Деньги - больше средство, чем цель

Nov 15, 2010 18:48

Ранее в моей статье " Тяжелая ноша Германа Грефа" был приведен ролик с утверждением, что главное - это "не фокусироваться на деньгах".  Российский политолог Сергей Кургинян недавно тоже высказался по поводу очень больших денег и их обладателей:



Что-то близкое по смыслу писал русский философ Иван Ильин:

"Я часто видел богатых и даже очень богатых людей, считавших себя "бедными" и в самом деле носивших в себе это ощущение. Они страстно жаждали большего, гораздо большего; они "нуждались в том, в чем они вовсе не нуждались; они напряженно глядели "вверх", и только "вверх", и постоянно подсчитывали, чего им ещё не хватает. Ненасытный, когда насытится он? Как помочь тому, кто забыл прекрасное слово "довольно"? ...Это означает, что объективные размеры состояния  не могут решить вопрос  "существования в бедности". Маленький мешок скоро наполниться; но большой мешок с дырой - никогда."

Дело не в количестве денег -  и относительно небольшие деньги могут плохо повлиять на слабого человека. Если деньги сильней личности и подчиняют её себе, то может показаться, что это является только проблемой данной личности. Часто так и бывает, но только не в случае когда эта личность является хозяином, акционером, руководителем. Проблемы начинаются тогда, когда деньги для бизнеса становятся чуть ли не единственной целью, а нефинансовые цели или игнорируются или отодвинуты далеко на второй-третий план. Когда жадность, азарт или узость мышления позабывших слово "довольно" начинает застилать здравый смысл и когда теряется чувство реальности, то тогда система впадает в маразм и начинает искать  некую "девочку" для оправдания своей несостоятельности. Тогда становится неважно откуда и как появляются деньги. Тогда так же не складываются альянсы и разваливаются работающие схемы, а потом разваливается и сама компания. Приоритет денег упрощает понимание бизнеса, рассматривает любую компанию как механизм для "зашибания бабла". В конце концов любая компания - это социально-экономическая система, и в первую очередь - социальная. Капитал, конечно, должен воспроизводиться, но не факт, что он должен воспроизводиться ежеквартально (если не ежемесячно) и в ущерб тем людям, которые его воспроизводят, в ущерб клиентам, на которых, в том числе, этот капитал работает. C XIX века "кадры решают всё", в том числе и упомянутую задачу воспроизводства капитала. И если деньги служат людям, а не наоборот, то тогда они (деньги) становятся средством, а не целью. А перестав быть целью (или, по крайней мере, основной целью), деньги уступают место клиентам, качеству, порядку в делах, знаниям, -что в свою очередь станет главной причиной притока новых денег в компанию. Тогда и не понадобиться детский лепет про провинившихся девочек. Сейчас у бизнеса нет недостатка в лучших практиках и идеях, но есть довлеющая во многих случаях над всеми практиками и идеями категория - деньги! И какими бы верными не казались все эти идеи и опыт, мало кто им следует до тех пор, пока поступление деньги не прекращается. Только, как правило, к этому моменту становится поздно, и жадные рефлексы успевают погубить очередную жертву.

Мне возразят: деньги - это хороший стимул для наёмных работников. Если компания может позволить себе нанять лучших, то лучшие всё сделают в лучшем виде. Однако и здесь всё далеко не так просто и прямолинейно. Кроме того, что только материального вознаграждения не достаточно, оно к тому же имеет свои ограничения. На эту тему ниже приведено очередное видео, (доступны русские титры).

Мне после такого яркого выступления добавить особо нечего. Я тоже убежден в том, что целенаправленность - стремление делать своё дело во имя чего то большего, чем ты сам -гораздо более сильный стимул, чем деньги. Что профессионализм первичен, а хорошая оплата -следствие профессионализма. Что самостоятельность на работе гораздо важнее формальной должности. И что развивая в компании целенаправленность, профессионализм и самостоятельность можно создать ту социально-экономическую систему, которая достойно ответит на вызовы нашего времени.

системы знаний, мотивация, менеджмент

Previous post Next post
Up