Дорогие мои алкоголики... Часть 6. "Коробейники" Некрасова как зеркало русской созависимости

Aug 26, 2010 03:15

Продолжение.
Часть 1., Часть 2., Часть 3., Часть 4., Часть 5.

Сделаю маленький шаг в сторону, продолжая мою долгую и печальную сагу об алкоголиках. Отступим от строго эпических жанров, подбавим лирики!

Итак.

Поскольку меня всё время старательно пытаются исключить из русского народа, задумалась: что же со мной не так и как надо правильно? Одна моя знакомая сказала:

- Твой тип ума и твой сарказм действительно какие-то... Нерусские. Ну, впечатление такое производят.

Но какое же должно быть впечатление от русского женского ума, добиться от неё так и не удалось. Она делала пассы руками и пыталась выразить нечто с помощью междометий. А ведь умнейший человек (без шуток), доктор наук, добрейшая душа, строгий, но заботливый начальник - в общем, 33 достоинства. А как должны выглядеть русский женский ум и русский женский сарказм, не знает!

Вот, например, ум покойной Натальи Петровны Бехтеревой русское или нерусское впечатление производил? У ныне здравствующей Ирины Родниной ум какой по национальности? У Аллы Демидовой? У Марины Попович?

Ладно, это присказка. Сказка же начинается с того, что я решила обратиться к русской классике, чтобы понять, что такое правильный русский склад ума и тип мировоззрения. И из глубины моего подсознания выплыло слово "прохлада" произведение Николая Алексеевича Некрасова, рекомое поэма "Коробейники". И память меня не обманула: там я нашла ответ на свой вопрос.

Все помнят, конечно же, как начался роман Ивана (в начале поэмы безымянного) и Катерины:

"Ой, полна, полна коробушка,
Есть и ситцы и парча.
Пожалей, моя зазнобушка,
Молодецкого плеча!
Выди, выди в рожь высокую!
Там до ночки погожу,
А завижу черноокую -
Все товары разложу".

Далее следует совокупление во ржи под предлогом сбыта товаров. Во всяком случае, ценной сельскохозяйственной культуре был нанесён ущерб - она была помята. Популярная песня кончается на призыве ко ржи высокой распрямиться и тайну свято сохранить. Ладно, предположим, что рожь была озимой, а у неё стебли, как утверждают, сильные и не полегающие (не знаю, экспериментов не ставила). Авось да распрямилась. Важно другое: как удалось мне когда-то выяснить, мало кто из моих юных (да и не очень юных) соплеменников знает, что было дальше. Ведь если остановиться на том, что предлагается слушателям в песне, то получается воспевание мимолётных и безответственных отношений.

А на самом деле младой офеня, сделав ненужное, как выражалась одна древнерусская повесть, побежал догонять своего старшего товарища, некоего Тихоныча. Они прошлись по деревням, распродали товар и с выручкой повернули домой.

На этом пока остановлюсь. Торговые дела и увиденное коробейниками в пути в данном случае нам не столь важны как межличностные отношения Вани и Кати. Перейдём к ним.

Судя по реакции молодого человека, он был удовлетворён. На глубокое удовлетворение указывают следующие строки:

"Ой! легка, легка коробушка,
Плеч не режет ремешок!
А всего взяла зазнобушка
Бирюзовый перстенек.
Дал ей ситцу штуку целую,
Ленту алую для кос,
Поясок - рубаху белую
Подпоясать в сенокос -
Всё поклала ненаглядная
В короб, кроме перстенька:
"Не хочу ходить нарядная
Без сердечного дружка!"

Долго искала, сколько это - "штука ситца". Отыскала лишь, что это целый кусок, рулончик, так сказать. Можно предположить, что эта "штука" годилась на сарафан и рукава, т.е. составляла примерно 10 м (при ширине фабричного ситца от 50 до 70 см было как раз самое оно, причём сарафан можно было сделать даже круглый с борами). Учитывая, что фабричный ситец в позапрошлом веке не был дешёвым материалом, то можно сказать, что парнишка отдарился щедро. Плюс лента (наверняка широкая, шёлковая), плюс поясок, плюс кольцо... Однако Катерина отказывается от всего, кроме кольца. Почему? Тут открывается, конечно, простор для гипотез. Например, нежелание светиться перед родителями (о Катеринином семействе в поэме нет ни слова, но нигде и не сказано, что она, к примеру, батрачка. Говорится только о её участии в уборке различных сельскохозяйственных культур, что заставляет предположить её происхождение из нормальной, середняцкой такой семьи). Или нежелание привлекать к себе внимание во избежание сплетен. Или суеверный страх, что вот она радостно разрядится в ситцевый пух и прах, а он возьмёт и не придёт - и останется она в дурах, хотя и при сарафане, ленте и поясе. Однако озвучивает (как теперь выражаются) Катя причину, которая должна показать сердечному дружку, что в его отсутствие всякая жизнь его наречённой протекает только в пределах сугубой необходимости. Какие наряды? Какие праздники? Да и вообще: какие подарки? Не приведи Господь, подумает, что я корыстна. Нет уж, давай кольцо как знаковый предмет, а остальное - сугубо от лукавого.

Молодой человек недоумевает:

То-то, дуры вы, молодочки!
Не сама ли принесла
Полуштофик сладкой водочки?
А подарков не взяла!

Внимание - вот оно! Сама! Принесла! Полуштофик! Поллитру, по сути - штоф вмещал 1.2299 литра священной жидкости. Спрашивается, зачем? Это мы поймём чуть позже, а пока попытаемся представить судьбу этого полуштофика. Неужто Ванька его в одиночку приговорил? Если так, то на что он после этого, простите, годился? Нет, судя по тексту поэмы, он всё-таки сохранил способность рассуждать здраво. Сомнительно также, что каждый из участников драмы принял на грудь по большому стакану. Девушкам до замужества пить вообще не полагалось. Или Катя решила воспользоваться случаем и остограммиться над нравственной пропастью во ржи, вдали от родительских глаз? Или оба накатили для храбрости, в лёгком пьяном чаду совершили безобразие, а остатки влаги в полуштофике Ванька с собой прихватил? Какая разница, в сущности, если подумать - самое-то главное, что она своими руками притащила бухло возлюбленному. Неужели думала, что без этого самого он с ней и дела иметь не станет?

Приминание ржи происходило, по всей вероятности, где-то в июне-июле (она была уже высокой; кроме того, далее среди сельхозработ Катерины упоминается покос). В конце поэмы Тихоныч спрашивает дорогу на Кострому - стало быть, можно предположить, что дело происходит где-то на территории Костромской губ. Обычно рожь высевают во второй-третьей декаде августа. По народным приметам лучший срок посева 25 августа - Никитин день, ранний срок сева озимых. Но и 26 мая, в день Лукерьи-комарницы, после появления комаров следует сеять рожь. Примерно такие сроки посева соблюдались в Костромской, Вологодской, Новгородской губерниях. При посеве в августе, если верить информации по ссылке, вегетационный период занимает около года. Так что в августе - в начале сентября, по-видимому, Катя уже могла жать эту самую рожь, проливая слёзы и выстраивая картину будущих отношений с мужем. Да-да, ибо детинушка обещал вернуться к ней на Покров, т.е. 1 (14) октября, и повести под венец. Честным человеком оказался Ванька. Да и вообще - трогательный персонаж. Посмотреть только, как он дразнит пленных турок (в поэме упоминается война - и речь идёт явно о Крымской кампании 1853-1856 гг., т.к. поэма была закончена в 1861 г., сомнительно, чтобы Некрасов имел в виду какую-то из более ранних русско-турецких войн):

Им обозники военные
Попадались иногда:
"Погляди-тко, турки пленные,
Эка пестрая орда!"
Ванька искоса поглядывал
На турецких усачей
И в свиное ухо складывал
Полы свиточки своей:
"Эй вы, нехристи, табашники,
Карачун приходит вам!.."

(Ну, разве не чудо? Наивно так...)

Однако вернёмся к отношениям. Итак, Катерине предстояло ждать около двух месяцев. За это время её мозгу выстроилась очень чёткая картина семейной жизни. Вчитайтесь в эти строки! Медленно, внимательно и с упоением.

Стелет лен, а неотвязная
Дума на сердце лежит:
"Как другая девка красная
Молодца приворожит?
Как изменит? как засватает
На чужой на стороне?"
И у девки сердце падает:
"Ты женись, женись на мне!
Ни тебе, ни свекру-батюшке
Николи не согрублю,
От свекрови, твоей матушки,
Слово всякое стерплю.
Не дворянка, не купчиха я,
Да и нравом-то смирна,
Буду я невестка тихая,
Работящая жена.
Ты не нудь себя работою,
Силы мне не занимать,
Я за милого с охотою
Буду пашенку пахать.
Ты живи себе гуляючи
За работницей женой,
По базарам разъезжаючи,
Веселися, песни пой!
А вернешься с торгу пьяненький -
Накормлю и уложу!
"Спи пригожий, спи, румяненький!"-
Больше слова не скажу.
Видит бог, не осердилась бы:
Обрядила бы коня
Да к тебе и подвалилась бы:
"Поцелуй, дружок, меня!.."

Помедитировали восторженно на это? А теперь ещё раз по складам разбираем Катину программу.

1. "Быть тихой", т.е. подчиняться всем - и мужу, и родителям мужа. "Согрубить" мужчинам - ни в коем случае ("грубить" в древнерусском языке и некоторых диалектах означало не только быть невежливым, но и дерзить, а также спорить, возражать, препираться). От свекрови - терпеть любой, как сейчас сказали бы, наезд. Этот пункт, впрочем, вполне вписывается в парадигму патриархального крестьянского мировоззрения, но в букете с последующими приобретает особую окраску.

2. "Ты не нудь себя работою..." "Я за милого с охотою буду пашенку пахать" - и то, как не пахать, если "силы мне не занимать", и в перечне Катеринных сельхозработ упоминается и косьба ("под косой трава ложилася"). То ли братьев у неё не было? Бабы в деревне, разумеется, косить всегда умели, но выкашивать луга всё-таки брались мужчины - работа это достаточно тяжёлая, женщин привлекали в крайнем случае. Бабы обычно ворошили и сгребали сено - недаром на Русском Севере на покос ходили в специальных, очень нарядных рубахах - а потом вместе с мужчинами метали стога. Катерина же, видимо, смолоду привычна делать и мужскую работу тоже. Однако пахание пашенки, вообще-то говоря, тоже считалось мужским трудом - и не только потому, что и эта работа тяжела физически, но и потому, что традиционно пахота и сев зерновых воспринимались в крестьянской культуре как аналог оплодотворения. Катерина, получается, видит себя своего рода андрогином, а мужа - сущим недомужиком. Но лишь бы был - а то ведь и женатые, бывает, загуливают!

Что же предлагается делать мужу? Жена будет работать, а он будет жить гуляючи? Разъезжать по базарам? Зачем? Он будет вести купеческие дела? Ну, что-то такое, вероятно, предполагается. Правда, торговые дела - это далеко не всегда веселье и пение песен, однако, вероятно, так Катерине видится выход мужа в более высокий социальный статус - при поддержке в тылу в виде сиволапой лапотницы-жены, ворочающей борозды на пашне.

3. "А приедешь с торгу пьяненький"... Ну что вы, какое там осердиться! Полное принятие пьющего мужа. Кто сказал - пьяная рожа? Он и когда синий весь - всё равно пригожий и румяненький! Настолько уже пригожий, что и обрядить коня не в состоянии - а ведь уход за конём (за лошадьми) был обязанностью хозяина. Распрячь, завести в стойло, задать корму - это всё мужику полагалось делать. Конечно, русские бабы, особенно казачки, с лошадьми обращаться умели, но при наличии мужчин без необходимости лезть к коням не следовало. На бабе были коровы, козы, овцы и домашняя птица. Ничего, андрогин Катя справится со всем! Это именно она потом будет коня на скаку останавливать - разве ещё не поняли?

4. "Поцелуй, дружок, меня"... Сделав и мужскую, и женскую работу наша Супер-Катя способна ещё и на какие-то эротические поползновения. Поцелуй меня, дружок, пыхая сивушным перегаром. То-то радости в таком эросе! Интересно, мужик, не способный уже коня распрячь, со своим-то коньком способен управиться? Вопрос риторический, МНЕ можете не отвечать.

Вопрос на засыпку: ясно, что Катя - супервумен, неустанная, как Терминатор:

Как ни часто приходилося
Молодице невтерпеж,
Под косой трава валилася,
Под серпом горела рожь.
Изо всей-то силы-моченьки
Молотила по утрам,
Лен стлала до темной ноченьки
По росистым по лугам.

Зачем ей муж, из которого она своими руками формирует недомужика? Детей делать? А он сможет? Просохнуть-то успеет? Или на фоне такого мужа-мальчика, погружённого в вечный пьяный полусон наподобие эдакого Эндимиона, у женщины и отрастает приставка "супер"?

Недаром я никогда не любила разухабистую песню "Коробейники". Видно, чуяла, что там скрывается манифест русской созависимой женщины с заниженной самооценкой.

К счастью или к несчастью, ничего-то у Катерины из этих планов не вышло.

По пути домой, когда коробейники шли уже с пустыми коробами и с выручкой, к ним в попутчики пристал лесник - маргинал и пропойца, зато с ружьём. Завёл в глушь и пристрелил обоих, а деньги забрал себе. А после бездарнейше, свински начал пропивать их в кабаке, на чём и был заподозрен в нехорошем деле, быстро сознался и был свезён в острог. "Погребенью мёртвых предали". Долетела ли до Катерины весть о гибели Ивана, Некрасов умалчивает.

Классика потому и классика, что могуча и велика. И трактует о вечном, и так порою оттаптывает национальные экзистенциальные мозоли, что не одну сотню лет потом болит.

Продолжение следует

Ссылки именно на этот пост приветствуются.


поэты, женщины, алкоголизм, психология, отношения, мужчины, Россия, литература, история

Previous post Next post
Up