Сказал имам Сануси аль-Малики, да будет милостив к нему Аллах, в комментарии к "Аль-Акыдат уль-Кубра" (стр. 149-150): "Сказал Ибн Дагак в комментарии к книге "Аль-Иршад", когда затронул тему о категориях ширка (многобожия): "Позиция другой группы ширка заключается в отнесении действия к другому сотворяющему, нежели Всевышний Аллах. Данная группа делится на следующих три основных вида:
1. Отнесение действия к планетам и звездам с одновременной верой в то, что небесные тела имеют непосредственное и автономное влияние на вещи нижнего мира (тела, растения, средства передвижения и т. п.), а также, что некоторые из вещей являются производным других вещей. К этому виду ширка относятся философы и те, кто последовал за ними из общего числа людей.
2. Отнесение автономности действия к вещам, связанной с убежденностью относительно незыблемости и обязательной необходимости причинно-следственных связей, как, например, вера в то, что огонь сжигает, пища насыщает, одежда скрывает тело и т. п. И это есть явное заблуждение, в которое, следуя за философами, впали очень многие люди из общего числа мусульман".
Имам Сануси: "Более того: последовали этому заблуждению многие мутафаккыхы (обучавшиеся религии) из тех, кто занимается науками, которые не должны их касаться".
Ибн Дагак: "И эти люди, исповедующие необходимость и обязательность причинно-следственных связей, могут иметь по данному вопросу различное убеждение и понимание. Поэтому, кто из них исповедует, что вещи влияют друг на друга, исходя из врожденной природы их, не являющейся созданием Всевышнего Аллаха, то относительно неверия их нет у ученых никаких разногласий. Кто же говорит, что взаимовлияние вещей происходит, благодаря вложенной в них Всевышним Аллахом силы, то такой есть делающий нововведения и относительно куфра (неверия) его у шейхов имеет место быть разногласие".
Имам Сануси: "Скажу, что этот вид акыды (т. е. утверждение взаимовлияния вещей - благодаря силе, которую вкладывает в эти вещи Всевышний Аллах) исповедует в наше время большинство людей из общего числа мутафаккыхов (обучавшихся религии), а также относящиеся к ним невежды-мукаллиды (последователи мазхабов)".
Ибн Дагак: "И кто сказал: "Наличие пищи есть лишь разумный довод относительно связи ее с насыщением, без того, чтобы указывать на то, что связь эта вызвана обычным и привычным устроением вещей и их связей, есть в действительности невежда относительно понимания, что такое есть рациональный довод. Кто же постиг, что Всевышний Аллах связал некоторые Свои действия с другими действиями, так что всякий раз, когда творит Он то или иное действие - творит свободно другое, лишь внешне связанное с первым действие. И если пожелает Он прервать привычную связь между вещами - сделает это. Если достоверно познал человек это, то является он верующим, который избежал по милости Аллаха Тааля беды и несчастья заблуждения".
Имам Сануси: "Затем указал Ибн Дагаак на то, что к третьему виду относится акыда (вероубеждение), которое исповедуют мутазилиты и большинство пребывающих в невежестве относительно этого знания (акыды) людей. Это вероубеждение состоит в утверждении, что индивидум создает персональные действия в соотвествии со свободой выбора и посредством силы, которую сотворил для него Аллах и повелел ему использовать ее лишь в дозволенных Им вещах. Относительно неверия исповедующего подобную акыду имеется разногласие у ученых Ахли-Сунны.
Сказал Ибн Дагак: "Наиболее сильное мнение состоит в том, что эти люди есть неверующие".
Имам Сануси: "Вглядись в эту великую опасность, связанную с неправильным вероубеждением, как подвел самого себя под возможность вечного наказания и позора в адском огне вместе со всяким кяфиром (неверным) и отрицающим Истину человек, отстранившийся от изучения науки таухида (единобожия)! О, Боже! Исправь наше внешнее и внутренне бытие и направь нас по пути Истины - как в этой жизни, так и в жизни Будущей - путем тех, Кого облагодетельствовал Ты, но не тех, кто под гневом Твоим и не заблудших. О, самый Милостивый из милостивых!".