На самом деле, я всё-таки в большей степени считаю себя агностиком, но всё равно люблю побродить по церквям и даже постоять на мессе. Особенно - когда дело касается каких-то старинных сооружений. Во Франции они настолько великолепны, что я даже шутила: "Вернусь в Россию и приму католичество!".
Итак, церкви, в которых я побывала за несколько парижских дней, это:
Церковь Мадлен (l'église de la Madeleine). О ней я узнала случайно: попыталась прогуглить, как выглядит церковь Мадлен в Ницце и наткнулась на фотографии великолепного алтаря парижской. Разумеется, не раздумывая, внесла её в список "маст-си". "Мадлена" стоит на площади Согласия и похожа на какое-то древнеримское сооружение. Строительство началось в конце XVIII века, при этом план церкви неоднократно менялся - в итоге достроена она была лишь в 1842 году. Первоначально церковь Мадлен была задумана как храм славы Великой армии Наполеона Бонапарта, однако после поражения, нанесенного Франции русской армией в 1812 году, этот план не был реализован.
Когда подходишь к "Мадлене", вид её действительно впечатляет - здание просто огромное. Собор считается самым посещаемым культовым сооружением Парижа после Собора Парижской Богоматери и Базилики Сакре-Кер,
Интерьер выглядит мрачно и величественно. Представляю, как здесь атмосферно, когда играет орган!
Часовня Жанны д'Арк
От "Мадлены" открывался вид на какое-то ещё любопытное сооружение: я сначала подумала, что это вокзал (ну а что, в Париже и не такое бывает!). В итоге решила дойти туда (в тот день у меня было очень много свободного времени, как-никак билет на Эйфелеву башню был куплен аж на 10 вечера). Оказалось, что это Церковь Сент-Огустен (Église Saint-Augustin). Строительство её заняло почти 10 лет: с 1860 по 1871 год. В те времена в Париж приехали люди с востока, поэтому в архитектурном облике церкви прослеживаются византийские черты. На самом деле, фотографии в полной мере не передают масштабности сооружений, ведь рядом с ними чувствуешь себя прямо букашкой.
Внутри тоже мрачновато (но в этом-то и очарование!)
Разумеется, в этот приезд нельзя было обойти вниманием Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris) (в прошлый приезд я лишь прошла рядом, сделав пару фотографий). Обошла со всех сторон и, разумеется, побывала внутри. Вообще, о прогулке того дня я напишу в следующем посте, потому что она была отличненькой)
Таков, например, Нотр-Дам сзади:
Спереди:
Ну и, так как много Нотр-Дама не бывает, ещё нафоткала его в другой раз
А так там внутри. Очень впечатляет!
Конечно же, в Нотр-Даме изобилие витражей
Сокровищница (вход за отдельную плату))
Макет здания
Но самый настоящий восторг у меня был от церкви Сен-Шапель (Sainte Chapelle). Возведена она была Людовиком Святым в 1248 году и считается реликварием.
Мимо неё я тоже проходила весной, но тогда даже не знала, что это за здание такое красивое торчит у Дворца Правосудия.
Очередь туда тоже достаточно приличная, но отстоять её стоит - то, что внутри, поистине великолепно. Капелла была задумана Людовиком Святым как место хранения священных реликвий, вывезенных крестоносцами из разграбленного в ходе крестового похода Константинополя. Главной среди них был "Терновый венец, обагрённый кровью Христа", обладание которым должно было упрочить влияние французского королевства в христианском мире. В 1239 году Людовик приобрёл венец, по некоторым данным, за огромную сумму в 135 тысяч ливров у Латинского императора Балдуина II. Точнее, Балдуин II заложил терновый венец венецианцам, у которых он был выкуплен Людовиком Святым. В августе 1239 года терновый венец прибыл в Париж, куда позже были доставлены частицы Креста Господня, Копьё Лонгина и другие предметы-свидетели Ветхого и Нового Заветов.
Вернее, сначала мы попали на первый этаж. "И это всё? - сказала я Нике, с которой мы туда пришли (о нашем знакомства - в следующем посте). - И ради этого мы стояли столько времени и ещё и за вход платили?". (кстати, первый этаж очень напоминает православные храмы, вернее - старые византийские)
Но потом мы увидели небольшую лестницу, ведущую на второй ярус. То, что ждало нас там, просто не описать словами! Я, кажется, как дышать забыла.
окна-розы великолепны
Затем (опять же, во время прогулки с Никой) мы обошли ещё две церкви. Первая - Сен-Сюльпис (l'église Saint-Sulpice). Церковь известна в литературных кругах - мало того, что здесь венчался Виктор Гюго, так ещё и Дэн Браун в "Коде да Винчи" написал, что якобы в этой церкви спрятан краеугольный камень. Говорят, что служащих поток "искателей" порядком достал, и они повесили табличку, мол, никакого камня у нас нет, точно-точно. Я, правда, табличку не видела. Зато фрески для церкви создавал Эжен Делакруа
Здание строили с 1646 по 1777 год. В этой церкви имеется напоминание о Парижском меридиане, который использовался как нулевой до того, как в 1884 году на Международной меридианной конференции в Вашингтоне за нуль-пункт отсчёта долгот на всём земном шаре было предложено принять гринвичский меридиан. Это напоминание - медная полоска, включенная в камень, расположенная на полу, разделяющая церковь точно по оси - с севера на юг. Парижский меридиан имеет те же географические координаты, что и церковь Сен-Сюльпис.
Внутри
Стемнело
Ну, и последняя церковь в моём списке (но первая в Париже, ха-ха!) - Сен Жермен де Пре ( l'abbaye de Saint-Germain-des-Prés), самая старая из церквей Парижа. Аббатство было основано в 558 году. Снаружи оно совсем неприметное, кстати.
Снаружи:
А напоследок - несколько церквей, которые я видела только снаружи.
Вид с Монмартровских кафешек на Сакре-Кёр (о посещении самой церкви, которая внутри ещё прекраснее, чем снаружи,
я написала после одного апрельского дня в Париже Сен-Жерве (Церковь Святых Гервасия и Протасия)
церковь Сен-Поль-Сен-Луи