и обязанностей, проставляя около каждого слоя формулу вознаграждения, где была некая константа, соответствующая моему максимальному заработку на текущий момент. Вокруг этой формулы и строилось обсуждение ЗП. А когда я нанимаю на работу, то просто объясняю свои проблемы и предлагаю определенное вознаграждение за каждое решение. Главное условие - избавление от одной проблемы не должно создавать другой" (yary).
Многие блогеры крайне скептически относятся к тактике ведения собеседования
eduardk. Однако автор на все доводы находит контраргументы.
- "Никогда ничего не обещает и требует твёрдых гарантий от других" (texcontem).
- "Прочитав весь Ваш блог полностью, у меня сложилось впечатление, что Вы не готовы предоставить своему КД возможность дать результат (т.е. что Вам нужен исполнитель, который будет четко реализовывать весь накопленный Вами опыт в результате прочтения многочисленной литературы)" (goacasper).
- "Очень редко есть прямая и очевидная зависимость между работой конкретного сотрудника и прибылью. И даже если она есть, прибыль легко поддается простым манипуляциям как со стороны директора, так и собственника, то есть вопрос всегда будет спорным" (snake_d_ha).
- "Исходя от полезности КД можно прикинуть бонусы. Как можно ГАРАНТИРОВАННО просчитать прибавку от НОВОГО КД?" (navreditel).
- "Зря вы придираетесь к словам. Вопрос о вознаграждении вполне разумен и справедлив. Можно задать его, используя разные формулировки и совсем необязательно, что они совпадут с вашими ожиданиями" (goacasper).
Продолжение обсуждений представлено
здесь.
Размышления о малом бизнесе
Сергей
zergulio Колясников с негодованием
отмечает: "Пишешь толковый пост про бизнес - всем по фигу. А на лажу сбегаются тысячи". Писал в свое время
пост про организацию розничной торговли - островной формы в торговом центре. Все вдумчиво, на личном опыте. Если бы на заре предпринимательства попался такой материал - до дыр бы вызубрил. Столько ошибок было сделано, причем цены немалой. Вся бизнес литература у нас - это просто набор штампов и перепечаток. Практики ноль. Ну по крайне мере я не встречал по-настоящему толковых книг, где говорилось бы о нюансах организации любого дела. Между тем, по статистике, в первый год разоряются 9 из 10 новых бизнесов, а за оставшиеся два года - еще 9 из оставшихся 10. То бишь шансов на выживание - 1%. За то время, что я сижу в торговых центрах, разорений и трагедий видел - сотни".
А пост, пожалуй, дополню и продолжу. Ситуация в малом бизнесе постоянно меняется. Причем, стабильно, в сторону ухудшения и роста затрат. Из последних сюрпризов - это рост курса доллара и евро на 10%".
По этому поводу блогеры пишут:
- "Ну дык... Открывать свой бизнес планируют дай бог 1 из 1000. А посраться по поводу евреев/правительства/сша/сталина готов каждый второй. :)" ( znour).
- "Маэстро, все знают про "постоянную Гоблина", но мало кто её применяет на практике (см. недовольство популярности поста про). Кому надо, тот-прочитает и скажет "спасибо"( zergulio).
- "Интерес огромный, так что ждем вторую часть. У меня несколько иная ситуация - интернет-магазин, так что расходы на аренду помещения в ТЦ отсутствуют. Да и бухгалтерию можно (пока по крайней мере) вести через тот же интернет (МоёДело, например) - расходы 6 800 руб. в год без сотрудников и 14 000 руб. с сотрудниками" ( warlocktlt). zergulio пишет: "У меня напротив интернет-магазина нет. хотя даже сайт есть и интеграция с базой".
О работе официантов
Маргарита
ehomargo Балакирская просит "помощи зала" по следующей
ситуации:
"Дано: две подруги сидят за столиком ресторана, в который частенько заходят. Кормят вкусно, официанты - славные, приветливые, улыбчивые ребята. Во всяком случае, те, кто обслуживал раньше. Подходит незнакомый официант. Лицо каменное , без намека на улыбку. Принимает заказ.
Первая подруга:
- Пожалуйста, салат с телячьим языком и чашку чёрного чая.
Официант:
- Чай сразу нести?
- Нет, пожалуйста, одновременно с салатом.
Вторая подруга делает свой заказ , в нём тоже присутствует чай.
- Чай вам тоже сразу?
Первая , слыша слово "тоже", ждет, когда подруга ответит и напоминает официанту, что ей всё-таки не "тоже сразу", а вместе с едой. На что официант ледяным тоном , сверху вниз произносит:
- Я ПРЕКРАСНО ВАС СЛЫШАЛ.
И ,полный королевского достоинства, удаляется.
Внимание, вопрос.
Дорогие друзья, как поступают уважающие себя гости заведения в этих случаях?"
Мнения блогеров разделились. Большинство считает, что не следует оставлять чаевых. Другие уверены, что лучшим выходом из ситуации для посетителя ресторана будет разговор с администратором о замене официанта. Также среди предложенных вариантов, были, например, и такие: "У меня обычно пункт 3 - "не обращают внимания, обедают и уходят". Исходя из смеси - "а с кем не бывает?", "он же не нарочно", "у все бывают закидоны", "видел я всяких", "мне абсолютно все равно" :)" (
finnskij) или "одна девушка написала, что в таких случаях оставляет медяки. По принципу "хуже, чем ничего".
ehomargo подводит итог в обсуждениях: "Признаюсь: салат был съеден, но администратору ничего не сказали. Ушли, сделав выводы на будущее. <...> Не будет ни разбирательств, ни следующего раза, думаю".
Об иностранных инвестициях
charsov пишет: "
Промоутерам приходится обращаться за рабочими визами в Федеральную миграционную службу (ФМС) РФ, но там оформление может растянуться на полгода, к тому же необходимо получать квоты на въезд иностранцев и проводить медицинское освидетельствование артистов. К чему я. Согласен с организаторами концертов, но такая же ситуация и с условиями для привлечения иностранных инвесторов. Не понимаю, как в таких условиях открывать двери и демонстрировать приличный инвестиционный климат". Собственный пример автора про иностранного инвестора читайте в его
блоге.
О ритейле 21 века
terminador рассказывает: "Каждую неделю я покупаю продукты питания в маленьком горняцком городке Вишневогорске. И вдруг я понимаю, что самый удачный закуп получается у меня на маленьком закрытом рынке с десятком торговых закутков от четырех до десяти квадратных метров. А все почему? А потому что тетя Маша - продавец любимого закутка, отслеживает съедобность каждого поставляемого продукта. <…> У тети Маши стоит очередь, небольшая - 2 или 4 человека. И покупают все по 3- 5 наименований. Допустим, рублей на 300, 500, или даже 1000… Теперь еду на соседнюю улицу - в Пятерочку. И что же я вижу? А вижу я одного или двух человек у одного кассира с теми же 3 - 5 покупками в корзинках! То есть, тетя Маша на своих 8 метрах торговой площади имеет оборот сравнимый с Пятерочкой на 120 метрах и десятерыми сотрудниками???... Вот нам всем пример незаметной, непрезентабельной как бы - тем не менее по-настоящему умной и эффективной торговли 21 века".
Принципы общения с клиентами
Эдуард Колотухин приводит
информацию о принципах общения с клиентами в соответствии с их сегментацией. Это "поможет систематизировать продажникам своих приверед, компании в
CRM поставить крыжики в нужных местах, чтобы любой сотрудник, общаясь с клиентом мог использовать опыт организации на благо всех заинтересованных сторон".
ТОП-50 стран для бизнес-эмиграции
charsov (со ссылкой на
источник) приводит топ-50 стран для бизнес-эмиграции. "В рейтинге участвовали 65 стран дальнего зарубежья, шорт-лист был составлен по наибольшему числу запросов "бизнес в [название страны]" за период с 1 апреля 2010 года по 31 мая 2013 года в "Яндексе".
Для определения степени комфортности страны для эмиграции и ведения бизнеса мы использовали 13 социальных и макроэкономических критериев, объединенных в четыре композитных индекса.
1. "Бизнес" включает простоту регистрации фирмы, процент налоговой нагрузки от прибыли компании, доступность кредитов, уровень коррупции и уровень средней заработной платы.
2. "Население" охватывает уровень покупательной способности населения, уровень преступности, долю трудоспособных граждан, плотность населения и уровень миграции.
3. "Финансы" включают долю государственного долга в общем объеме ВВП и динамику роста ВВП по итогам прошлого года.
4. "Иммиграция" - количество официально иммигрировавших россиян. Этот критерий добавлен только в текущем году, поэтому для корректности сопоставления аналогичный рейтинг 2012 года был пересчитан по новой методике с учетом данных Росстата за 2011 год".
Подробнее про расчет индексов можно узнать
здесь. Стоит отметить, что в 2013г. по сравнению с прошлым годом, расстановка стран в рейтинге претерпела значительные изменения.
Обзор подготовлен специально для информационно-аналитического портала
uralblog.pro