С давних времен трутень ассоциировался с праздным, ленивым человеком, жаждущим лишь мгновенного удовлетворения своих потребностей. К примеру, в диалоге Платона «Государство», понятия «трутень» или «человек с жалом» обозначают человека, вредного государству. А из самых горделивых и корыстных трутней, писал великий греческий философ, вырастают тираны, ведущие народ и страну к краху. Двигателем этого процесса является внушение людям страсти к деньгам.
На этом метафоры с миром животных заканчиваются, ведь если пчелы живут в гармонии, несмотря на трутней, то людям свойственна зависть. Поэтому, видя, что человеческий трутень не работает, но ест, другие люди делают так же. В итоге получается полный улей голодных и злых трутней - это мы и называем демократией.
Именно в развитых потребительских обществах поняли опасность прожорливых и ленивых граждан, ставящих свои потребности выше обязанностей. Подобные персонажи здорово показаны в фильме «Scarface» (в российском прокате «Лицо со шрамом») с Аль Пачино в главной роли. Вечный потребитель, переламывающий все на своем пути и уверенный, что мир у его ног, не может не вызывать отвращение. Однако, как бы это ни было печально, трутни пробрались и в наш улей.
Засилье материальной культуры, основанной лишь на постоянном заработке и трате денег, устанавливающей материальные цензы, барьеры и границы, может привести к ужасающим последствиям.
Характерно, что Ницше, в своем небольшом эссе «Греческое государство», видимо, неверно интерпретирует Платона, заявляя, что труд - это позор, и это хорошо понимали только древние греки. Довольно странное заявление, учитывая очевидность позиции Платона в вопросе труда. Возможно, такие мысли Фридриха были обусловлены процессами глубокого социального разложения в Германской империи того времени. К чему привели эти процессы, и какой монстр вырос из Второго рейха нам известно.
Интересно, что в советской традиции аналогию с трутнем часто использовал аппарат партийной пропаганды. Есть отличный мульфильм «Пчелка Жу-жу-жу», учащий хороших одиноких пчелок не связываться с трутнями, даже в ситуации полной безысходности. А лозунг «кто не работает, тот не ест», как и масса агитационных плакатов, сравнивающих безработных с трутнями и тунеядцами, мне кажется, сумели уберечь общество от тяги к бесконечному потреблению, хоть и на малый срок.
Подытоживая, я не хотел бы делать далеко идущих выводов или псевдопророческих политических прогнозов, однако поколение молодых хипстеров и офисного планктона, явно нельзя назвать хорошими пчелками для своего роя.
Обсудить на сайте Трутня