Здесь птицы не поют...

Jan 03, 2016 12:02

Ещё о прибалтийской русофобии

Опасные гастроли
Как ансамбль имени А.В. Александрова страны Балтии перепугал / Ближнее зарубежье

Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова пользуется заслуженной известностью во всем мире. По сути, это давно уже большой и почитаемый культурный бренд - как Большой театр, Эрмитаж и Третьяковская галерея. ©По теме: Главная песня России | Гимн и «Поющее оружие» | «Священная война» / Тайна автора «Священной войны»



5 сентября начался грандиозный гастрольный вояж ансамбля по десяткам европейских городов.
«Тур будет посвящен 70-летию Великой Победы, и наша основная цель - напомнить общественности о роли Красной армии в освобождении народов Европы от фашизма. Что планируем исполнять? «Катюшу», «Смуглянку», «Вечерний звон», «Калинку», «Соловьев», государственные гимны принимающих стран и их народные песни. А еще - хор из оперы Верди «Набукко», арию Калафа из «Турандот» Пуччини, романсы», - рассказывала пресс-секретарь коллектива Валентина Максимова.

Решено было провести концерты в столицах европейских государств, освобожденных СССР от немецко-фашистских захватчиков. В частности, артисты наметили посетить города Германии, Чехии, Австрии, Польши, намеревался ансамбль завернуть и в Прибалтику. Но когда гастрольные планы были обнародованы, в Литве, Латвии и Эстонии «бдительные патриоты» тут же принялись «стучать куда надо» - не допустите, мол, идеологической диверсии, не дайте «кремлевским соловьям» петь у нас свои песни!

Правда, тут прибалты оказались не одиноки: в соседней Польше, в которой турне из тринадцати выступлений началось в конце ноября, провластные активисты угрожали сорвать выступления «александровцев». К счастью, до серьезных инцидентов не дошло.

Более того: на варшавском стадионе «Торвар», где состоялся концерт ансамбля, зрители заняли более четырёх тысяч мест и щедро награждали артистов аплодисментами. С особой благодарностью было встречено исполнение польских песен, а «Красные маки на Монте Кассино» с первых же аккордов весь зал слушал стоя.

Не то в Прибалтике. Сначала концерт «александровцев», намеченный на 6 декабря, отменили в литовском Висагинасе. Директор местного культурного центра Дануте Моркунене сказала: «Идеологическая нагрузка этого ансамбля стала главной причиной того, что концерт не будет позволено провести. Факт, что в нашем государстве совсем иначе воспринимают русских солдат. К тому же этот ансамбль - наследие советских времен». Особенное возмущение литовского официоза вызывалет факт, что «александровцы» в прошлом году исполнили песню «Вежливые люди».

Потом в «бой» с артистами вступила «тяжелая артиллерия» в лице министра культуры Литвы Шарунаса Бирутиса. Непреклонным тоном сей государственный деятель заявил, что «раскалывающей общество политике Москвы не место в Балтии».
Бирутис призвал и другие самоуправления и их культурные учреждения последовать примеру Висагинаса.

Спич министра не остался незамеченным в Общественной палате Российской Федерации, ранее направившей в адрес министра обращение «с настоятельной просьбой аннулировать противоправное решение об отмене концерта Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова в Висагинасе». Ответ оказался однозначен… Тогда Общественная палата заявила, что обратится «к еврокомиссару по образованию, культуре, молодежи и спорту Тибору Наврачичу с просьбой взять на контроль вопрос об отмене концерта в Висагинском культурном центре, как случай грубого ограничения свободы выражения, творчества и права на доступ к культурным ценностям».

С протестом выступило и российское посольство в Вильнюсе - вряд ли там всерьез надеялись поправить дело, но хоть душу отвести… Дипломаты отметили, что высокопрофессиональный творческий коллектив, чьи выступления с успехом проходили по всему миру, включая штаб-квартиру НАТО и резиденцию Папы Римского, собирался сделать подарок, прежде всего, ветеранам Великой Отечественной войны, а также всем почитателям творчества «александровцев», проживающим в Литве.

…От Вильнюса эстафета перешла к Риге. Ансамбль «изобличил» глава Полиции безопасности Латвии Нормунд Межвиетс, заявивший в телеэфире, что Российская Федерация все больше внимания уделяет работе с соотечественниками из сопредельных стран.

Назначенный на 8 декабря в Риге концерт «александровцев» он упомянул в качестве примера действия коварной «московской пропаганды».
Местное Министерство иностранных дел запросило у «компетентных органов» информацию об ансамбле, а глава МИДа Эдгар Ринкевич предупредил, что концерт «александровцев» в Латвии «может носить провокационный и недопустимый характер». Это связано с тем, что, по словам министра, «идеологическая концепция ансамбля вкупе с активной пропагандой мощи российской армии неадекватна в контексте истории стран Балтии и событий на Украине - аннексии Крыма и ситуации на востоке страны».

В свою очередь, президент Латвии Раймонд Вейонис заявил, что концерт лучше было бы отменить... У президента законно поинтересовались: если уж государство так дорожит «сплоченностью общества», то почему действует настолько однобоко? Ведь как раз этой же осенью в Риге прошла провокационная выставка «Люди Майдана», организованная международным авантюристом Сергеем Мельниковым и вызвавшая негодование русскоязычных рижан - в итоге они просто разгромили непотребную экспозицию. Было даже организовано интернет-сообщество «Бандеровцы - вон из Латвии!». Немудрено: ведь гражданин США Мельников (Мельникофф) допускал в адрес русскоязычного населения Латвии оскорбительные высказывания и призывал депортировать его в Сибирь в вагонах для скота. А вот высшие чиновники Латвии сочли обязанностью посетить скандальную выставку «в знак солидарности с украинским народом, подвергающимся российской агрессии».

Рекомендации Вейониса не остались не услышанными: Министерство обороны запретило коллективу въезд в страну.

Ситуацию прокомментировал латвийский оппозиционный политик Мирослав Митрофанов: «Нам непросто понять злобное отношение части европейской публики к русской культуре, как таковой. Это отношение можно назвать «культурным расизмом».

По словам политика, «элита Европы готова видеть в русских исключительно экономические субъекты, людей, которые работают, кому нужно платить пенсии или пособия. Однако она совершенно не готова воспринимать нас на территории ЕС, как носителей русской культуры, которую часть европейцев в принципе отторгает».
Итак, оставалась Эстония. И - о чудо! - официальный представитель МВД Эстонии Тоомас Викс заявил в телеэфире, что Таллин не собирается следовать примеру Латвии и Литвы. «Эстония достаточно сильна, чтобы не воевать с песнями - это часть свободы слова. Свобода слова действует и в отношении людей, которые считают Эстонию своей родиной, и в отношении их мнения о выступлении хора российской армии в военной форме, и об его репертуаре.

Так что же, эстонцы оказались умней латышей и литовцев? Увы, славить демократизм таллинского правительства было преждевременным. В местном посольстве РФ сообщили: «Согласно имеющейся у нас информации, выступлению упомянутого коллектива в столице Эстонской Республики 10 декабря состояться не суждено. Причиной тому - запрет эстонских властей на проведение концерта «по соображениям безопасности», а также ввиду «возможных провокаций в отношении участников ансамбля».

Такая вот история…
Владимир Веретенников
специально для «Столетия», 21 декабря 2015

страны и столицы, бывший ссср, русофобия и антисоветизм, идеология и власть, русский мир, литва, провокации, культура, нонсенс, эстония, скандалы и сенсации, нравы и мораль, холодная война, наследие, музыка и песни, внешняя политика и мид, современность, традиции, информационные войны, агитпроп и пиар, оккупация и интервенция, армия, польша, репрессии и цензура, латвия, символы, прибалтика, европа, россия

Previous post Next post
Up