и снова про рожановский конспект

Sep 18, 2007 22:12

Ну, что друзья мои, прочитала я весь конспект курса "М+М"конспект. Хочу поделиться впечатлениями.

Сразу хочу сделать несколько оговорок:

1. я просто делюсь своим мнением, не претендующим на истину в последней инстанции, то, что я пишу, это размышления мамы, это не мнение психолога, это я просто думаю, а не утверждаю, приглашаю всех желающих подумать вместе
2. я понимаю, что то, что содержится в конспекте не равно тому, что говорили на курсах, тем более, что мы не знаем автора (конспекта). Моя оценка касается того, что выложено в конспекте, который в свободном доступе читают мамы.
3. Там есть явные огрехи именно с медицинской точки зрения, которые заметили многие, однако, я не буду про это писать вообще, потому что я не врач, но буду благодарна врачам, если они не поленятся дать свои комментарии и я тогда сделаю апдейт к этому посту. Например, вот легкая ирония врача, на тему прочитанного. .
4. Я не буду давать оценку стилю воспитания и стилю взаимодействия супругов, описанных в конспекте, в категориях «хорошо» - «плохо», «правильно»-«неправильно», потому что смысла в этом нет. В разные эпохи доминировало разное, и сейчас в обществе есть разное, кому-то это подходит, кому-то нет. Я скорее поделюсь своими соображениями и мыслями об описанном.
5. В Рожане многих привлекают следующие атрибуты: совместный сон, грудное вскармливание, ношение ребенка на себе, педприкорм, высаживания. Многих привлекает именно эта система ориентации на ребенка, противопоставленная жесткой системе воспитания. Сразу хочу сказать. Я ничего не имею против вышеназванных вещей, я их всячески поддерживаю, но это не ноу-хау Рожаны. Об этом пишут те же Сирзы. А Рожана начала проникать вглубь семейных отношений.

Я хочу вот о чем порассуждать. Что же произошла с материнством и родительством вообще поколение назад, что подобное течение теперь так популярно.

О «биологической норме» и динамичном обществе.

То, что уклад нашего общества меняется туда-сюда и рушатся привычные стили взаимодействия в семье, ни для кого не новость. То, что было принято в деревнях во время крепостного права, в корне поменялось после его отмены, в дворянских семьях при этом тоже был иной уклад. Общество перетрясло сильно после революции и в советское время опять все поменялось. Роли женщины и мужчины относительно друг друга не статичны. Детско-родительские отношения тоже динамичны. В средневековье, например, детства как такового не было, ребенок на многих картинах - маленький взрослый. Даже специальной детской одежды одно время не было. Инфантицид был распространен. В первобытном обществе, к слову, детства тоже не было, ребенок наравне со взрослыми рано включался в бытовую жизнь племени. Это ни плохо, ни хорошо, это особенность времени, соответствующая уровню развития общества. И результаты у столь разных систем воспитания совершенно разные.

Поэтому понятие «биологическая» норма используемое в конспекте, звучит, по меньшей мере, странно. Человек существо социальное. Да, физиологию никто не отменял, она важна, но вся психическая жизнь ребенка - обусловлена социальными вещами (при условии, что ребенок здоров). Поэтому, внутренние конфликты и противоречия возникают у ребенка, если есть альтернатива, если ему есть из чего выбирать. Что в современном обществе неизбежно.

Хорошо описан феномен бескризисного развития на Самоа Маргарет Мид. Кризисов нет, потому что нет выбора вообще. Не с чем сравнивать, у всех все одинаково. Все семьи одинаковые, мужчины занимаются одним и тем же, женщины тоже, дети растятся одинаково.

Рожановская концепция описывает именно такое общество, статичное, с жестко заданной иерархией.

Отношения в семье. Роли супругов, роли матери и отца.

Смотрите сами.

Цитата.

Взаимоотношения в человеческой группе и ролевое распределение
(как это ожидает увидеть ребенок)

Т.к. ожидание группы врожденное, то если ребенок видит кого-то не на своем месте, может вызвать в нем агрессию.

ВЫСШЕЕ ЗВЕНО (доминанты) - мужчина и женщина в зрелом возрасте (28-60 лет), которые могут рожать детей. Мужчина отвечает за внешнюю территорию, женщина - за внутреннюю (в квартире - мама, за порогом- папа). Границы влияния полов очень четкие.
Мама - ожидается, что мама будет кормить, ухаживать и будет ведущей.
Мама - первый учитель и защитник.
Мама вникает во все трудности и помогает исправлять ошибки, имеет абсолютное право принимать решения относительно ребенка.
Мама выполняет роль судьи, арбитра в детской группе (только на своей территории).
Мама выполняет роль бытового ориентира(определяет, например, подметать или нет, если «да», то где).
Мама вытирает нос, моет попу и т.п. (ожидается, что все это будет мама)
Папа - социальный ориентир. Он оценивает поведение ребенка с внешней территории, с точки зрения популяции - это от него ожидается.
Папа теряет уважение (ребенка), если лезет в бытовые дела.
Папа выполняет роль судьи в детских играх на внешней территории (если папы нет, то - мама).
Имеет абсолютное право принимать решения относительно врага.
Приносит домой «добычу» (деньги не считаются - хотя бы батон хлеба J)
Папа должен дать спокойную социальным делам домашних

Уважение - ребенок будет уважать родителей, если родители уважают друг друга: мама папе оказывает уважение - кормит и т.п., рассказывает, как прошел день. Папа выслушивает, дает социальную оценку в спокойной форме. Папа поужинал, отдохнул, затем он может спросить у мамы, чем он может помочь и мама дает ему поручения по дому(пропылесосить, помыть посуду, поиграть м ребенком). Папа не вникает в домашние дела - мама дает ему поручения и говорит, что надо сделать. Если папа «не проявляет уважение» и идет на диван - он в глазах ребенка - инвалид. - он же ничего дома не делает (мужская деятельность - прибивать, чинить и т.п.)
Такое поведение родителей должно присутствовать обязательно.

Папа может брать ребенка на короткие прогулки. (Активное участие в воспитании ребенка папа принимает только с 6-ти лет, до этого - точечное)

Если мама оставляет ребенка с папой, то все обозначивает - что есть, что одевать, что не трогать.

Если ребенок провоцирует папу на шкоду без мамы - папа не поддается - ждем маму, не принимаем таких решений на внутренней территории.
Если папа, мама, ребенок дома, ребенок вымазался в варенье (пример), папа увидел если ситуация опасная(разбил банку), то папа берет ребенка и несет маме - помыть, разобраться, если ситуация не опасная - идет к маме, рассказывает, что случилось. Мама идет на место преступления, все исправляет, моет ребенка. Папа, по просьбе мамы, может убрать беспорядок.
Папа всегда отвечает «не знаю, надо спросить маму»
Папа может предложить помочь маме.
Папа маму поддерживает, маме отказывать нельзя.»

При таком раскладе женские и мужские роли закреплены раз и навсегда. Это разумно, когда папа работает, а мама отвечает за быт

Но так ли живет современное общество? Нет. Работают и мама и папа. Соответственно, если папину инициативу подавлять в бытовых вещах, он и не будет их делать сам. А раз не будет, значит, по мимо работы, жене вести весь быт.

Вам это ничего не напоминает? Мне это напоминает семейный уклад в СССР, когда усталая мама приходит с работы одновременно с папой, папа берет газету и ложится на диван перед телевизором. Мама встает к плите, моет посуду, проверяет уроки. И ни единой свободной минуты не имеет. То есть работает и дома и на работе.

А кто занимается детьми? Да никто, потому что маме не когда, а папа не занимается вопросами детовоспитания. В лучшем случае, ребенком занимается бабушка, а не мама.

Какой итог у этого? Грустный на самом деле. Нет той преемственности поколений в материнстве, о котором говорит Ледлофф, и про которое говорит Рожана. Отношения с родителями у нашего поколения оставляют желать лучшего. И в таком важном вопросе, как детовоспитание, мама не готова учиться у своей мамы, потому что ее растила бабушка или же сад и школа, мама работала, ей было некогда.

И не зная, на что опереться, мамы начинают искать, идут на курсы и приходят в Рожану. И смотрите, опять натыкаются на то, что такая иерархия и разделение ролей «правильная», а папа до 6-ти лет только точечно взаимодействует с ребенком. Привет, СССР!!!!!

Смотрите, мамы во всю жалуются, что устают, что папы не помогают… Мы ждем, чтобы с нас сняли часть ответственности и нагрузки, приводим в пример пап из-за кордона, а потом платим бешенные бабки, чтобы опять получить то, от чего хотим уйти.

А противоречия все равно будут и у мамы и у ребенка, потому что в обществе есть другое. И если девочка, растущая в этой семье, где папа быта не касается, будет вдруг видеть, что бывает по-другому, это все равно будет вызывать противоречия.

Нельзя изолировать маму и ребенка, отходивших на курс мама и малыш ото всего света.

И вообще, такое принижение роли папы ,

Цитата: «У мужчин не такая жесткая иерархия - папа и дедушка взаимозаменяемы»

Ведет опять же к дистанцированности мужчины от ребенка. Получается, что вся ответственность за детовоспитание лежит на женщине.

А представьте, что пара развелась. Всякое бывает. Откуда у этого мужчины возьмется любовь к ребенку, если до шести лет он до него фактически допущен не был. Любовь мужчины она не возникает из ни откуда. Чем папа в ребенка больше вложил, тем больше он его будет любить.

И если папа не был допущен до ответственности за ребенка, вероятно, что после разрыва отношений с его мамой, его роль в судьбе ребенка дальше будет минимальной.

А поводов для развода, на самом деле, при таком подходе довольно много.

Очень странными кажутся рассуждения об интимной жизни.

Цитата:
«Человек, как все животные с длинным репродуктивным циклом (3,5 - 5 лет это очень долго), является существом гипосексуальным (противоположность гиперсексуальности). Т.е. нам не нужны слишком частые сексуальные контакты. Организм мужчин, которые под давлением неверных соц. установок беспрерывно занимаются сексом, значительно изнашивается уже к 36 годам (хронические болезни и др.)

У женщины высокая сексуальность, когда она хочет ребенка. Она завлекает мужчину, беременеет и сохраняет это во время беременности 2-3 месяца. Затем ее потенция падает и она начинает гнать мужа. Контакты во время беременности не нужны. Мужчина не стремится вступать в контакты, когда у жены появляется живот. Женщина готовится к родам и этого не должно быть.
Родив - женщине тоже не хочется. Самое раннее через 6 недель. Большинство до 6 месяцев. После 6 месяце бывает «корыстный половой акт», для поддержания отношений в семье.
На стадии инволюции все восстанавливается, появляется больше свободного времени, она опять привлекает мужчину.
Мужчина всегда реагирует на поведение женщины. Когда у нее живот, то оберегает заботится. После родов тоже оберегает, холит и лелеет. Мужчину не привлекает»

Все-таки такие взгляды не совсем современны. По-моему, это прямой повод для измены. Неудовлетворенный мужчина, скорее всего, будет искать удовлетворенности на стороне.

Опять же, выше описанная жесткая иерархия, при которой каждый делает то, что ему положено, а не то, что ему хочется, не способствует доверительным отношениям, потому что, там, где появляется надо, идет ущемление желаний личности, ломка человека под какие-то стандарты.

О свободе личности ребенка, об ориентировании на желания ребенка, о том, что пытаемся воспитать

Про желания личности, ну теряются они все время где-то…

Многие идут в Рожану, клюнув на то, что именно свободу личности ребенка они и уважают, что они пропагандируют ГВ, СС, педприкорм, высаживания, ношение на себе.

Ну и потом:

Цитата «• Воспитательная задача - помочь детям стать самостоятельными»

Звучит очень здорово. Да.

Но что такое самостоятельность?

Это свобода выбора, это ответственность за себя, это умение принять решение.

А где тут свобода выбора, если

Цитата:

«- мама имеет биологическое право высадить, когда ей хочется»
Не просто право, а БИОЛОГИЧЕСКОЕ!!!!

Более того:

Цитата: «Смысл начать высаживания есть до 1,5 лет, так как это воспитательный момент (на приучение к горшку это никак не влияет). <...> Мама берет ребенка в позу высаживания и ждет, пока пописает полную порцию (был случай: одна мама держала 6(!) часов, так что можно запастись едой и питьем). Ребенок орет, выгибается, сопротивляется... Мама - 0 внимания, держит спокойно, ждет пока пописает (слышала, как делились опытом на курсе- кто 10 минут держал, кто 20). «Осаду» обычно достаточно провести 3-4 раза, чтобы все наладилось и ребенок писал по вашему требованию всегда".

Простите, где тут ориентация на ребенка? Тут есть воля его мамы и ее выбор.

Откуда будет самостоятельность, если родители всегда доминируют?

Цитата
Доминирующее положение родителей.

В семье всегда должна быть демонстрация доминирующего положения и дети в этом нуждаются.
Проходя мимо малыша, гладим его по голове. Тогда ребенок знает, что он маленький и его место внизу. Когда ребенок сомневается в доминирующем положении взрослых, то проверяет это так: если мама сидит на полу, облокотившись на диван, а ребенок с дивана наваливается на нее, то это игра с подтекстом. Маме нужно взять малыша на пол и защекотать его. Тем самым, показав ему его место. При любых наваливаниях, заканчиваем игру - опустив малыша вниз и положив на него руку (все как у животных, дети до 3 лет маленькие зверушки).
Снимая малыша со стола или с любого высокого места, всегда гладим по голове сверху - демонстрация доминирующего положения. Опускаясь вниз, до уровня малыша, мы становимся на равных. Поэтому взрослые должны быть выше. В лошадку должен играть папа, он с внешней территории, это не страшно. Мама иногда может поиграть в лошадку или носить на шее, но выходит из игры сама, спустив вниз (лучше этим не увлекаться). Во время прогулки ребенок показывает пальцем куда идти, это манипуляция - пальчик убираем и идем туда, куда ведет мама. На привале, малыш может вести маму за ручку (от качели к песочнице и т.д.).

Если их не интересует его мнение?

Цитата

Не нужно спрашивать ребенка, нужно констатировать. Иначе он думает - «Я не с вами?». Говорим в утвердительной форме и лучше использовать «МЫ». Например, мы идем мыться, мы идем гулять, мы идем есть и т.д. Не надо разговаривать с ребенком вопросами. Во первых ему сложно принимать решения, во вторых, появляется возможность выбора, а это возможность манипулирования, в третьих малышу так легче жить.

Если сами манипулируем и обманываем? Если врем, что даем выбор?

Цитата

Если выпендривается, например: «Хочу надеть эту куртку!», ограничиваем выбор, обманываем: «Ты хочешь синюю или красную?», выбрал красную, а такой нет, тогда говорим, что она в стирке. Если у мамы хорошая ведущая роль, то при одевании малыш не выпендривается, а может только повякивать. Нужно позволять делать ошибки, дети понимают их последствия и стремятся исправлять их.
Так же с едой, предлагаем выбор - «Суп или кашу?», выбирает кашу, а ее нет, есть суп. Он вроде бы и выбирает. Это нормальная ситуация, ребенок должен учиться делать выбор.

Если придерживаемся двойных стандартов, например, что ребенку обижаться некомильфо, а вот его маме на отца - самое оно?

Цитата:

Обида - это демонстрация слабости.
Обижаются слабые люди. Ребенок имеет право обижаться, так как он маленький и слабый. Слабость копируется в основном с мамы и бабушки. Женщины обижаются, чтобы манипулировать мужчинами (это нормально). Но нужно следить, как мы обижаемся, не нужно бурных выяснений, можно просто уйти. Если ребенок повел себя не адекватно, по отношению к маме, то можно на него обидеться - игнорировать, безразличие. Все, что касается ребенка - решает мама. Если ребенок обиделся - на обиженных воду возят.

Если мы применяем методы, искусственные? Специально зовем людей, что бы ребенка напугать, отчитать, запретить? Это обман, который рано или поздно раскроется, и авторитет мамы, за который они так боятся, пошатнется.

Если честно, я не очень понимаю, почему так важно искусственно этот авторитет создавать? Он завоевывается обычно сам, если у ребенка есть выбор сравнить разные точки зрения и позиции. А если выбора нет, то это на самом деле не авторитет. Это отсутствие альтернативы.

С моей точки зрения в этой системе методы приводят не к достижению заявленных благих целей, а, наоборот, к удалению от них.

мамское, секта, воспитание, псевдо_психология

Previous post Next post
Up