Один из мавританских шейхов как-то посетил Аль-Азхар, и с тамошними алимами у него зашел разговор на тему, где лучше образование: в Египте или в Мавритании. «Какая разница», - развели руками азхаровские шейхи, - «вы учите ежедневно и мы учим ежедневно». «Может, вы и правы» - ответил мавританец, - «но в то время как и вы, и мы учим ежедневно, мы к тому же учим еще и еженощно». Шейх имел ввиду особые для мавританских традиционных школ методы запоминания Корана и источников по маликитскому фикху:
- текст (объемом до 5-6 строчек) записывается на дощечке;
- текст читается вслух до тех пор, пока его можно будет прочесть не глядя;
- текст читается по памяти (можно использовать четки) 300 раз (для сур Корана - 500 раз) подряд или порциями по 100 - на это, как правило, уходит 3 часа (4 с половиной - для сур Корана);
- на второй день аналогичная процедура в отношении нового текста - что касается текста первого дня, он читается снова 150 раз подряд;
- третий день: 300 раз - новый текст, 150 раз - текст второго дня, 50-75 раз - текст первого дня;
- четвертый день: 300 раз - новый текст, 150 раз - текст третьего дня, 50-75 раз - текст второго дня, 10 раз - текст первого дня;
- выученный таким образом текст рекомендуется периодически повторять по 5-10 раз подряд.
Это основа. Однако в традиционных мавританских школах не меньшее значение придается комментариям шейхов. Итак, ученик повторяет в первый день текст 300 раз, затем идет к своему шейху, слушает его комментарии и на обратной стороне дощечки записывает их своими словами. Которые также затем запоминает. В итоге имеем:
- 1 день: 300 раз текст
- 2 день: 300 раз текст + 150 раз текст 1-го дня + 15 раз комментарий
- 3 день: 300+150+75 раз текс и 15+8 раз комментарии и т.д.
Вслед за индивидуальным запоминанием, происходит запоминание группами учеников. Предполагается, что все ученики занимаются по одной и той же книге и уже заучили некоторую ее часть. Один из учеников зачитывает по памяти десять строчек текста, затем вновь зачитывает первую строчку и излагает своими собственными словами к ней комментарий, затем - вторую строчку и комментарий и так до десятой. Далее второй ученик аналогичным образом зачитывает следующие 10 строчек и т.д. по кругу. В среднем на выступление одного ученика приходится порядка 15 минут. Такие групповые занятия могут проводит раз в несколько дней.