Ливадия

Jul 06, 2020 09:00

Итак, Ливадийский Дворец около Ялты. Построен в 1911 на месте прежней резиденции Александра II для Николая II. Это последнее, что было построено для последнего императора России. После революции стал санаторием, но так как является одним из самых значительных и впечатляющих зданий южного берега Крыма, нередко принимал высокопоставленных гостей и послов, и Ялтинская конференция была, пожалуй, самой известной, но далеко не единственной, проведенной в этих стенах.




Идем смотреть, что внутри?
1. Вестибюль. Говорят, лепка на стенах имеет стиль Итальянского Возрождения:




Я когда-то разбиралась в стилях и увлекалась исторической архитектурой, но боюсь сейчас уже не смогу подтвердить или опровергнуть это. Знаю только, что красиво. И на Возрождение похоже, учитывая множество мелких "лишних" деталей, образующих узор, который невозможно назвать строгим:




2. Парадная столовая или Белый зал. Именно тут прошла конференция, на которой присутствовали три главных правителя мира на тот момент. И теперь они тут сидят. Черчилль улыбается, но под столом сжимает кулак:




Сталин выглядит расслабленным и спокойным, как будто уже знает, как именно все будет решено, и туристы его не беспокоят:




А Рузвельт, говорят, был болен во время проведения конференции, но все равно приехал. И сидит с выражением лица "что я тут делаю и кто все эти люди":




Он умер через два месяца. Во время конференции он жил здесь (а Сталин - в Юсуповском неподалеку), и ему так понравилось, что он, ещё не зная, что умрет, просил продать ему этот Дворец в качестве родового имения. Не продали.

Про решения Ялтинской конференции писать не буду, у всех на слуху. Если кто не знает, можно почитать тут, например. Делили Германию и Польшу, договаривались о репарациях, подписали Декларацию об освобожденной Европе и так далее.




На стеллажах в Белом зале можно видеть образцы газет, сообщающих о ходе и результатах конференции, фотографии репортеров того времени и прочие документальные свидетельства.




Конференции здесь проходят и сейчас:




Но над столом для заседаний теперь висит портрет императорской семьи:




А оформлен зал в том же стиле, что и вестибюль:




Итальянское возрождение. Мне показалось, что раковина - отсылка к Боттичелли и Венере, но на самом деле эта скульптура - Пенелопа:




3. В Ожидательной комнате деревянная отделка потолков и люстра венецианского стекла, совершенно волшебная. Да, в нашем ближайшем Павловском дворце подобные люстры на любой вкус и цвет в каждом зале, ну и что. Тем приятнее было встретить их сестру здесь, в Ливадии:




4. И внезапно, после довольно длинного рассказа про Крымскую конференцию, после ряда комнат первого этажа, имеющих к ней отношение, мы снова попадаем на улицу. Во внутренний Итальянский дворик:




С розами, пальмами, мрамором. Участники конференции тоже, наверное, сюда ходили обдумывать свои следующие слова, здесь очень хорошо думается:







Я тут не экскурсионные тексты пишу и не реферат по истории, а путевые заметки о нашей семье. Поэтому - внезапно и вне контекста - а вот мой Макс на фоне стены Итальянского дворика (мне понравилось сочетание белой стены и синей темной бороды:




5. И снова во Дворец.




6. Проходя по высокой картинной галерее (выше), заглядываем (не выходим) в Арабский Дворик.




Туда вообще нельзя выйти, этот дворик не для прогулок, а для света в многочисленные окна по периметру. Между окнами мозаика-майолика:




7. Остальная часть экспозиции посвящена императорской семье. Вот кабинет императора (и он сам, собирается сесть за стол):




В этом кабинете висит ковер, подарок персидского шаха к 300-летию дома Романовых, с изображением императора, императрицы и их сына, но мне не удалось его сфотографировать.

8. В кабинете императрицы, несмотря на близость библиотеки, есть и отдельные книжные шкафы (но именно этот шкаф, возможно, тоже из кабинета императора):




И множество портретов и фотопортретов императрицы и её семьи:










8. Гостиная императрицы:




Здесь много нежных картин, к цветовой гамме которых подобрано оформление стен:




Но также есть и фотографии (императорская чета увлекалась фотографированием, и многие фотопортреты, выставленные во Дворце, сделаны ими самими):




Из окон дворца видны горы, город и парк:




9. Малая столовая. В этом маленьком помещении очень много предметов, но они не мешают визуально, а дополняют друг друга. Вот рояль:




А вот патефон:




И небольшой стол, оформленный словно под неторопливый полдник, уместный в Крымскую жару (много в 37 градусов за окном не съешь - большого стола не нужно):




10. Последняя комната, которую мы смотрим - классная комната Великих Княжон.




Да, их учили тут и летом. И осенью, в бархатный сезон, если принималось решение не возвращаться в Петербург, уроки продолжались тоже. Они с утра ходили (ездили на лифте) вниз к морю, совершали моцион и водные процедуры, а затем поднимались в свой класс и учились. Примерно вот как эта девочка с книжкой:




Рисование девушкам, между прочим, преподавал сам Краснов, архитектор Дворца.

Вот фотографии детей императора, в том числе за уроками, выставлены в классной комнате:




11. А вот и лифт. Нам не показали, как он работает, потому что когда мы там были, он не работал (но говорят, вообще-то работает):




Все, экскурсия окончена, по лестнице, разглядывая яркие витражи, спускаемся вниз, в последнюю комнату с интерактивными инструментами для восполнения пробелов, оставшихся после экскурсии, а затем выходим на улицу и оказываемся почти у входа в Крестовоздвиженскую церковь (колокольню и вход в которую я показывала чуть ранее). А вот такие витражи:




Дальше - наша стоянка в "самом теплом месте Крыма (с)"

Путешествие18, музеи, Крым, история

Previous post Next post
Up