Сегодня по радио услышал следующую оценку.
Количество вакансий менеджеров по персоналу на hh.ru уменьшилось в 5 раз.
И меня совсем не взволновала проблема с трудоустройством "кадровиков".
Просто мне кажется,что в той же самой пропорции снизился интерес руководителей к вопросам управления корпоративной культурой.
Конечно,и раньше об этом больше говорили на HR-конференциях,чем реально использовали как инструмент управления.
Но сейчас интереса к корпоративной культуре практически не просматривается.
И это очень странно.
Почему?
Потому что если у бизнесов сейчас серьезно уменьшились возможности стимулировать своих сотрудников к производительному труду,то тогда стоит беспокоиться об этой самой производительности другим образом.
Посредством управляющей среды (читай - корпоративной культуры!).
Т.е. если у вас нет денег,тогда делайте это посредством корпоративной культуры!
Но желающих это делать почти нет.
Потому что это материя тонкая.
Потому что этим должен заниматься первый руководитель компании,посвящая этому значительное количество своего времени.
Именно первый руководитель,а не кто-то!
Меня крайне позабавило недавно виденная вакансия - "заместитель директора по персоналу по корпоративной культуре".
Такова степень важности,которую придают в компании свой культуре - ею должен заниматься аж заместитель директора по персоналу!
И теперь генеральный директор компании,видимо,может всё своё время посвящать улаживанию проблем с финансированием или выбиванием дебиторской задолженности...
Моральный дух как сотрудников,так и руководителей сейчас настолько низок,что о роли корпоративной культуры как управляющей среды сейчас и вспоминать неловко.
Неловко,да.
Но значит ли это,что не нужно?
Как раз наоборот.
В первую очередь,сейчас как раз нужно позаботиться именно о корпоративной культуре.
Потому что именно нормы и правила поведения,принципы взаимоотношений в коллективе сейчас проверяются на прочность и берутся на излом.
Ведь над всеми довлеет страх.
Страх оказаться худшим и быть уволенным,например.
Поэтому теперь для кого-то важно не стать лучше,а сделать так,чтобы худшим оказался другой (сотрудник).
И,конечно,такие настроения и такое состояние духа не может способствовать выходу компании из кризиса.
Потому что я по-прежнему уверен - сделать это можно только с помощью вовлечения всех сотрудников.
В процессы оптимизации бизнес-процессов и сокращения затрат.
В процессы повышения качества.
"Повышения качества?!"-воскликнул на днях один рукводитель компании.-"Да Вы с ума сошли!Сейчас нужно плавно понижать качество - ведь платежеспособный спрос падает!"
На первый взгляд,да.
Но вот какая штука.
Уже несколько десятилетий назад была установлена следующая закономерность.
Повышение качества способствует сокращению затрат.
И,вы будете смеяться, повышению производительности труда.
Повышение качества способствует укреплению позиций компании на рынке.
Как в плане увеличения доли рынка,так и повышения урвоня маржинальной прибыли.
В комплекте с сокращением затрат и повышением производительности труда,разве это не путь к выходу из кризисной ситуации?
Вдобавок,повышение качества вашей продукции - это и хороший дифференциатор.
Ведь все другие производители сейчас уменьшают количества мяса в колбасе и какао-бобов в шоколаде.
Тогда как ваше качество продукта растет.
Потяните за эту ниточку и будет вам счастье.
Вот только если вы соберетесь это делать,то корпоративной культурой должен заниматься и первый руководитель компании,и специально назначенный,скажем,вице-президент компании по корпоративной культуре.
Являющийся весомой фигурой в компании,обладающий высоким статусом и правами бизнес-партнера.
Потому что повышение качества попросту невозможно без изменения корпоративной культуры.
И невозможно без вовлечения сотрудников.
Как говорил Эдвардс Деминг :"Вы хотите улучшить качество работы в вашей компании?Вы собираетесь узнать о лучших практиках работы в других компаниях и начать трудиться так же?Но вы не посоветовались со своими сотрудниками?Тогда пеняйте на себя!"
И,кстати,насчет Деминга!
Я спрашивал всех руководителей,с которыми общался,об известных 14 принципах Деминга.
Из всех руководителей о них знал только один.
Остальные отшучивались:"Нет,я не увлекаюсь японизацией своей компании!" (почему-то у наших руководителей американец Деминг считается японцем - видимо из-за японской премии за качество его имени!).
И знаете что?
Именно этот руководитель сейчас смог повысить и производительность труда,и снизить затраты!
Конечно,до полного разведения (финансовых) туч над его головой еще далеко.
Но он один видит сейчас свет в конце тоннеля.
И только не говорите мне,что это приближается свет поезда метро!
Потому что руководитель этот ощущает чувство уверенности в своих силах и в то,что он на правильном пути.
И его сотрудники ощущают себя сейчас коллективом или командой,которая с успехом преодолевает бушующее море.
А ведь только высокий моральный дух и может привести к победе!
Поэтому заботиться о корпоративной культуре не только можно,но и нужно.
Именно "Так победим!"(ц)