таблица Шульте

Sep 27, 2023 11:47

Есть такое упражнение для тренировки навыков, используемых в скорочтении - таблица Шульте. В таблице беспорядочно раскиданы числа (как вариант - могут быть числа разных цветов, или вообще что угодно). И нужно удерживая взгляд на центре таблицы найти по порядку все числа (или по обратному порядку, или в каком-то ещё порядке). Упражнение нацелено на то, чтоб расширить поле зрения и не бегать глазами по реальности, а запечатлеть её сразу большим куском и обрабатывать полученный образ внутри себя, что, разумеется, можно делать значительно быстрее, чем проводя поиск глазами в реальности.




Самое интересное, что, насколько я помню, именно этой тонкости никто не объясняет, из-за чего это упражнение может не даваться. Например, я только на днях додумался, что именно надо делать - впечатывать образ и искать в нём, а не "пытаться зафиксировать взгляд".

ii. Но при это я поймал себя на том, что что-то подобное я делаю спонтанно, когда, например, пишу текст поста в жж. Если мне надо что-то додумать в нём - я очень часто даже не перечитываю, а просто занимаюсь какими-то несложными делами и в голове возвращаюсь к тексту, нахожу в нём какие-то места, рассматриваю "под другим углом зрения" (например, вспомнив что-то смежное) и уточняю/добавляю. Перечитывание же помогает разобраться в том, что не отложилось в памяти - грамматика, косноязычие, многозначности (в памяти как раз всё идеально: запомнено не то, что написал, а что хотел написать).

+vi. Ещё что вспомнил - про то, как пару-тройку лет назад на примере Ежи Сармата научился удерживать в голове одновременно пару противоречивых "теорий" и находить в них сходства и различия, проводить спор за обе стороны, доставая аргументацию обоих сторон. Это сложно - и сам я до такого не додумался - нужен был пример, который показывал, что так можно, что это даёт преимущества в споре и анализе.

iii. Другой вариант - когда спонтанно у меня это срабатывало - когда что-то ищу и не нахожу. Я заметил, что в такой ситуации стоит отвлечься и попытаться вспомнить что-то, связанное с утерянным предметом. Или вспомнить, образ того, что где должно лежать и в этом образе поискать, куда бы мог по какой-то причине предмет положить. Очень часто это даёт результат. Особенно, если предмет прямо на тебя смотрит, но ты его в упор не замечаешь - при падении взгляда на него он не считывается как то, что ищешь.

iv. Ещё вариант - поиски на земле. Либо потерял что-то, либо грибы-ягоды собираешь. Можно очень долго узким полем осматривать землю с многократными возвращениями (с этим, как раз, борются в скорочтении - читать надо 1 раз и больше не возвращаться). А можно - смотреть широким полем зрения, не давить на себя своими эмоциями, и искать, не водя глазами по земле, а параллельно по всему запомненному широкому образу - примечая в нём признаки того, что ищешь. Признаки эти можно вспомнить перед поисками. Или вспоминать по мере того, что находишь - обучаясь прямо во время поиска.

v. В Википедии написано так:
===
https://ru.wikipedia.org/wiki/Таблица_Шульте
Упражнения с таблицами позволяют улучшить периферическое зрительное восприятие, что важно, например, для скорочтения.
===
Т.е. это несколько другое понимание того, что происходит, чем у меня сейчас в этом посте. Не "улучшение периферического зрения" (хотя и это тоже), а улучшение доступа к периферическому зрению и включение информации, полученной периферическим зрением, в общий образ сцены, с которым активно работает мозг. Т.е. важно не просто "продрать глаза", а чтоб ещё и цельным образом подсунуть это всё (и что прямо перед глазами, и что на периферии) своему "вниманию" и работать уже в этом образе - поиск и опознание в нём будет происходить быстрее, чем если подгружать ту же инфу кусочками.

2) Ещё по близкой к этому теме есть то, что всякую знаковую и графическую информацию можно запоминать целиком "как видишь" и потом "рассматривать" её образ в памяти, и опознавая, что на ней изображено. Например, считая какие-то элементы или распознавая текст, который до того воспринял образом. Я пытался что-то такое запоминать таким образом - получается плохо: могу прочить из образа 6 разрядов ЧЧ:ММ:СС - что иногда приходится переносить себе в текст. А вот уже 6-значные пинкоды - никак не получается визуализировать для чтения. Возможно потому, что и не пытался, а пытался познаково их прочитать и запомнить уже прочитанное, а не увиденное.

У Ягодкина предлагают всяческие мнемонические приёмы, чтоб прочитанное переводит в образы и связывать их в мнемонические цепочки.

А есть те, кто пытаются тренировать максимальную загрузку графических образов с дальнейшим их прочтением в памяти - "фоточтение". Там просто быстро бросают взгляд на страницу (или кучу страниц), а потом им задают вопросы о прочитанном - и ответы у них "сами всплывают" (чтение вытеснено из сознания и проявляется как "откровения" - мол, уже "почему-то всё это знаешь").

3) У шимпанзе фотопамять гораздо более развита. Возможно потому, что у них нет попыток вклиниться "разуму" - вытаскиванию осмысления и речи - которые сбивают общий визуальный образ у людей.

https://www.youtube.com/watch?v=OYVN-XwLwjE
4:11
Поведение животных: Шимпанзе - тест на память
IIIIIIIAdina, 11 тыщ просмотров, 27 мая 2013 - 5,29 тыс. подписчиков
The media fragments included in this movie clip are in property of National Geographic.


4) Потому я думаю, что в электронном виде (для планшетов, смарфонов, е-буков с сенсорным экраном) лучше реализовывать таблицу Шульте так, как это сделали для шимпанзе - показали картинку, выключили - и нажимай себе на закрытые квадратики таблицы в правильном порядке по запомненному образу. Как минимум не будет ненужной промежуточной фазы - "остановки зрения в центре". Меня она бесит, например.

5) Если обобщать, то очень сильно ускоряет обработку информации загрузка её большими порциями - едиными образами - в "оперативную" память. [Spoiler (click to open)]Но этому сложно научиться. иногда очень сложно. А некоторые так никогда этому и не научаются - возможно, не потому только, что сложно, но больше потому, что не знают о такой возможности. Я много чего выдумывал сам спонтанно, но всё же до очень много сам не мог додуматься - чтоб сделать первый шаг или чтоб продолжить спонтанно придуманное.

5-1) И очень не способствует такому спонтанному придумыванию нахождение в длительном подавляющем стрессе. Он же мешает и восприятию чужого опыта. Потому дети, у которых родители-днище (алкаши, наркоманы и прочие дегенераты) - если они ещё и руки распускают - то дети скорее будут в постоянном стрессе, зациклены на переживаниях связанных с неадекватом родаков, а не обращать внимание на мир, и пробовать в нём и себе разобраться.

5-2) Где-то в каком-то обучающем ролике какой-то белорусский тренер памяти (если вспомню и найду - допишу, кто это был) рассказывал, что к нему на очное групповое занятие пришёл как-то чел с совсем дырявой памятью. Оказалось у него отец алкаш, который его в детстве бил. И выбил память настолько, что из-за этого сын его по способностям был вровень с олигофренами. Тренер памяти провёл с ним остался после всех позаниматься, а потом и вовсе отдельные занятия провёл - чтоб хотя бы до нормального состояния его вытянуть. Т.е. это можно попытаться сделать даже во взрослом возрасте, но этого будет мало, чтоб его нормально социализовать - ведь его ещё надо обучить всему тому, чего он был лишён в детстве - нормальным отношениям между людьми.

5-3) Про пример того, как спасли от алкашей-родителей певицу Диану Анкудинову - уже писал посты (в Википедии можно почитать её историю). Но там спасать начали уже года в 4. Она не могла говорить и её стали учить петь, чтоб научить говорить. И сейчас - она о себе говорит, что "с ней сложно", но на видео в Ютубе эти сложности не попадают - туда попадают достижения, которые для её возраста большие.

5-4) Ещё про стресс. Пишу свои посты - по сложным темам. В состоянии стресса это помогает успокоиться и вытащить способности оперировать сложной инфой и сложными связями между ней. И после этого браться за решение горящих задач, за которые просто так браться не получается, т.к. мозги в стрессе отключаются и остаются только примитивные операции, которые к результату если и приведут когда-то, но за очень долгое время, которого нет. А так, с вытаскиванием способностей по обработке сложной инфы - получается находить намёки на то, где искать проблему совсем из более общих соображений, что очень сильно сужает поиск ручной проблем и их решений.

психология

Previous post Next post
Up