Шейх Салим аль-Малики - "Фетва в отношении исповедающего буквальное нахождение Аллаха вверху"

May 06, 2010 17:37

Фетва шейх аль-ислама, шейха университета "Аль-Азхар" Салима ибн Абу Фаррадж аль-Бишри аль-Малики (умер в 1335 году по Хиджре) в отношении исповедующего буквальное нахождение Всевышнего Аллаха в верхней стороне.

Текст вопроса, адресованный крупным учёным Ахмадом ибн Бадром, являвшимся шейхом шариатского института в Бальсафуре: "Что скажете Вы, да увеличатся Ваши заслуги, относительно человека из числа людей знания, характеризующихся большим пониманием религии, который при этом не скрывает своего исповедания акыды (вероубеждения) нахождения Всевышнего Аллаха в верхней стороне, утверждая, что таково вероубеждение салафов (праведных предков)? Затем последовала за ним в этом небольшая группа людей, в то время как подавляющее большинство ученых жестко критикует его за эту акыду..."

Тескт ответа шейх аль-ислама Салима аль-Бишри аль-Малики, да будет милостив к нему Аллах:

"Господину заслуженному учёному шейху Ахмаду Али Бадру, являющемуся слугой благородного шариатского знания в Бальсафуре.

Вы отправили мне письмо, датированное 22 числом месяца Мухаррама 1325 года по Хиджре, в котором изложили свой вопрос относительно человека, исповедующего наличие у Всевышнего Аллаха стороны (аль-джиха). И дали мы вам следующий ответ, который будет достаточен для всякого, кто последовал за Истиной и явил справедливую обьективность. Да воздаст Вам благом Всевышний Аллах!

Знай, брат мой, да укрепит Аллах Всевышний тебя помощью Своей и поведет нас с тобой прямым Путём, что мнение спасшейся группы, а также позиция, относительно которой сошлись все сунниты, состоят в том, что Всевышний Аллах совершенно свободен от подобия сотворенному и противоречит ему во всех его созданных качествах; с чем связана и свобода Его от нахождения в стороне и точке пространства, на что указывают однозначные достоверные доказательства, заключающие абсолютную уверенность в этом. Ведь нахождение Его в стороне необходимо должно вести к извечности этой самой стороны, а также места. Они же (сторона и место) относятся к миру, который есть все, что кроме Всевышнего Аллаха. Имеется достоверное доказательство, заключающее абсолютную уверенность относительно сотворенности всего, что не есть Аллах. И это с общего согласия учёных: как тех, кто утверждает в отношении Аллаха нахождение Его в стороне, так и тех, кто отрицает это у Него. Ибо невозможно существование сущности, занимающего место в пространстве, без наличия этого места. В то время, как место может существовать без находящегося в нем субъекта в виду возможности наличия пустоты, что необходимо ведет к возможному характеру Бытия Аллаха, которое является необходимым и самодостаточным и к необходимому характеру бытия (созданного), которое есть возможное бытие и не является независимым от другого. Оба этих следствия, однако, являются очевидно ложными. Затем, если бы Аллах Всевышний занимал место в пространстве, то был бы субстанцией (аль-джаухар), самодостаточной в своём бытии, в виду невозможности характеристики Его категорией акциденции (которая в своем существовании зависит от субстанции).

И если предположить, что Всевышний - субстанция, то Он либо должен подвергаться делению, либо деление в отношении Его неприменимо. Оба этих предположения также являются ложными. Ибо то, к чему неприложимо деление есть частица, не способная распадаться на еще более мелкие частицы. И поэтому эта неделимая частица является самой малой и потому презренной вещью, да будет возвышен Аллах от этого великим возвышением! Что же касается делимой вещи, то она есть тело (джисм), которое состоит из частей. Само же это составление из частей (ат-таркиб) очевидно противоречит необходимому и самодостаточному Бытию божественной Сущности! Поэтому всякая состоящая из частей вещь может обладать лишь возможным, зависящим от другого бытием, которое нуждается во влияющей на него причине. Однако доказано достоверным доводом, заключающим абсолютную убежденность, что Всевышний Аллах обладает необходимым, самодостаточным и независящим от другого Бытием. Что Он, Всевышний, абсолютно независим от другого, тогда как это другое абсолютно зависит от Него и нуждается (в своем существовании) в Нём. Да будет Славен Он! Ничто не является подобным Ему и Он есть Слышащий Видящий!

Уже оставил Всевышний Аллах без Своей поддержки людей, которых обольстил и заставил сбиться с пути прямого шайтан. Последовали они за похотью души своей и стали крепко держаться за то, в чем нет пользы, исповедуя нахождение Аллаха в стороне, да будет Он возвышен от этого великим возвышением. Все они согласились в том, что сторона эта есть верх. Однако некоторые из них исповедуют, что Он есть тело соприкасающееся с поверхностью трона. Такова акыда группы аль-каррамия и иудеев. И нет разногласия относительно куфра (неверия) их. Тогда как другая группа, хотя и утверждает в отношении Аллаха сторону, делает это с одновременным провозглашением танзиха (неподобия), оговаривая, что нахождение Его в стороне не является подобным нахождению в стороне сотворенных тел. Эти люди в своей акыде есть заблудшие нечестивцы, так как относят к Аллаху то, что не разрешил относить к Самому Себе Законодатель! И нет сомнения, что нечестивец в акыде более мерзостен и безобразен, чем нечестивец в ибадате (поклонении), тем более, если нечестие это исходит от человека, занимающегося призывом и за коим следуют люди. Из поздних учёных, к кому была отнесено исповедание акыды нахождения Всевышнего Аллаха в стороне, можно назвать Ахмада ибн Абд аль-Халима ибн Абд ас-Салама ибн Таймию аль-Харрани аль-Ханбали ад-Димашки, относящегося к учёным, жившим, согласно мусульманскому календарю, в VIII веке. Это утверждение в отношении Всевышнего Аллаха верхней стороны относилось к общему ряду тех приписываемых ему убеждений, через высказывание которых он, Ибн Таймия, вошел в противоречие с иджмой (общее согласие мусульманских учёных), когда следовал здесь лишь своему мнению, что привело к поношению Ибн Таймии со стороны его современников. Более того, некоторые из шейхов обвинили его в куфре (неверии), так что пришлось ему пережил все унижение и позор, которые вкусил он. Однако выдвинулись некоторые из учеников Ибн Таймии для защиты и обеления его репутации от того, что было причислено к нему из заблуждений. Так что вновь привели они цитаты своего шейха, разьяснили значения их и показали ошибочность понимания смысла этих изречений людьми. Потом привели в качестве доказательства другие его высказывания, совсем снимающие с него обвинения и явно указывающие на то, что Ибн Таймия ни на грамм не отклонился от решений иджмы. И это можно предполагать в отношении этого человека в виду высокого статуса его и больших познаний.

Те доказательства, которые приводят в подтверждение своей позиции исповедующие нахождение Всевышнего Аллаха в верхней стороне, есть доказательства неудовлетворительные и ошибочные; и не годятся для того, чтобы быть правильными рациональными или относящимися к Откровению доводами. Эти их доказательства в полной мере разбили учёные Ахли-Сунны, так что к их словам опровержения нельзя добавить что-то новое. И на апеллирование этой группы к внешнему, указывающему на уподобление смыслу аятов и хадисов, вроде слов Аллаха Всевышнего: "Милостивый, Он на Трон "истава"" (букв. значение "истава" - "утвердился, воссел"), "К Нему (Аллаху) поднимается доброе слово", "Возносятся к Нему ангелы и "ар-Рух"(Дух)", "И Он есть Одолевающий над рабами Своими", "В безопасности ли вы от Того, Кто в небе, который может провалить вместе с вами землю?", а также вроде слов хадиса: "Поистине, Всевышний спускается на нижнее небо каждую ночь" или, как говорится в другой передаче: "Он спускается в каждую ночь пятницы и говорит: "Если кто кающийся, чтобы принял Я его покаяние? И есть ли кто молящий о прощении, чтобы Я простил ему?", или подобно словам Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, немой рабыне: "Где Аллах?" и указала она на небо - туда, к чему относился вопрос "где", который есть вопрос о местонахождении. Затем Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не стал критиковать указание рабыни пальцем вверх, но сказал, что она является верующей.

Говорю, на апеллирование этих людей к внешнему смыслу аятов и хадисов можно ответить, что этот внешний, не содержащий в себе однозначный и абсолютный в своей очевидности смысл, не может противостоять другим, заключающим в себе стопроцентную достоверность и однозначность доказательства, ясно указывающим на отрицание нахождения Всевышнего в верхней стороне и в верхней точке пространства. Поэтому становится обязательным толкование данных аятов и хадисов (внешний смысл которых указывает на уподобление) в правильных значениях, которые не опровергают указания ясных шариатских текстов. Применять к ним либо общее аллегорическое толкование (тавиль иджмали) без конкретизации значения терминов, как это имеет место в "мазхабе" салафов, либо использовать подробное аллегорическое толкование (тавиль тафсыли) с точным указанием на смысл терминов, как это делают халяфы (последующие после салафов поколения учёных). Так они, халяфы, толкуют термин "аль-истива" (внешний смысл которого можно перевести как "утверждение" или "восседание") в значении "аль-истиля" (овладевание), согласно следующим словам говорящего: "Уже овладел ("истава") Бишр Ираком без применения боевого меча своего и без пролития крови".

Затем растолковали они, халяфы, "восхождение благого слова к Нему" в смысле принятия его и довольства им Аллахом Всевышним. Ибо слово есть акциденция (вроде цвета) и восхождение его является невозможным. Слова же "...Кто в небе" означают (согласно мнению халяфов) власть и повеление Его или одного из ангелов, которому поручено дело наказания. Слова Аллаха "Возносятся к Нему ангелы и "ар-Рух"" (Дух) означают вознесение их (ангелов и Духа) к месту, где будет (через поклонение) осуществляться приближение к Аллаху.

Слова Всевышнего "И Он есть Одолевающий над рабами Своими" толкуются поздними учёными как "возвышение над рабами посредством преобладания и одоления, подобно словам говорящего: "Дело такого-то превыше дела такого-то", т.е. этот первый более сильнее и могущественнее второго. Нисхождение Всевышнего понимается в значении нисхождения Доброты Его и Милости, а также отказа являть такое отношение к рабам Его, которое является следствием проявления статуса Возвышения и Величия. При этом Всевышний выделил для нисхождения ночь, ибо предполагается, что именно в это время суток особенно имеет место быть уединение человека для мольбы, смирение и присутствие сердца.

Что же касается обращенного к немой рабыне вопроса: "Где Аллах?", то это для выяснения акыды ее, исходя из предположения, что рабыня эта может исповедывать местонахождение своего обьекта поклонения, согласно вероубеждению многобожников (которые поклонялись идолам, находящимся внизу на земле). Когда же указала она пальцем вверх, понял из этого жеста Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, что рабыня имеет в виду Единого Творца небес, так что стало ясно для него, что женщина эта не является многобожницей и стал он судить о ней, как о верующей в Единого Аллаха.

Учёные Ахли-Сунны уже изложили в своих больших трудах толкование всех подобных примеров, основываясь на однозначных, достоверных, заключающих в себе абсолютную очевидность и уверенность доказательствах (ясно указывающих на совершенное неподобие Аллаха сотворённому), толкуя в их свете доказательства, внешний смысл которых указывает на ташбих и от этого имеющих более одного значения. Поэтому, поистине, является удивительным, когда мусульманин оставляет слова джамаата (общины) мусульман и имамов их, повторяя заблуждения и вздор делающих нововведения. Разве не слышал он слова Всевышнего Аллаха: "А если кто-нибудь выступает против Посланника и не следует путем верующих, после того, как ему стал ясен прямой путь, то такого Мы направим туда, куда он обратился, и ввергнем в Ад. А это скверное пристанище!"

Пусть принесет свое покаяние Всевышнему Аллаху тот, кто осквернился чем-либо из этой грязи и пусть не следует по стопам шайтана, ибо он, шайтан, приказывает распутство и неодобряемое. И пусть не толкает упрямство его к продолжительному упорству в этом заблуждении. Ведь, поистине, сам факт возвращения к Истине уже есть сама Истина, тогда как упорство в исповедывании лжи необходимо ведет к сильнейшему наказанию. Сказал Всевышний: "Тот, кого поведет сам Аллах есть ведомый по правильному пути, и тот, кого собьет Он, не найдешь для него никогда попечителя указывающего верный путь".

В заключении испросим Всевышнего Аллаха наставления нас всех на прямой Путь, достаточно нам Его и как хорош Он как покровитель, и да благославит Аллах и да приветтсвует господина нашего Мухаммада, а также всех сподвижников его и тех, кто последовал за ними через делание добра и с чистосердечием, вплоть до наступления Часа.

Написал сей ответ всегда нуждающийся во Всевышнем Аллахе Салим аль-Бишри, слуга благородного шариатского знания и господ маликитов в университете "Аль-Азхар". Да простит его Аллах. Аминь. Аминь."

Акыда

Previous post Next post
Up