Менструация и послеродовые выделения
(На основе маликитских матнов "Аль-Иззийя" и "Аль-Ахдари")
О фикхе регул
Изучение знания о менструациях и послеродовых выделений имеет первостепенную важность для каждой женщины, поскольку для каждой женщины-мукалляфа получение знаний об ахкамах менструации является индивидуальной обязанностью (фард-айн).
Это связано с тем, что большое число различных положений Шариата связано с состоянием женщины, как-то: возможность и обязательность молитвы и поста, совершение тавафа вокруг Каабы, чтение Корана, развод и т.д. Поэтому крайне важно для женщины знать, когда она находится в состоянии менструации, а когда нет (в том числе важно отличать шариатское понятие менструации от медицинского), является ли та или иная кровь менструальной или нет, и что она обязана делать в данной ситуации, а что она делать не может, чтобы не было у нее никаких сомнений. Это знание важно не только для женщин, но и для мужчин тоже, ведь каждый мужчина как правило связан с женщинами (мать, сестра, жена, дочь и т.д.) и на нем лежит обязанность обучить свою жену правилам менструации, либо найти учителя, если он не знает сам этих правил. Имам Абу Хамид аль-Газали, рахимахуллах, сказал: “Для мужа, лучший человек, которого он может научить, это жена”.
В этом тексте мы привели некоторые самые основные принципы, которые должна знать женщина о менструациях. Именно знание основных принципов помогает избавится от сомнений, и той паники, которая часто возникает, когда женщины фокусируют внимание на конкретных ситуация хайда, не освоив основных принципов. Необходимо поместить свою ситуацию в ахкамы менструации, а не наоборот, и необходимо фокусировать внимание на этих принципах, а не на деталях, потому что большое количество деталей может легко запутать женщину. Когда она усвоит основные принципы, ей будет уже легче углубляться в детали.
Для составления этого руководства мы использовали два известных базовых маликитских матна, с изучения которых традиционно начинается изучение маликитского фикха, матн "Мукаддимат аль-Иззийя" Шейха Абу аль-Хасана Али аль-Малики и матн "Мухтасар аль-Ахдари" Шейха Абдуррахмана аль-Ахдари, да будет доволен ими Аллах. Оба эти матна дополняют друг друга.
Определение
В книгах по фикху хайд (менструация) упоминается перед нифасом, потому что его знание важнее - у каждой здоровой женщины хайд случается ежемесячно, в то время как нифас может быть всего один или два, или три, несколько раз в жизни, а может его вообще никогда не быть.
Для того, чтобы понимать о чем мы говорим, нам необходимо дать правильное определение вещи, которое бы включало в себя все, чем эта вещь является и исключало бы все, чем она не является.
Шариатское определение менструальной крови, согласно матну "Аль-Иззийя" гласит: Кровь, выходящая сама по себе из гениталий женщины, которая считается способной забеременеть, ]максимальной] продолжительностью 15 дней или меньше, даже если это всего один момент, причиной выхода крови не являются роды или болезнь.
Из этого определения мы можем вывести для себя следующее:
1). Кровь, выходящая сама по себе - то есть ее причины не роды или болезнь.
2). из гениталий женщины - не может быть из гениталий мужчины, и не может выходить из другого места
3). которая считается способной забеременеть - если мы видим кровь, идущую из гениталий ребенка или старухи, это не месячные, потому что они не способны забеременеть. Возраст зависит от обычая, вполне возможно, что в некоторых культурах и народах женщины могут быть беременными и в возрасте 6 лет и в возрасте за 70 лет.
4). продолжительностью 15 дней или меньше, даже если всего один момент - менструация длится 15 дней или меньше. Момент означает даже всего одну каплю крови, то есть если появилась хотя бы одна капля крови - это уже месячные (в отличии от шафиитского мнения - один день, и ханафитского - 3 дня). Если женщина видит кровь в этот день (даже каплю), весь этот день считается днем месячных. Месячные не могут протекать больше 15 дней (кроме как у беременных, но это исключение).
5). причиной выхода крови не являются роды или болезнь - здесь повторяется пункт №1, то есть, это кровь не вызванная родами или болезнью. Такое повторение является свидетельством важности этого пункта. Кроме того, есть еще группа женщин, употребляющих определенные лекарства (вызывающие кровотечение), и некоторые ученые не относят их к первому пункту. Так, некоторые женщины в период идда принимают лекарства, чтобы ускорить месячные (например, чтобы выйти замуж поскорее), и это не считается идда.
По этому вопросу (крови, вызванной лекарствами) существует 3 мнения:
1). Некоторые ученые говорят, что когда бы женщина ни видела кровь, это считается хайд.
2). Некоторые ученые говорят, что если она принимает лекарства, и месячные приходят быстрее, чем обычно - это не хайд.
3). Некоторые ученые говорят, что это может быть хайд и может быть не хайд.
Здесь нужно быть очень осторожными, потому что те, кто считает, что это не хайд, говорят, что женщина не должна останавливать свой пост и молитву. Они основываются на том, что идда не считается в таком случае, в чем согласны все ученые. Второе мнение - это хайд, потому что это все таки менструальная кровь. Третье (самое безопасное мнение) - если это возможно хайд, а возможно не хайд, женщина должна продолжать постится и молится (потому что, возможно это не хайд), но должна потом возместить пост (потому что, это возможно хайд). Если она возьмет это мнение, она защитит себя со всех сторон.
Три категории женщин в отношении менструации
В отношении менструаций все женщины делятся на 3 категории:
1). Аль-Мубтада’а - женщина, у которой месячные происходят впервые (и появление которых может означать, что женщина мукалляфом).
2). Аль-Муа’тада - женщина, уже имевшая месячные (один раз или больше), для которой они стали обычным делом. Эта категория делится на два подвида - (а) менструальный цикл может протекать в течении определённого количества дней, которое не меняется, или же (б) количество дней может варьироватьтся от месяца к месяцу.
3). Аль-Хамиль - беременная женщина.
Максимальная продолжительность цикла для трёх категорий
Каждая женщина должна знать максимальное количество дней, в которые у нее проходит менструация, потому что исходя из знания своего максимального количества дней, она знает знает, закончилась ли у нее менструация или нет.
1). Аль-Мубтада’а - максимальное количество дней, в которые может проходить менструация у женщин этой категории, не может быть больше 15 дней. Если кровотечение остановилось на 6-й, 7-й или какой-либо другой день (в пределах этих 15 дней), это будет считаться ее максимум. Например, если ее месячные прекратились на 8-й день, она не должна ждать 9-го, 10-го, 11-го, и т.д. дней. Она должна совершить гусль и совершать молитву и пост. В следующий месяц женщина уже будет считаться не мубтада’а, амуа’тада, то есть она будет уже считаться женщиной, которая имеет норму. Нормой будет считаться то количество дней, в которое происходили месячные первый раз (в нашем примере это 8 дней). Если же кровотечение продолжается после 15 дней, это считаетсяистихада (кровь, вызванная болезнью), а не менструация. Например, если кровь останавливается на 16 день, она должна постится и молится, потому что, эта кровь не от менструации.
2). Аль-Муа’тада - максимальное количество дней у женщин в этой категории зависит от того, протекает ли менструальный цикл определенное фиксированное количество дней каждый месяц, или же количество дней варьируется от месяца к месяцу. Женщинамуа’тада не имеют определенного максимума все вместе, поэтому столь важно различать две подкатегории.
Если цикл женщины фиксирован и состоит из определенного количества дней, то её максимальное количество будет равно количеству дней её цикла с добавлением еще трех дней ожидания(аль-истизхар), если кровотечение продолжается после её обычного периода (при условии, что это не превышает 15 дней). Это касается тех женщин, чей максимальный период стабилен каждый месяц и составляет одно и тоже количество дней.
Пример: если у женщины месячные обычно протекают 7 дней, но в этот раз кровотечение продолжается 8 дней. Тогда она добавляет 3 дня (аль-истизхар), и ждет 8-й день, 9-й день и 10-й день. Если ее кровь продолжает течь на 11-й день, это кровь не считается менструальной кровью, но считается аль-истихада (кровью от болезни). В этом случае она должна сделать гусль, совершать салят и пост.
Если же фиксированное количество дней у женщины - 13 дней, она должна ждать только 2 дня (не 3!), то есть 14-й и 15-й дни, потому что месячные, как мы упомянули, не могут длится дольше 15 дней.
Если продолжительность её цикла варьируется от месяца к месяцу, тогда её максимальная продолжительность будет равна количеству дней в самом долгом месячном цикле, который у неё был, с добавлением трех дней истизхар.
Пример: если женщина имеет цикл иногда 6 дней, а иногда 8 дней, и если кровотечение не прекращается в 6-й день, она должна ждать ее самого продолжительного срока месячных (то есть в этом случае 8 дней) и если кровотечение не прекращается, она добавляет 3 дня, то есть 7-й, 8-й, 9-й, 10-й, 11-й дни. Если кровь идет на 12-й день, тогда это уже не месячные, а истихада. Она должна совершить омовение, молится и постится. Также ее мужу разрешено иметь близость с нею в это время (истихада), после совершения ею гусля.
3). Аль-Хамиль - максимальная продолжительность зависит от того, на каком месяце беременности она находится:
- если её беременность меньше трёх полных месяцев - максимальная продолжительность ее месячных рассчитывается так же, как и максимальная продолжительность месячных у женщин муа’тада. То есть она относится к муа’тада.
- если её беременность больше 3-х полных месяцев (согласно другому мнению - после 2-х полных месяцев) - её максимум составляет 15-20 дней.
Пример: если женщина беременна 4 месяца, ее максимальный цикл между 15 и 20 днями (16, 17, 18, 19, 20). Но не может быть 21 день.
- после 6-ти полных месяцев, максимальная продолжительность ее месячных становится 20-30 дней.
Если менструация закончилась ранее обычного срока
Бывают ситуации, когда коровотечение останавливается, а затем возобновляется снова.
Например, у женщины максимальная продолжительность 7 дней, а кровотечение останавливается на 3-й день. Она совершает гусль, а затем снова начинается кровотечение. Здесь важно знать, новые ли это месячные или продолжение старых, потому что у них разные хукмы.
В матне аль-Ахдари сказано: “Если месячные прерываются, количество этих дней добавляется к последующим, до тех пор, пока их число не достигнет её обычного месячного цикла. “
Например: У женщины обычный срок 7 дней, и так случилось, что кровь остановилась на 3-й день. Если ее кровотечение возобновилось, она должна добавить к первым 3-м дням месячных (перед остановкой) еще 4 дня после возобновления кровотечения,чтобы составить обычное число дней (то есть, в нашем примере это 7). Это правило действительно только в том случае, если между остановкой и возобновлением кровотечения не прошло 15 дней. То есть, если кровь остановилась на 3-й день, а вернулась меньше чем через 15 дней, это будет считаться частью первых месячных. В этом случае женщина должна сложить количество дней до и после остановки. Если же это кровотечение началось после 15 дней - это уже новые месячные. Общее правило: возвращение крови перед истечением 15 дней - первые месячные, после 15 дней - новые месячные. Поэтому каждая женщина, у которой месячные прекратились раньше нормы, должна быть внимательна и должна считать дни от дня остановки.
Если же кровь останавливается не один раз, а несколько, то все эти дни добавляются друг к другу, если только между ними не проходит 15 дней. Даже если кровь идет один день, а потом между кровотечениями перерыв в 14 дней.
Важно: когда кровотечение останавливается, женщина считается канонически чистой. Это значит, что на ней лежит обязанность выполнить гусль, совершать молитвы и держать пост. Также становится разрешенной близость с мужем, до возвращения кровотечения.
Важно: когда мы говорим о месячных, мы не имеем в виду, что кровотечение у женщины должно идти 24 часа в сутки, потому что обычно кровь у женщины не идет все время.
Два признака конца менструации
Женщина может определить завершение своего менструального цикла с помощью двух признаков:
1). Аль-Джуфуф - помещение материи (например хлопок) во влагалище, с последующим извлечением и осмотром на предмет наличия следов крови. “Джуфуф” означает “сухость”. Женщина в основном не бывает абсолютно сухой, то что имеется здесь в виду это отсутствие любых следов крови. То есть, если женщина не видит на тампоне никаких следов крови, это значит что ее месячные закончились.
2). Аль-Кассат-уль-Байда - прозрачная жидкость, появляющаяся в конце цикла. Эта жидкость исходит из того же места, откуда исходит менструальная кровь. Когда она появляется без следов крови - это конец месячных.
Какому из признаков конца менструации следует отдать предпочтение?
Аль-Кассат-уль-Байда более предпочтительно, потому что кровь у женщины не течет постоянно, 24 часа в сутки. Она может то идти то не идти в течении дня. И если женщина смотрит джуфуф, то может получится так, что сейчас крови нет, а позже она пойдет снова. В случае аль-кассат выделения не останавливаются, но останавливается кровь. В общем, в случае аль-джуфуф мы можем только сказать, что сейчас нет никаких выделений, а в случае аль-кассат выделения продолжаются, но уже без крови.
Что касается того, по какому признаку следует определять конец цикла , то выбор признака зависит от того, к какой категории относится женщина: мубтада’а или муа’тада.
В матне "Аль-Иззийя" сказано:
“Аль-кассат отдается предпочтение (над аль-джуфуф) в случае муа’тада. Таким образом, если она увидела сначала аль-джуфуф, она ждет (это рекомендовано-мустахабб, но не обязательно) появления аль-кассат до конца аль-вакт аль-мухтар (предпочтительного времеми). Что касается Мубтада’а, если она увидела аль-джуфуф, ей не надо ждать аль-кассат“.
То есть, для женщины- муа’тада желательно (мустахабб), ждать появления аль-джуфуф, до тех пор, пока у нее остается время для совершения молитвы в предпочтительное время (ихтияри). Причина этого в том, что джуфуф не точен, кровотечение может прекратится, а затем снова начаться, уже после того, как она сделала гусль.
Существует три категории женщин: 1) женщины, чей обычай - аль-джуфуф (то есть, в большинстве случаев признаком определения конца ее месячных является аль-джуфуф, и она не смотрит аль-кассат); 2) женщины, чей обычай - аль-кассат (то есть, в большинстве случаев признаком определения конца ее месячных является аль-кассат); 3) женщины, чей обычай - аль-джуфуф и аль-кассат (то есть, иногда они смотрят аль-джуфуф, иногда аль-кассат), такие женщины называются мухталяф.
В матне "Аль-Иззийя" упомянуто общее правило, но в этом правиле есть 4 исключения:
1). Если ее норма - аль-джуфуф и она видит сначала аль-джуфуф, она может не ждать аль-кассат (для нее это не мустахабб).
2). И наоборот тоже, если она видит аль-кассат первым, она не ждет аль-джуфуф, потому что аль-кассат предпочтительнее, даже если ее обычай (норма) - аль-джуфуф.
3). Если ее норма - аль-кассат, и она видит аль-кассат первым, тогда она не должна ждать. Потому что аль-кассат предпочтительнее и это к тому же ее норма. У нее нет никаких причин ждать.
4). Если ее норма - аль-кассат, но она видит первым аль-джуфуф, тогда для нее мустахабб ждать появления аль-кассат до конца времени ихтияри.
В матне "Аль-Иззийя" сказано именно про последнюю категорию женщин. Для женщины-мухталяф, которая иногда видит аль-джафуф, а иногда аль-кассат, положение тоже, что и для 4-ой категории, то есть для нее желательно ждать.
В этом смысл предпочтения аль-кассат над аль-джуфуф в отношении Муа’тада.
Что касается Мубтада’а, она не должна ждать аль-кассат, если она видит аль-джуфуф первым (и наоборот), потому что она не имеет еще нормы (обычая). Она должна сразу делать гусль, затем молится и постится.
Действия, запрещенные для женщины, во время месячных
В матне "Аль-Иззийя" сказано:
“Во время месячных запрещены: молитва, пост, развод, касание Корана, чтение Корана, вход в мечеть, половая близость во время актуального периода месячных и после них, до тех пор, пока женщина не очистится водой”.
Во время месячных для женщины запрещено следующее:
Молитва и пост - обязательность и действительность молитвы и поста снимается во время месячных. Разница между ними в том, что пост должен быть возмещен, молитва же не должна быть возмещена.
Развод - если муж дал развод жене во время ее месячных, развод считается действительным, но муж обязан вернуть жену. Множество ахкамов регулируют этот вопрос развода во время месячных, но общее правило таково: если развод был произнесен, он засчитывается, но затем муж принуждается вернуть жену.
Касание Корана - не дозволено женщине во время месячных, не имеет значения каким образом, даже если это касание указкой (палочкой), ручкой, карандашом или чем-то подобным (ибо в любом случае ее намерение - касаться мусхафа) Это общее правило. Но, если она кого-то учит Корану или учится сама, для нее дозволено касаться мусхафа Корана. Разница между тем, кто учится и не учится, в намерении. Например, если она садится читать Коран после Асра, потому что в этом есть барака, она не считается учителем или ученицей, поскольку ее намерение - поклонение, и следовательно, ей не дозволено касаться Корана. Но, если она к примеру учитель Корана или учит своих детей Корану, ей дозволено касаться Корана. Тоже касается и ученицы, если она имеет намерение на запоминание (хифз), или изучение таджвида, или ревизию запомненного - ей дозволено касаться Корана.
Чтение Корана - в матне "Аль-Иззийя" запрещено, в матне аль-Ахдари разрешено. Это похоже на ихтиляф (разницу во мнениях), но на самом деле здесь нет разницы. То, что имеет в виду автор аль-Иззия это основное положение, которое запрещает женщине читать Коран во время месячных. У аль-Ахдари имеется в виду исключение из правил. На практике мы разделяем женщин на 4 категории, относительно того, каким женщинам можно читать Коран, а каким нельзя.
1). Женщины в период месячных в состоянии джанаба. Например: у женщины была близость с мужем, а затем сразу после этого у нее начались месячные. Согласно маликитской школе, женщина в период менструации не может удалить хадас, а значит она не может выйти из состояния джанаба. То есть, если у нее было состояние джанаба перед менструацией, она не может пойти и совершить гусль, потому что в состоянии менструации гусль недействителен. Поэтому женщина имеет месячные и состояние джанаба вместе. Ей дозволено касаться Корана, так как в таком состоянии месячные имеют приоритет над джанаба. Здесь необходимо пояснить, что хайд (месячные) и джанаба это две разные вещи. В матне аль-Ахдари сказано: “Совершение гусля обязательно в трех случаях: джанаба (сексуальное осквернение), хайд (менструация) и нифаас (послеродовое кровотечение)”, то есть джанаба и хайд это разные вещи.
2). Женщины у которых протекают месячные, без джанаба. В этом случае разрешено читать Коран.
3). Женщины, у которых остановилась менструальная кровь, в состоянии джанаба и до совершения гусля. В этом случае, для нее не дозволено касаться Корана. Все запрещенные во время месячных вещи, не становятся разрешенными, пока она не сделает гусль. В Священном Коране сказано, что женщина должна очистится, но когда кровь сама останавливается, это не очищение, которое должна совершить женщина, это кровь останавливается сама по себе. Поэтому она должна совершить акт очищения - гусль.
4). Женщины, у которых остановилась менструальная кровь, перед гуслем, без джанаба. Ей дозволено касаться Корана.
Все 4 категории упоминает Шейх Ахмад ад-Дардир, рахимахуллах. Однако, на практике, для 4-ой категории женщин чтение Корана тоже запрещено. Причина, по которой женщине разрешено читать Коран в период месячных в том, что она не имеет возможности удалить свое состояние осквернения. Если же у нее закончились месячные, она уже может совершить гусль, поэтому для такой женщины тоже запрещено читать Коран.
Для того чтобы не запоминать весь список достаточно будет запомнить принцип - если женщина имеет возможность удалить состояние осквернение, ей не разрешается читать Коран. Если она не имеет возможности удалить это состояние, ей это дозволено.
Дозволенность чтения Корана для первых двух категорий не вызывает вопросов, потому что в этих двух случаях она не имеет возможности удалить свое состояние. Но в двух других случаях на практике это не разрешено, потому что после того, как ее кровотечение остановилось, она имеет возможность удалить ее состояние. По этой причине рухса - исключение из правил, в целях облегчения, больше не действительна.
В аяте Священного Корана в суре аль-Вакиа сказано, что никто не может касаться Корана, кроме мутатахирун. Сушествует разногласие между муфасирами по поводу того, кто эти мутатахирун - ангелы или люди в чистом состоянии (очистившиеся). Поскольку есть ихтиляф по этому аяту, возникает возможность для дозволенности читать Коран в таком состоянии.
В добавок к этому вопросу, что касается чтения Корана, за пределами вышеупомянутого принципа вообще, женщине дозволено читать небольшие части Корана в целях та’авуза (прибегания к защите Аллаха) (например, Му’аввизатайн - две последние суры,) или аяты, такие как Аят аль-Курси, потому что они читаются не с намерением чтения Корана, но с намерением дуа или та’авуза. Это дозволено.
Также разрешено читать Коран в целях истидляля (приведения далиля, например, в учебных целях для ученика) или в случае если женщина боится, что забудет что-то из Корана.
Это разрешено, поскольку такое чтение не является чтением с намерением кира’ата. Посланник Аллаха, салляллаху 'аляйхи ва саллям, сказал в хадисе: "Инна маль ‘Амалю би нийя" ("Действия по намерению"). Это один из усулей имама Малика. Поэтому, если ее намерение не читать Коран, а искать защиты у Аллаха, или искать далиль (довод) или рукйа’ (лечение аятами, чтение над больным, изгнание джиннов) - это дозволено.
Вход в мечеть - не разрешается женщине в состояний хайда входить в мечеть. Мечеть это место для молитвы (даже если в ней не проводится джума), и место связанное с ней, даже если это место за пределами самой мечети, как например ряды для джума. Если же это мечеть, которая используется в других целях, например как школа, то не запрещено входить в нее. Также разрешено входить в мечеть в чрезвычайных случаях, когда мечеть может быть единственным безопасным местом для женщины.
Половая близость во время актуального периода месячных и после них, до тех пор, пока женщина не очистится водой -запрещена сексуальная близость с мужем во время периода хайд, также как и после хайда, пока она не очистится, то есть пока не совершит гусль. В матне аль-Ахдари также сказано, что не дозволено мужчине касаться ее в области между пупком и коленями (пупок и колени не включены в эту область).
Также для женщины в состоянии хайд запрещено совершать таваф (обход вокруг Каабы) и итикяф (уединение в мечети).
Послеродовые выделение (ан-нифаас)
Определение в "Аль-Иззийя": “Ан-Нифас - это кровотечение, которое исходит из влагалища в результате деторождения, и оно не может быть больше 60 дней”.
Нифас не может длится дольше 60 дней, и причина выхода крови - деторождение.
Нифас - это кровотечение - на практике нифас не относится к кровотечению. Есть кровотечение нифаса. Нифас сам по себе происходит от слова танафус (дыхание). Когда мы говорим о нифасе, относящемся к кровотечению, на практике мы говорим о кровотечении нифаса. В комментариях обычно говорится “ад-дам ан-нифас”,но поскольку эта книга всего лишь об основах поклонения, здесь дается лишь базовый термин ан-нифас. Но нифас сам по себе это не ад-дам (кровь), нифас - это действие, совершаемое женщиной перед деторождением.
В результате деторождения - этим определением исключаются другие причины кровотечения: хайд, истихада, и т.д.
Далее в "Аль-Иззийи" сказано:
“Таким образом, если это (кровотечение) продолжается больше 60 дней, она не должна ждать (она должна сделать гусль и совершать молитву и пост) “. То есть, в отличие от хайда женщины му’атада, в данном случае женщина не должна добавлять дополнительные дни (истихара). Если 60 дней истекло, в 61-й день она уже должна сделать гусль.
Аль-Ахдари объясняет этот пункт дополнительно : “Таким образом, если кровотечение прекратится до этого (до истечения 60 дней), даже если это день самого деторождения, она должна сделать гусль и молиться“. Об этом не упоминается в аль-Иззия, но упоминает аль-Ахдари - если кровь прекратила течь до истечения 60 дней, она должна делать гусль и совершать молитву и пост. Даже если это тот самый день, когда она родила.
Если послеродовые выделения прекращаются до прошествия 60 дней.
Мы упоминали о случаях, когда срок продолжительности месячных у женщины варьируется каждый месяц, когда они прерываются и начинаются снова, когда ей надо добавлять дни месячных друг к другу и т.д. Теперь мы рассмотрим аналогичный вопрос, но только в случае с нифасом.
Аль-Ахдари говорит: “Если ее кровотечение возобновится (после прекращения), и если между ними (днем, когда прекратилось кровотечение, и днем, когда оно возобновилось) прошло 15 дней или больше, тогда второе кровотечение (вернувшееся) - это месячные, в противном случае - это часть первого кровотечения (то есть, послеродового кровотечения)”.
Например: женщина родила, и после этого у нее шла кровь 3 дня, затем перестала идти. Прошло больше 15 дней и кровотечение возобновилось. Эта кровь считается месячными, поскольку 15 дней чистоты прошли. Если же прошло меньше 15 дней, например 9 дней, это считается послеродовыми выделениями (нифас).
Действия, запрещенные для женщины, во время послеродовых выделений
Имам аль-Ахдари суммирует эти действия в простом высказывании:
“В отношении запрещенного аль-нифас подобен месячным”. То есть, все те вещи, что запрещены для женщины в период месячных, также запрещены в период нифас. Единственная вещь, отличная от хайда - она может читать Коран.
Нужно ли возмещать молитвы того времени, в которое начались месячные?
Многие женщины задаются вопросом - что если они не успели совершить молитву, Зухр например, или Аср, и вдруг начались месячные. Должны ли они возмещать это молитвы после менструации?
Общее правило о том, когда возмещение молитв не является обязательным:
До тех пор пока продолжает существовать время молитвы после начала месячных, эта молитва не обязательна для возмещения, поскольку для женщин не является обязательным (или не дозволяется) совершать молитвы в период месячных.
До тех пор пока продолжает существовать - то есть, это время в которое молитва не становится када (возмещаемой) молитвой. Необходимо различать между существующим временем (временем, актуальным для молитвы) и временем возмещаемым (когда актуальное время истекло и молитва возмещается).
Если молитва женщины задержалась до возмещаемого времени, а затем начались месячные, для нее обязательно возместить молитву, потому что время истекло перед тем, как ее месячные начались.
Истечение времени молитв (когда остается достаточно времени):
Напомним, что согласно мазхабу Имама Малика:
Время для Зухра и Асра истекает с заходом солнца (Магриб).
Время для Магриба и Иша истекает с Фаджром.
Время для Субха истекает с восходом солнца (когда солнце поднимается над горизонтом)
Согласно маликитской школе время Зухра и Асра истекает с наступлением Магриба. Если женщина не совершила Зухр и/или Аср, и ее месячные начались перед Магрибом, это значит что ее месячные начались в тот период, когда время молитвы продолжало существовать. Поэтому на ней нет обязанности возмещать Зухр и Аср. Напротив, если она не совершила Зухр и Аср, а затем настало время Магриба, после чего начались месячные, мы говорим, что она была способна совершить Зухр и Аср, истекшие перед тем, как ее месячные начались. То есть, Зухр и Аср стали возмещаемыми молитвами до того, как ее месячные начались, поэтому для нее обязательно возместить их после месячных. Например: женщина заснула перед Зухром, и так случилось, что она проснулась уже после Магриба и обнаружила у себя месячные. Она не совершила Зухр и Аср, и обязана их возместить.
Тоже самое касается времени Магриба и Иша. Если женщина не совершила Магриб и Иша и ее кровотечение началось перед Фаджром, она не обязана возмещать это молитвы.
Даже если ее месячные начались перед Фаджром за 10-15 секунд, она не обязана возмещать Магриб и Иша, потому что ее месячные начались в актуальное для них время.
В случае с Субхом, если ее месячные начались прямо перед восходом, а она не совершила молитву, для нее не является обязательным возмещение молитвы.
Это то, что касается времени молитв, когда времени достаточно для совершения молитв, перед его истечением.
Другой пример, если женщина не совершила Зухр и Аср, и ее месячные начались за час до Магриба. Этого часа достаточно для совершения Зухра (4 ракаата) и Асра (4 ракаата). Аналогично, если к примеру перед Фаджром остаются 45 минут, она могла бы совершить Магриб и Иша в это время. Или в случае, если она задержала Субх за 15 минут перед восходом солнца - она могла бы совершить 2 ракаата Субха. В этих случая ей не недо возмещать молитву.
Истечение времени молитв (когда не остается достаточно времени):
Если времени достаточно, для совершения одного полного ракаата, перед истечением времени - время молитвы продолжает существовать.
Если же времени для этого одного ракаата не достаточно - время молитвы истекло.
Например: женщина должна совершить Зухр и Аср, и Магриб начнется через 5-7 минут. Или другой пример: она должна совершить Магриб и Иша и 7 минут остается перед Фаджром. Затем начались месячные. Этого времени достаточно для совершения одного ракаата, значит время молитвы продолжало существовать.
Основываясь на вышеупомянутом, женщина должна спросить себя после начала месячных:
Начались мои месячные, и я не должна уже совершать молитву, если я была обязана совершать молитву, оставалось ли достаточно времени для совершения одного ракаата перед тем, как истекло время молитвы?
- если ответ “да”, - она не должна возмещать молитву, потому что менструация началась в период этого времени, а женщина не может молится в период месячных.
Пример 1: Месячные начались как раз перед Магрибом и женщина не совершила еще Аср. Если достаточно времени для совершения одного ракаата (или больше) перед Магрибом, она не обязана возмещать Аср после завершения месячных. Причина в том, что у нее было достаточно времени для совершения одного ракаата Асра, а значит время продолжало существовать во время начала месячных, а женщина не обязана молится в период месячных.
Пример 2: Месячные начались как раз перед Магрибом и женщина не совершила еще Зухр или Аср. Если ее месячные начались, когда было достаточно времени для совершения 5-ти ракаатов перед Магрибом она не обязана возмещать Зухр или Аср после месячных. Причина в том, что у нее достаточно было времени для совершения обоих молитв (4 ракаата Зухра и 1 ракаат Асра), а значит, оба времени продолжали существовать во время начала месячных, а женщина не обязана молится в период месячных.
- если ответ “нет”, - то есть, время молитвы уже не существовало, она должна будет возместить молитву после месячных, потому что ее месячные начались после того, как истекло актуальное время молитвы. То есть, эта молитва стала возмещаемой молитвой (аль-када), перед началом месячных.
Пример: месячные женщины начались перед Фаджром и она еще не совершила Магриб или Иша: Если ее месячные начались, когда времени было достаточно лишь для совершения 3-х ракаатов (или меньше), она обязана возместить Магриб после месячных (но не Иша). Причина в том, что у нее было достаточно времени лишь для совершения 3 ракаатов, а это значит, что время Магриба для нее продолжало существовать перед началом ее месячных. То есть, Магриб стал возмещаемой молитвой (аль-када) перед началом месячных. Для того чтобы продолжало существовать время Магриба и Иша нам нужно время для 4-х ракаатов (3 Магриб и 1 Иша). Если остается 3 ракаата, то оба времени не может существовать, остается лишь то время, что было раньше, то есть Магриб.
Нужно ли совершать молитвы того времени, в которое завершились месячные?
После завершения месячных у женщины, если остается достаточно времени для совершения молитвы после гусля при нормальных обстоятельствах, для нее становится обязательным выполнение молитв.
Это значит, что как только ее месячные закончатся, она не должна оттягивать, а должна сразу делать гусль.
Причина, по которой становится обязательным для нее совершать молитву, в том что она становится чистой в актуальное время молитвы, и поэтому она должна совершать молитву, так как ее извинение (состояние месячных) больше не присутствует.
Пример 1: Месячные завершились прямо перед Магрибом.
1). Если после омовения у нее есть достаточно времени для совершения 5 ракаатов (или больше) перед Магрибом, для нее обязательно совершить обе молитвы - Зухр и Аср. Причина в том, что она может захватить Зухр (4 ракаата) и время молитвы Аср (1 ракаат).
2). Если после омовения у нее есть достаточно времени для совершения 4-х ракаатов перед Магрибом, для нее обязательно совершить молитву Аср (не Зухр). Причина в том, что так как у нее достаточно времени только для совершения одной молитвы, это значит что время первой молитвы (Зухр) истекло, когда она была еще в состоянии менструации, поэтому она не обязана совершать эту молитву, но обязана совершать молитву Аср (перед приходом Магриба).
Пример 2: Месячные завершились прямо перед Фаджром.
1). Если после омовения у нее есть достаточно времени для совершения 4-х ракаатов (или больше) перед Фаджром, для нее обязательно совершать обе молитвы - Магриб и Иша. Причина в том, что она может захватить 3 ракаата Магриба и 1 ракаат Иша.
2). Если после омовения у нее есть достаточно времени только для совершения 3-х ракаатов (или меньше) перед Фаджром, для нее обязательно совершить молитву Иша (не Магриб). Причина в том, что так как у нее достаточно времени только для совершения одной молитвы, это значит что время первой молитвы (Магриб) истекло, когда она была еще в состоянии менструации, поэтому она не обязана совершать эту молитву, но обязана совершать молитву Иша (перед приходом Фаджра).
Да поможет нам Аллах соблюдать то, что Он сделал обязательным для нас!