СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОЛУБОЙ ОГОНЕК с Комнатным Рыцарем и менестрелями из Alcántar

Jan 02, 2024 20:06

Реконструкторы играют реконструированнную или выдуманную ими средневековую музыку на более-менее реконструированных музыкальных инструментах

https://www.youtube.com/watch?v=er6BZrnVHpU
1:36:36
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОЛУБОЙ ОГОНЕК с Комнатным Рыцарем и менестрелями
Минутная история, 1 тыща просмотров, 2 янв. 2024 - 251 тыс. подписчиков
[Spoiler (click to open)]
Вместе с группой Alcántar обсудим и сыграем музыку разных исторических эпох, посмотрим, как выглядели инструменты и узнаем, куда же ехал собака Крымский царь в знаменитой песне из "Иван Васильеаич меняет профессию"

Ведущий - Алексей Соколов
https://t.me/sokolovmedia

Гости - группа Alcántar
https://vk.com/alcantar

Комнатный Рыцарь (Василий Гурков)
https://www.youtube.com/@RollOfDoom
https://t.me/Kompot_Knights

Мы в телеграме: https://t.me/MinuteHistoryChanel
Мы в вк: https://vk.com/1minutehistory
Мы в дзене: https://dzen.ru/minutehistorychanel

Слушать подкаст:
https://vk.com/1minutehistory
https://music.yandex.ru/album/27197387
https://podster.fm/podcasts/MinuteHistory

Тайм-коды:
00:00 - 00:41 Тизер
00:41 - 01:00 Заставка
01:00 - 02:17 Песня "Как по морю..." / Светлана Берг
02:17 - 06:35 В гостях Alcántar
06:35 - 10:49 Что мы знаем о русской музыке? Скоморохи
10:49 - 17:42 Первоисточники. Как прерывалась традиция при Советском Союзе?
17:42 - 22:22 Музыкальные находки археологии. Баян, гусли и "Слово о полку Игореве"
22:22 - 24:49 Инструменты Alcántar. Проблемы климата и струн
24:49 - 27:14 Баллада "Слово о полку Игореве" / Alcántar
27:14 - 30:06 Рожок, жалейка, зурна и кларнет. Эволюция инструментов
30:06 - 30:27 Зурна / Юрий Посыпанов
30:27 - 40:14 Балалайка - новодел или старинный инструмент? Андреевский ансамбль
40:14 - 42:14 Песня "Шёл бы я вечером поздним" / Светлана Берг
42:14 - 47:56 У славян своих инструментов не было? Барабанка, жалейка, дрова и коса
47:56 - 51:24 Истребление скоморохов. Царь Алексей Михайлович
51:24 - 52:22 Музыка древней Руси / Alcántar
52:22 - 58:41 "Иван Васильевич меняет профессию". Обзор ансамбля
58:41 - 1:01:58 Александр Маточкин
1:01:58 - 1:03:31 Годуновская псалтырь
1:03:31 - 1:04:05 Русский Боуран
1:04:05 - 1:06:56 Грозный ветер / Alcántar
1:06:56 - 1:08:29 Бубен
1:08:29 - 1:18:26 Южная и северная традиция. Татаро-монгольское иго
1:18:26 - 1:33:38 Гудок, лира, кинвал, змеиное масло и Metallica - влияние Византии
1:33:38 - 1:35:40 Слово святого Нифанта о руссалиях / Alcántar
1:35:40 - 1:36:36 Титры




1) Письменных источников по русской музыке и тем, кто её играл сохранилось очень мало. Почти ничего не осталось. В отличие от европейской музыки.

2) Климат в России был и остаётся таким, что не способствует созданию сложных музыкальных инструментов, которые бы в этом климате за сезон разваливались от перепадов температур и влажности. Потому инструменты на Руси просты и часто допускали возможность сделать их из быстро, а то и просто использовать подручные средства.

3) То, что при царях (назвали Алексея Михайловича) были указы по сожжению музыкальных инструментов, главный из реконструкторов Алькантар считает, что было формальностью, которая не подтверждена архивами той бюрократии, которую развёл Алексей Михайлович. Так что очень может быть, что в Москве действительно поймали каких-нибудь скоморохов, отобрали у них инструменты и сожгли на площади так, чтоб это видел Алексей Михайлович, но дальше этого не пошло. Однако я где-то в другом месте читал по поводу происхождения балалайки, и почему она треугольная - что это было связано как раз с этим запретом на музыкальные инструменты, как "сатанизм" или ещё какое богохулие, а треугольная форма балалайки трактовалась как отражение Троцы, а потому, мол, в таком инструменте никакие бесы не поселятся, а потому на неё указ (и прочие гонения) не распространяются.

4) А современный русский народны ансамбль с домрами и балалайками разных размеров - это заслуга Андреева - реконструктора конца 19 - начала 20 века. И каноничную форму балалайки именно он придумал, а потом распространил её среди населения. И разные размеры сделал, чтоб создать аналог западного струнного ансамбля, но на русской инструментальной основе.

5) Струны металлические появились достаточно поздно - века с 17(?). Но и после очень много играли на струнах из высушенных и растянутых кишок. И с их настройкой была большая проблема - они настраиваются очень долго, если их действительно настраивать.

6) Но скорее всего инструменты особо не настраивали. Мировые договорённости о том, как настраивать вообще появились лишь в году так 1938. А до того - если это народные исполнители, у каждого был свой строй, и свои подходы к тому, как его соблюдать или не соблюдать.

7) Традиции были 3 большие зоны - северная, центральная и южная. Но в каждом селе традиции могли очень сильно отличаться, если они поддерживались местными исполнителями со своими индивидуальными особенностями.

8) Из-за простоты инструментов сложнее была песенная традиция.

9) И тут было сильное различие севера и юга. Северные - более речитативные, монотонные, если хором, то пели в унисон друг с другом, с кучей куплетов, с бряцанием по всем струнам узких гуслей, схожих со скандинавскими. И голос более высокий. Как я понимаю, этому речитативу способствовали и особенности северных говоров - с закрытыми слогами.

А южные хоровые распевы с большей импровизацией, и там могли тянуть целый час одну строку, наслаждаясь тем, как обыгрывали разноголосие. И голос ниже и богаче - мол, потому, что с едой получше и теплее.

10) Кстати, тут, в Минутной Истории, не рассказали, а я помню, что где-то рассказывали или написано было, что до советского времени даже сохранилось, до распространения радиотрансляции на кораблях, что рыбаки-поморы себе на корабль сказителя, который бы им пел и/или рассказывал истории. Вроде бы это говорил какой-то школьный учитель, которого один раз тоже так же наняли.

11) А что не одобряю - так это дилетантизм, который высказал главный по Алькантару - мол, "наш язык произошёл от южных славян". Что он сказал перед каким-то номером, где была музыка ближе к балканской, с кимбалами (кстати, он никак не связал кимбалы с цимбалами), и с более сербским пением.

Было ли южнорусское влияние, включая переселение южных славян в Россию? Было.
Могли они принести свою культуру, включая музыку и такое пение, как показал Алькантар? Может быть, да.
Пришла ли письменность на Русь от южных славян? Пришла.

Но всё это не значит, что "наш язык произошёл от южных славян". От южных славян произошёл церковнославянский язык, который уже повлиял на формирование в русском литературном языке отвлечённой лексики. Но язык русский не сводится к отвлечённой лексике из церковнославянского, а значительно шире. И что важно знать - это то, что борцы с церковнославянизмами - например, украинские мовочистильщики - они вместо близкородственного по происхождению языка (церковнославяского), который развивали собственные предки, а не чужие люди - вместо него они предлагают для отвлечённой лексики либо заимствования, либо собственные выдумки, т.е. разрывают многовековую литературную традицию. Потому русский литературный язык наследует тыщу лет литературной традиции церковнославянского и столько же традиции гражданского письма (хотя бы новгородские берестяные грамоты), а литературная укрмова - это новодел, который каждый год меняют заново. У французов в их современном языке для такой же роли используются слова из латыни - который предок для французского языка.

12) Ещё момент, на который я хотел бы обратить внимание, который и меня в своё время очень удивил. Я пытался в этнографических записях найти песни в духе "как сейчас" - чтоб можно было поставить в плеер с современными песнями и не спотыкаться о сильное отличие. Но оказалось, что и жизнь была другой, и песни были совсем не такие, какие я ожидал. Либо это были песни под дело - походные, полевые, или, как в разбираемом ролике упоминали - чтоб можно было петь женщинам в полной темноте, когда долгими зимами они там наощупь вьют нить, или плетут из неё что-то. А второй вариант - это то, что музыка была лишь сопровождением каких-нибудь религиозных пений и повествований.

история, Русь, музыка

Previous post Next post
Up