Школа по Интернету или школьное дистанционное образование.

May 06, 2012 22:44


Сегодня поговорим о школьном дистанционном образовании: его отличии от экстерната, плюсах, минусах, проблемах и перспективах.

Банальная ситуация: ваш ребенок или Вы решили, что ребенку в школе делать нечего, нужно начинать обучение самостоятельно. Причин может быть множество: болезни, проблемы со сверстниками, отсутствие «сильных» учителей, большая загруженность ребенка, сильная удаленность от дома, проживание в другой стране и т.д.

Выход был один: переводить ребенка на семейное обучение (или обучение-экстернат), прикрепляться к близлежащей школе и ходить сдавать предметы. Плюсы такой системы: самостоятельное планирование своего времени, индивидуальные самостоятельные занятия или с репетиторами. Минусов оказывается дольше: неготовность ребенка к такому обучению, неготовность учителей работать с таким ребенком, неготовность администрации школы для такой формы обучения, навязывание своих стандартов, учебников и.т.д. В конце-концов, вместо того, чтобы школа вам выплачивала деньги на такого ребенка, Вы еще должны будете платить учителям, за то, что они уделяют время Вашему чаду для его аттестации. В крупных городах есть одна и или максимум две школы, которые работают только с экстернами, но, конечно, платно. А про периферию и говорить не приходится….

Ситуация в простых школах тоже не радует. Сильные учителя уже все оттуда сбежали, кто в платные гимназии, кто в частные школы. Остается констатировать факт: средняя школа - это полная видимость обучения при полном отсутствии мотивации и у детей и у учителей. Дети КАК БЫ учится, а учителя КАК БЫ учат. А прочных знаний, даже элементарных уже нет. Не говоря о том, что школа должна нести идеологически-воспитательную нагрузку, т.е. формировать мировоззрение школьников. Они проводят в ней порядка 6-7 часов в день! Сегодня же это время - сплошная бесцельная, ни к чему не обязывающая тусовка.



Родители начинают искать выход. С одной стороны, хочется, чтобы сын или дочь получили хорошее образование, которое помогло бы в дальнейшей жизни и стали высоконравственными людьми (хм, хотя, каждым решает для себя). А с другой стороны, не зацикливались на учебе и занимались разными интересными делами: спортом, музыкой, рисованием и т.д. С третьей стороны, Интернет шагает семимильными шагами по стране и уже даже в отдаленных деревнях дети активно сидят в аськах и выкладывают ролики на Youtube. С четвертой, а если в городе или селе нет достойной школы, которая, как кажется, родителям смогла бы дать достойные знания, достаточные для поступления в ВУЗ, а в соседнем есть, но опять не наездишься…

Выход один - учится в школе, которая реализует систему дистанционного образования, т.е. способна учить на расстоянии. И тогда не важно, где она находится - на Камчатке или в Москве. Любой ученик вправе выбрать школу и начать учится. Тем более уровень развития современной техники позволяет там успешно учиться.

Первыми предложить услуги дистанционно образования догадались платные школы и гимназии. Красота - дети числятся в их школе, учатся дома, им даже приезжать часто не нужно - раз в год достаточно. Общение - через электронную почту или по Skype. Плата за подобное обучение сильно варьируется. «Даешь школьную программу по компьютеру» - вот самый актуальный сегодняшний лозунг. К тому же недавно вышел закон про дистанционное обучение. Вообще, последнее время законы работают на опережение. Раньше была проблема - лет через пяток примут закон, который ее регулирует. Вот, все обрадовано галдят - «ура! Наконец-таки, дождались». Слезы радости, облегчения. Столько ждали! А теперь - еще толком проблема не обозначена, а уже, бац! И закон есть, ее регламентирующий. Как жить? Народ еще не понял, зачем это, для чего? Радости нет особой! Ну, это так лирическое отступление.

Например, дистанционное образование уже прочно заняло свою нишу в высшем образовании. Есть много ВУЗов полностью дистанционных, где образование по многих параметрам не то, что уступает, превосходит систему традиционных ВУЗов. Но сейчас давайте рассмотрим преимущества и недостатки школьного дистанционного обучения.

Итак, дистанционное образование - это объединение семейного (экстерната) и компьютерного образования  с использованием Интернета. Недавно было разработано и принято постановление, по которому выбраны пилотные школы, которые и должны были реализовывать систему дистанционного образования (ДО). Я честно пыталась позвонить туда и выяснить, могу ли я устроить моего ребенка на ДО. Ответы оказывались немного шокирующими: «Это только для больных». «Мы только домашнее задания по электронной почте высылаем». А один директор мне даже сказал: «Постановить - постановили, а сервер-то не дали!». И еще подобный лепет.

Но, к счастью есть уже гимназии и школы, которые понимают и успешно начали реализовывать подобную систему. Давайте разберемся, какую школу действительно можно считать панацеей для наших компьютеризированных чад? Что такое дистанционное школьное обучение на сегодня?

По моему мнению, дистанционная школа полного типа (все включено) должна:
  1. Официально зачислять Вашего ребенка к себе на дистанционно обучение в любой класс (со всеми документами). Создавать и вести личное дело ребенка, выдавать необходимые принятые законами документы при переходе в обычную школу.

Например, Ваш ребенок проучились в этой школе три года. Дальше обстоятельства сложились так, что Вы вынуждены отдать ребенка в обычную школу. Так вот, ему должны отдать личное дело, справку, что он учился установленного образца. И главное, с этими документами его должны взять в любую обычную школу или гимназию, конечно, при наличии свободных мест.
  1. У дистанционной школы должен быть свой КОНТЕНТ, т.е. мультимедийные и библиотечные цифровые ресурсы для эффективного обучения школьников. Как правило, для удобства используется модульная система. Начал ребенок изучать дроби - входной тест, новый материал в виде слайдов-мультиков, проверочные задания, еще пара-тройка заданий для получения и закрепления навыков решения и выходной тест. Либо эта информация у него на диске есть и обновляется каждую четверть, или выходит в Интернет, на сайт под своим именем и паролем, и учится. Школьные учебники определяет школа и соответственно для них и разрабатывается цифровой контент. Хотя возможна лишь утвержденная программа и безбумажный вариант.

Особо хочется сказать, что занятия про Skype. Мое мнение - это чистая туфта. Например, протестируйте себя.  Что запомните больше, если  посмотрите фильм, например, про тропический ливень в Африке, как животные и аборигены спасаются, как природа расцветает после дождя, как птицы поют и т.д. Или, если это же самое  Вам человек будет по телевизору рассказывать? Единственно, кого слушать можно, так это М. Задорного. Да и то, уже часто переключаю и смотрю какой-нибудь сериал или фильм. То же самое со Skype-ом. Непонятно какой человек будет что-то говорить Вашему ребенку, а он должен его выслуживать и делать? Скукотища! А цены? От 2000 рублей! Да в глубинке такой суммой можно репетитора на месяц оплатить. Так же будет индивидуально что-то втюхивать. А уровень примерно одинаковый. Может быть, Skype и можно использовать для развития навыков русской и иностранной разговорной речи, но не больше. Ведь уже давно психологи доказали, что 80% информации мы черпает зрительно, и только 15% остается на слуховое восприятие. Компьютер не только позволяет максимально разнообразить систему получения знаний, но и интенсифицирует интеллектуальный труд ребенка.
  1. Оплата в дистанционной школе не должна быть заоблачной. В задачи координатора проекта или того, кто отвечает за Вашего ребенка входит только первоначальное оформление документов, отслеживание вашей своевременной оплаты и сдачи всех промежуточных контрольных мероприятий для аттестации. Может быть, еще помощь в составлении Вашего индивидуального расписания занятий, хотя это тоже сегодня делается автоматически.

Отличие от вузовской системы дистанционно обучения - это способы подачи материала и помощь родителей в освоении материала (хотя бы на первом этапе). Ребенок должен постепенно подводиться к самопланированию и самообучению.

Опыт: Нужно уже признать то, что у современного школьника изменилась система восприятия материала, ценности, и жизненные ориентиры. Чтобы воспитать интеллектуальную и нравственную личность, нужно использовать все сегодняшние достижения техники. Иначе ребенок вообще перестанет воспринимать происходящее вокруг, перестанет быть активным и любознательным. Обучение - это труд, но труд с интересом, мотивацией.

школа, дистанционное образование

Previous post Next post
Up