ГОСПОЖА ТЕАТРАЛКА (мой театральный роман)

Nov 22, 2007 20:12

Часть 5. Дневник юбилейного фестиваля «Балтийский дом-2007»

2007.10.21 21.43
День первый. Гамлет
Смотрю третий раз.
Замечаю замкнутость композиции. Начинается с барабанчика и заканчивается барабанчиком.
Замечаю нестыковку. Лаэрт приходит к Клавдию после смерти отца, Клавдий говорит, что в смерти Полония виноват Гамлет, и они договаривается о дуэли Лаэрта с Гамлетом, Лаэрт говорит о смазанной ядом рапире. У могилы Офелии Лаэрт и Гамлет сначала дерутся, потом братаются и клянутся друг другу в вечной дружбе. Затем - дуэль, и Лаэрт убивает Гамлета отравленной рапирой, нарушив дружеский обет.
Максим в сцене с актерами (Гамлет насыпает пепел на листы бумаги и сдувает его на каждого актера) вдруг вскрикивает "Гениально!" После спектакля объясняет. Это действительно "всё гениальное просто": пепел=графит, Гамлет "вкладывает" в актеров свои 12 строк, сдувая пепел в лицо каждому актеру.

2007.10.21 21.44
День второй. Радости весны
Смотрю третий раз.
Ощущения более радостные (раньше были тревожные). Щенячий восторг от некоторых сцен (молнии-веревки, пугало с блином).

2007.10.21 21.46
День третий. Три спектакля - в один день!
Первый - "И дольше века длится день". Очень плохая видеозапись. Последний раз смотрела тысячу лет назад, и почти совсем забыла. Опять щенячий восторг от того, как сделан верблюд. А главное - почти весь спектакль сопровождается, оказывается, молитвой буддийских монахов, точно такой же, что мы слышали на концерте "Хуун-Хуур-Ту", с такими металлическими позвякиваниями.
Вторая видеозапись - итальянский "Иванов" 2003 года. Почти 4 часа текста, в спектакле почти нет воздуха для некрошюсовских экзерсисов, актеры играют весь спектакль на крике - итальянский темперамент прёт, но актеры все замечательные, хотя под конец устаешь от этого бесконечного текста на высоком градусе. Выстрела в конце нет - последний монолог Иванов говорит под непрерывный свист кос.
Третий - "Благо осени". Замечательно подметил Максим про лучинки -лучики: они исчезают, как исчезают осенью последние лучи солнца, и наступает зима.

2007.10.22 23.19
День четвертый. Песнь песней
Смотрю третий раз.
Замечаю самоцитату: похожие мизансцены в итальянском "Иванове" (Сара несколько раз кружится на руках Иванова) и в "Фаусте" (Гретхен попеременно на руках у Бога и Мефистофеля).
Похоже, У Н. две любимые самоцитаты - танец и вот такое запрыгивание-кружение.

2007.10.23 23.20
День пятый. Второй видеопоказ
"Квадрат" - ура! видеофильм с Далей Оверайте (а не спектакль с Матяконите, как у меня). Крупные планы, монтаж, изменение мизансцен - всё это неизбежно при съемке видеофильма по спектаклю. Максиму очень понравилось, наверно, с помощью таких приемов только и можно передать дух живого спектакля.
"Пиросмани, Пиросмани" тоже снят в павильоне и даже с выходом на натуру, но в данном случае это не украсило спектакль. Я вижу «Пиросмани» другими глазами, чем Максим, я его помню, сравниваю и почти не вижу недостатков. А Максиму не понравилось :(
Перед началом выступала литовский критик Рамуне Марцинкявичюте, автор книги об Э.Некрошюсе. Любопытный факт рассказала. В 80-е Артур Миллер посмотрел 2 спектакля Н., "И дольше века длится день" и "Квадрат", и сказал такую фразу : "Этот Некрошюс, наверно, гений". Удивило почти дословное совпадение со словами Леры, когда она после "Гамлета" сказала: "А он что вообще-то, гений?"

2007.10.24 23.38
День шестой. Макбет
Смотрю третий раз.
Максим замечает, что многое указывает на неустойчивость Макбета - ассимметричные декорации, бревно, подвешенное с одной стороны, и т.д. Макбет колеблется, не может принять решение сразу, и сценография это подчёркивает.
Задумалась, а что здесь может быть замкнутостью композиции? Очевидно, что "бирнамский лес" - веточки за спиной впервые появляющихся на сцене Банко и Макбета и отсутствие на сцене "надвинувшегося бирнамского леса" (как и отсутствие объяснения насчет "людей, не рожденных женщиной").
От "замкнутости композиции" прихожу к мысли, что во многих спектаклях Н. есть "сквозные предметы, замыкающие композицию":
Гамлет - барабанчик, лёд
Макбет - зеркало, веточки
Весна - кирпич
Осень - лучинки
Песнь - бумажные трубочки

2007.10.25 21.34
День седьмой. Третий видеопоказ
"Маленькие трагедии" ("Моцарт и Сальери, Каменный гость, Чума") - видеозапись в павильоне. Вторая часть спектакля выпала из моей памяти почти совершенно. Смутно помню танец с кинжалом как самоцитату из "Дяди Вани". Танец потрясающий, как и в «Дяде Ване», и в «Отелло».
"Нос" - техническая запись плохого качества и без перевода, но по ходу действия всё вспомнилось: и Сморигинас в роли "носа", и самоирония в "Короле Лире", и очередь к "Ленину" с замашками Гитлера. Мусорные баки забылись, но помню зонтик у Гоголя. Теперь спектакль смотрелся лучше, чем в 90-е, я тогда была в полном недоумении, а сейчас посмотрела с удовольствием - масса юмора, иронии и смешных находок.

2007.10.26 23.59
День восьмой. Отелло
Уже сбилась со счета, сколько раз его видела.
Багдонас сказал, что его никогда в оркестровую яму не спускали (это моя ошибка памяти), и это концептуальное решение - море не принимает Отелло.
Вальс - чешского композитора Фибиха.

2007.10.27 22.28
День девятый. Четвертый видеопоказ
Удивительное сочетание - первый "Иванов" и "Три сестры".
В каунасском "Иванове" с его бытовухой и плохой игрой актеров почти неразличим будущий Някрошюс, разве что в каких-то мелких деталях вроде стола, который отодвигает и придвигает Иванов, а под столом лежит платье. Насколько хорош был итальянский "Иванов", настолько меня разочаровал каунасский. Я его почти не помню, но какое-то общее впечатление тогда, в 80-е, было всё же скорее благоприятным (несмотря на неприязнь к исполнителю заглавной роли и тогда, и теперь). Но Казрагита - несравненно хороша :)
Зато в "Сестрах" просто буйство фантазии, без перевода даже устаешь к концу 3-го часа от изобилия и изощренности. Максим просто в восторге от спектакля, а я по-прежнему не могу его воспринимать эмоционально, как "Дядю Ваню". В ЭТОМ Чехове нет места для души...

2007.10.28 23.59
День десятый, последний. Фауст
Смотрела третий раз.
Впечатления в целом не меняются, но замечаются (часто с подачи Максима) некие детали, помогающие лучше оценить спектакль.
Каждая часть заканчивается какой-то особой сценой: первая - "люди-колокола", вторая - "кардиограмма", последняя - "осуждена-спасена".
Музыка в третьей части - пение, похожее на окситанское.
Усеченный конус - символ Фауста, незаконченности его натуры, обруч - символ Гретхен, её цельности и совершенства.

2007.10.29 10.14
Сквозные предметы
Квадрат - сахар
Пиросмани - картина
Нос - склянка
Маленькие трагедии - гипсовая маска
Три сестры - гимнастический конь, поленья
Весна - кирпич
Осень - лучинки
Песнь - бумажные трубки
Гамлет - барабанчик, лёд
Макбет - зеркало, веточки
Отелло - корыто, цветочный горшок, огонек (свечка)
Фауст - усеченный конус и круг

В "Квадрате" сахар - символ тех бесконечных дней, которые Он провёл в тюрьме.
В "Пиросмани" Нико приходит на зов Сторожа, опираясь на раму от картины, а все персонажи - ожившие герои картин Пиросмани.
Начиная с "Носа" предметы начинают претерпевать какую-либо метаморфозу по ходу спектакля:
Нос: банка (на руке Сморигинаса) и аптечная склянка (вместо обручального кольца у невесты Носа).
Маленькие трагедии: гипсовая маска, сделанная Сальери в первой части, переходит во вторую часть, «Каменный гость» и разбивается.
Три сестры: в финале из поленьев построят три колодца (или 3 сруба).
Весна: в начале кирпич - под мышкой героя, в конце из кирпичей герой строит дом.
Осень: в начале ученики настругали лучинки, в конце эти лучинки превращаются в исчезающие лучи солнца.
Песнь: бумажные свитки Торы в начале, в середине - вёсла, а в конце - оргАн из бумажных трубочек.
Гамлет: ледяной куб с кинжалом и люстра изо льда.
Макбет: веточки за спиной Банко и Макбета в начале и отсутствие бирнамского леса в конце.
Отелло: корыта становятся то галькой, то кораблями, а в конце гробом для Отелло, в дырочку от горшка смотрят то Яго, то Отелло, свечку зажигает Яго в начале и в конце спектакля.
Фауст: конус и круг выступают в разных ипостасях, при этом усеченный конус символизирует Фауста (его несовершенство), а обруч (круг) - Гретхен (цельность её натуры).

2007.11.20 00.57
"Вишнёвый сад". Последний штрих к фестивалю
Сквозные предметы спектакля - заячьи уши.
Цепочка такая:
Начало - Фирс (Петренко) - Фирс глуховат - Раневская трогает Фирса за ухо, он её в ответ тоже - длинные уши игрушечного зайца у Ани - бумажные уши на персонажах - расстрел "зайцев" в финале.
Лопахин снова и снова повторяет Гаеву и Раневской свой план по спасению имения, а они, недотёпы, словно не слышат. Глухи к его словам, как Фирс. Вот и поплатятся за это всего лишь через несколько лет, будут подстрелены как кролики...

И если в "Макбете" веточки появляются в начале спектакля и отсутствуют в конце, то здесь - наоборот: в начале - глухой Фирс, в конце - бумажные уши подстреленных персонажей.

2007.11.22 18.44
И НАКОНЕЦ
Сквозная тема многих спектаклей Некрошюса - несовершенство, недосказанность, неустойчивость, колебания, асимметричность, изменчивость.

Как верно написала в своем эссе Мария Капрару, студентка театроведческого факультета Гитиса:
«Гамлет ... просто теряет равновесие, теряет точку опору. Быть или не быть? Принц, вы падаете? Принц? Просто ось сместилась. Стоит один. На краю. Как будто завис над безной. Вытянулся, свесился. Держитесь, принц.»

Отсутствие точки опоры как глобальная метафора творчества режиссера.

Кросспост meno_fortas_ru

Про театр, Некрошюс, Балтийский дом, Литва

Previous post Next post
Up