ГОСПОЖА ТЕАТРАЛКА (мой театральный роман)

Nov 22, 2007 20:08

Часть 4. Отрывочные мысли о

(Моё участие на форуме «Театральной афиши» в 2004 году)

18.02.04 13:49
(о Гамлете) Да, я тоже увидела какой-то совсем другой спектакль. Помнится, в 1998 г. он мне страшно не понравился, а тут вдруг я его "увидела" - всю красоту, всю гармонию, сопряженность с последующими спектаклями. Но странно - тогда он мне не понравился, но последняя сцена отцовских рыданий над сыном пробирала до слез, и было понятно, что хотел сказать режиссер. А вчера - я не понимала, зачем нужна вся эта красота и гармония, если сидишь с холодным носом. Жаль и погрузневшего Мамонтова, и ушедшего Багдонаса.

20.02.04 12:45
Я не видела "Макбет" 4 года назад, но вчера у меня был настоящий театральный оргазм. После финальной сцены с молитвой меня просто трясло.
Приятно, что зал постоянно откликался - народ не выдерживал и начинал аплодировать посреди спектакля, чего на "Гамлете" не наблюдалось. Вообще-то я не люблю, когда хлопают отдельным сценам, но вчера чувствовалось, что это шло от души. Народ проникся.

20.02.04 14:20
"Гамлет" - черный лед, "Макбет" - черные зеркала, "Отелло" - теплый песок.

06.10.04 17:46
Я привезла на трилогию сестру, которая вообще ничего не видела у Некрошюса, но слышала от меня, как вы понимаете, только "единогласное восхищение" в течение всех этих лет. После 1-го действия "Гамлета" она была в полном недоумении, но выйдя с целого спектакля задумчиво сказала: "А он что вообще-то, гений?" После трилогии целиком мы полночи проговорили в поезде, и знаете ли - нам было о чем поговорить! Несмотря на "установки на шедевр", ее поездка на Некрошюса не прошла зря. И дело не в восхищении, а в том, что он поднял такие неподъемные проблемы, как мировое и человеческое зло, и в том, как по-театральному красиво он показал его в трилогии по Шекспиру.

07.10.04 16:57
Если вспомнить сцену с бокалами из "Гамлета" и рукавицы Макбета, которые тот периодически выжимает, - там и там вода, но зритель явно видит кровь. Если соединить эти кровавые рукавицы и дерево за спиной с академическим определением трагедии (смерть главных героев предопределена проклятьем и роком), то я вижу в этом "реквизите" то самое проклятье и тот самый рок, которые Макбет с САМОГО НАЧАЛА носит с собой. Бирнамский лес надвинулся на Макбета не в конце пьесы - он был с ним всегда ("всё свое ношу с собой" - в том числе свою судьбу и свою будущую смерть). А учитывая сцену сна Дункана - не только ношу, но и сею смерть вокруг себя.

26.11.03 17:54
Круг замкнулся (Времена года)
Возможно, Некрошюс вернулся к тому, с чего начинал - с импровизации на тему. На тему Коростылева - "Пиросмани, Пиросмани", на тему повести Елисеевой (кто вспомнит ее название, тому приз в студию) - гениальный "Квадрат", на тему "Ромео и Джульетты" - рок-опера "Любовь и смерть в Вероне". Это уже потом были Чехов и Шекспир, хотя "Вишневый сад", по-моему, абсолютнейшее собрание всех и всяческих этюдов на тему. А "Дядя Ваня"? Сколько там было прелестной "отсебятины"! Бессюжетного же Донелайтиса просто сам Бог велел поставить в виде череды импровизаций - ассоциаций - аллюзий и еще Бог знает чего!
Лично для меня после "Весны" ("Осень" я еще не видела) вдруг совершенно очевидным стало внутреннее единство всего его творчества за 20 лет. До сих пор спектакли как-то распадались на отдельные "этапы" - безоблачное начало, кризис, трилогия Чехова, трилогия Шекспира. И вдруг всё как-то соединилось и вернулось к истокам. От чУдного "Квадрата" - к легчайшей вязи "Дяди Вани" - через тяжеловесных "Трех сестер" - к "черному-черному" "Гамлету" и к песочно-призрачному "Отелло" - и вдруг наступила "Весна".
Посмотрю еще сегодня "Осень" и додумаю эту мысль…

27.11.03 13:35
Действительно, после "Весны" было ощущение незаконченности, а после "Осени" - завершенности. Но, возможно, это завершенность дилогии, и если когда-нибудь мы всё-таки увидим все 4 времени года, то это будет совершенством тетралогии?
Забавно, но почему-то у меня ощущения от спектаклей, противоположные ощущениям льва. "Весной" мне было очень тревожно, то ли из-за музыки, то ли из-за агрессивности многих сцен, то ли оттого, что я не воспринимаю детство как счастливое время. А вот "Осенью" вовсе не скучно и не тоскливо. Как в песне - "осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать". Да, пожалуй, это благодарное время. Интересное время.
Хотя и более темное 8-)))

12.04.04 15:18
Для меня с самого начала "Радости весны" были тревожными - сначала из-за музыки, такого тревожного лейтмотива. А вчера для меня еще стала очевидной и дистанция между текстом и зрительным рядом, и я вдруг поняла, что спектакль (для меня во всяком случае) о том, как прекрасна окружающая природа, этот божий мир, и как жесток и безжалостен человек...

12.04.04 16:15
Ну вообще-то каждая сцена, на первый взгляд неоправданно жестокая, таковой не является. Толкание младенца оно и есть "выталкивание" из утробы. Ведь известно, что младенцы испытывают страх перед рождением, приходится им "помогать". Ничего "жестокого" в этом нет. Но... Первое впечатление от "физического" действия (хлопанья по лицу мокрыми простынями, толкание младенца и др.), как бы оно не было оправдано образно, - первое впечатление "жестокости" остается, и создаёт общий образ человеческой жестокости - в противовес прекрасному тексту о прекрасном божьем мире.

Кросспост meno_fortas_ru

Про театр, Некрошюс, Литва

Previous post Next post
Up