Россия' 2015. Итоги. Взгляд из Крыма

Jan 02, 2016 23:21

Ещё о России в мировой политике

Претензия на глобальный статус
В следующем году Москва продолжит избавление от статуса сырьевого придатка Запада / Новогодние праздники. Основные достижения года

«Русская планета», подводя итоги своей работы за год, решила в рубрике «Новогодние праздники. Основные достижения года» в серии материалов показать, чем завершается 2015 год и для России и мира и с чем мы пойдём в год новый... ©Ещё в «России' 2015»



Митинг в поддержку российской военной операции в Сирии прошел у посольства РФ в Софии, Болгария
Как выглядят итоги уходящего года из Крыма и с какими вызовами придется столкнуться России и полуострову в следующем? Об этом «Русской планете» рассказывает директор Института стран СНГ в Республике Крым политолог Андрей Никифоров.
- Назовите, пожалуйста, три главных, по вашему мнению, события года.

- Все три, на мой взгляд, связаны с событиями в одном регионе. Это действия ВКС России в Сирии, «турецкий инцидент» с российским Су-24 и принятие резолюции СБ ООН о мирном урегулировании в Сирии. Причем следует оговориться, что дело, конечно, не в Сирии. Она просто стала подмостками для постановки сразу нескольких параллельно разыгрываемых сценариев. Кстати, ни один из сюжетов 2015 года не исчерпан. Так что нас ждет продолжение.

Я категорический противник трактовки происходящего как якобы капитальной перестройки мироустройства. По мне, речь идет о новом распределении ролей в прежней мироустроительной системе с монопольным доминированием США, глобальной экономикой и декларативной приверженностью глобальных игроков так называемым универсальным ценностям. Не скажу, что мне так хочется. Мне как раз хочется иначе. Но мировым политическим игрокам пока хочется именно так. А потому нынешняя система еще какое-то время просуществует. На 2016-й ее точно хватит. Кстати, для обывателя это, скорее, хорошая новость, поскольку настоящая геополитическая перестройка может случиться только за его счет: за счет его доходов, благополучия, разрушения стабильного и привычного ему образа жизни. Думаю, в следующем году обыватель может спать более или менее спокойно. Особенно если вовремя уплатил налоги.

- Главная тенденция года - можно ли ее выделить? Каковы общие итоги уходящего в историю 2015-го?

- Главная… Думаю, в повышении градуса противостояния в борьбе за геополитический статус России. Ну вот смотрите: 2014-й прошел под знаком событий на Украине. Россия отстаивала на этом поле свое право региональной державы: «мы самые крутые на постсоветском пространстве, и без нашего участия здесь ничего не происходит». В 2015-м украинский кризис померк, отступил на второй-третий план. На первый вышла Сирия. Но это не просто перенос фокуса. Сирия - это уже претензия на глобальный статус России. На мой взгляд, на глобальный статус мирового полицейского.

Похоже, к российской политической элите, по крайней мере к части ее, приходит осознание, что мировой бензоколонки из нас не получилось (как-то подзабываться стала предложенная Чубайсом модель «великой энергетической державы»). Зато посмотрите, какие у нас ВКС, как точно бьют наши «Калибры», какие вежливые наши вежливые люди! И ведь действительно, есть что предъявить и чем полюбоваться!.. А миру позарез нужен полицейский. До сих пор был единственный полицейский - злой. Нужен, в пару ему, добрый.

Это мы так думаем. Американцы, похоже, думают иначе. Видели в их вестернах игру в «доброго/злого» полицейского? Нет, там шериф всех побеждает своим неискоренимым гуманизмом, но прежде всего - с помощью изобретения мистера Кольта. Нет в американских стереотипах этих европейских тонкостей. Поэтому американцев приходится убеждать, демонстрировать наглядно: миру необходима новая Антанта, этакая Антанта-3. И без России она невозможна…



Андрей Никифоров
- Что бы вы назвали главным событием крымского года? Как это отразится на его развитии в будущем году?

- Регион у нас такой… Не Кавказ с Закавказьем и не Украина, не Ближний Восток и не Средняя Азия. Хотя все эти регионы нам близки. Каждый по-своему. Но вот интересно: Крым как-то незаметно ушел из топа мировых новостей. Какие-то местные склоки, коррупционные скандалы… Кого это может заинтересовать? Разве что соседнюю зомби-державу, в которой многие по-детски радуются соринке в чужом глазу. Впрочем, эти детишки подбросили нам проблемку, которая вполне могла бы иметь немалый резонанс, если бы ее не затеняли куда более масштабные и значимые события. Я о террористической атаке с территории бывшего украинского государства, обесточившей Крымский полуостров. Именно она, а также преодоление ее последствий и стало главным событием крымского года.

- Если сравнивать итоги нынешнего года с предыдущим, возникает ощущение, что ход событий стремительно ускоряется. Успевают ли за событиями экспертное сообщество, общество, власти?

- Смотря о какой части экспертного сообщества вы говорите. На память сразу приходит анекдот о диалоге двух политологов: «Ты скажи, что происходит?» - «Сейчас, я тебе объясню» - «Нет, объяснить я и сам могу. Я о другом: ЧТО ПРОИСХОДИТ???». Подобного рода комментаторы по следам событий, перескакивающие с одного телеканала на другой, не всегда успевают перестроиться. Это же надо все время быть в курсе: с кем мы теперь дружим, с кем враждуем, почему правильно то, что сказал некто сейчас, если день назад он говорил прямо противоположное…

Но в принципе какая разница, что говорят и даже что думают такие эксперты? От их слов и мыслей течение политического процесса никак не меняется. Они его только сопровождают. Другие эксперты, которые, как правило, на ток-шоу не ходят, народу не известны или известны с какой-то совершенно другой стороны, - они этот ход событий проектируют. Конечно, реализуются, сталкиваются, вступают в борьбу сразу несколько разных, зачастую взаимоисключающих проектов. Их равнодействующую мы как раз и наблюдаем на поверхности политических событий.

Да, впечатление такое, что пошло определенное ускорение и обострение конкуренции. Но это смотря с чем сравнивать. Сравните, скажем, со второй половиной 30-х годов прошлого века. В нулевые вроде процессы шли значительно медленнее. Хотя и там было 11 сентября (9.11.2001), и 8 августа (08.08.08), свой Афганистан, свой Ирак. И своя череда «цветных революций»… В принципе, довольно похоже. Но при этом мы, Россия, стали сейчас более активно, более плотно участвовать в мировых политических процессах, они стали нам ближе, мы глядим на них с предельно малого расстояния. Вот они и мелькают…

- Каков же ваш прогноз на будущий год для Крыма, России и мира?

- Для Крыма все более или менее просто: нас ждет полноценный разворот реформирования экономики и инфраструктуры. Все, что предусмотрено в рамках федеральной целевой программы и шло в уходящем году со скрипом, пойдет с ускорением. Орда, обосновавшаяся в Диком поле к северу от Перекопа, слава тебе, Господи, своими действиями ускорила процесс нашей изоляции от территории бывшего украинского государства. То есть то, что неизбежно должны будут сделать для поддержания своей безопасности все соседи Украины, мы уже сделали. Могут, конечно, у этих скакунов энергоблоки АЭС рвануть (просто чудо, что еще ни один не взорвался) или еще какая-нибудь техногенная катастрофа случиться, часть последствий которой достанется и нам. Но этого предотвратить и изолироваться от этого мы не в силах.

Что касается России, она продолжит избавление от статуса сырьевого придатка Запада, будет отстаивать самостоятельную позицию по отношению к мировым делам. Короче, продолжит следовать тем же курсом, которым движется последние годы. Не думаю, что новый мироустроительный статус России будет признан уже в следующем году. Но тенденции таковы, что, если они сохранятся, через год мы будем к этому ближе, чем сегодня. Как и сегодня мы к этому заметно ближе, чем год назад.

В мире продолжится этакий восточный транзит - перенос внимания мировых политических игроков на Восток, поближе к Тихому океану. Собственно, все эти «арабские весны», ИГИЛ и прочие джихадистские штучки очень похожи на этакое рукотворное цунами, которое пытаются обрушить на мирно пашущий за все остальное человечество Китай. С другой стороны, АТР станет ареной реализации, точнее - попыток реализации масштабных интеграционно-экономических проектов. Кстати, вовсе не факт, что они закончатся более удачно, чем предыдущие масштабные интеграционно-экономические проекты в этом регионе.

И еще. Для этого нет никаких объективных оснований, но почему-то меня не покидает ощущение, что решится все тем не менее на Ближнем Востоке, в Причерноморье, в Центральной и Восточной Европе. Впрочем, как всегда, именно здесь все и решалось. Не думаю, что в 2016-м, но не исключено, что важные повороты в развитии событий мы увидим именно в наступающем году.

Яна Амелина
«Русская планета», 24 декабря 2015

крым и севастополь, геополитика и территории, идеология и власть, турция и византия, войны и конфликты, бл_восток и магриб, общество и население, азия, версии и прогнозы, украина, мировая политика, противостояние, внешняя политика и мид, реформы и модернизация, сирия, современность, восток, итоги, европа, сша, мнения и аналитика, россия

Previous post Next post
Up