Leave a comment

g_g June 6 2006, 19:02:45 UTC
не знаю, сколько, но купили бы. при разумной цене.

Reply

mahtrasass June 6 2006, 19:19:58 UTC
Ладно, может быть, я не лучший пример привел -- все-таки кирпич толстый и читать его нелегко. Но в принципе, наблюдая за тем, на каком уровне, с каким "багажом знаний" спорят люди об эстонской истории, я все равно сомневаюсь. У меня очень субъективное ощущение, может быть, у вас есть другие данные, но, кажется, русские книги на внутреннем эстонском рынке просто провальными тиражами продаются. И дело не в цене, я думаю.

Reply

g_g June 6 2006, 19:27:18 UTC
я такую литературу читаю в оригинале. данных нет, но просто знаю людей, кто интересуется такой тематикой, а по-эстонски читать трудно.

Reply

mahtrasass June 6 2006, 19:37:23 UTC
В принципе, были бы книжки, достойные перевода "один в один", можно было бы лоббировать их перевод и льготное издание. Но у меня как раз ощущение, что как и в случае со всеми интеграционными проектами, отдача от таких изданий будет минимальной.

Reply

g_g June 6 2006, 19:56:36 UTC
надо со школ начинать

Reply

mahtrasass June 6 2006, 20:08:27 UTC
В школах, как я понимаю, учебники-то переводные с эстонского.

Мне кажется как раз проблема в "среднем возрасте". Стариков надо оставить в покое, молодых обучат в школе/универе, а 25-45-летних книжками особо не поменяешь. "Понимание истории" накапливается по газетам, фильмам (сколько помнили со школы о десанте в Нормандии и сколько знают от этом из "спасения Райана" :)), тв-передачам, сейчас уже можно сказать, что по интернету тоже.

Из всего перечисленного, только интернет более-менее реальное средство для ликбеза по эстонской истории.

Reply

понимание истории, trissy1 June 7 2006, 14:53:32 UTC
на уровне индивидуума во всяком случае, начинается с позиционирования - себя в истории. и уже от своей личной истории, расширительно, к истории родного края, страны, истории своих предков, их страны ( ... )

Reply

Re: понимание истории, mahtrasass June 7 2006, 17:03:38 UTC
Спасибо огромное. Очень, по-моему, умный и правильный текст. Я, кстати, не могу сказать категорично, что должно быть впереди -- ликбез или позиционирование, язык или лояльность. Как и определить "кто мы", или "кто я". Всё, мне кажется, ещё в процессе.

Польза в том, что мы, наконец-то, начинаем эти вещи проговаривать. И рано или поздно это приведет к какой-то ясности в том, что называется самоидентификацией. Просто русские здесь -- это не русские в довоенном смысле; мы большей частью советские люди. Нам проще дается идентификация с советским народом. Ну, или как вариант -- подглядывать за тем, как в России советский народ трансформируется в "россиян" и идентифицировать себя как они; как их фракция. Но эти новые общности -- "советских" и "россиянцев" -- созданы ценой колоссальных пропагандистских затрат, которые маловероятно реализовать в Эстонии. В "остзеишеруссен" я не верю -- немцам понадобилось на подобное 700 лет и потом они все равно свернули свой "особый проект" за полгода ( ... )

Reply

1 trissy1 June 7 2006, 20:18:05 UTC
Спасибо вам. На совсем пустом месте (при пустой голове) самостоятельное позиционирование тож невозможно: все песни с чужого голоса, застревающие в голове - их то и дело уносит ветром изменчивых обстоятельств ( ... )

Reply

2 trissy1 June 7 2006, 20:21:44 UTC
В свою очередь, у тех, у кого с государством "не срослось" в плане идентификации - и дети тоже "застревают" в серопаспортниках. С точки зрения эстонского государства это плохо (=ему не доверяют, не соглашаются на процедуру принятия гражданства). С точки зрения отдельно взятого человека, который "может, но не хочет" стать гражданином - ни хорошо, ни плохо. Это его личное дело, что ему выгоднее, экономически, политически, психологически... ведь масса разных причин. А корень один: родители не определились с гражданством, а переложили ответственность - и ребенок усвоил урок: ответственность надо перекладывать! На государство (пусть принимает другой закон), на заграницу (нам поможет), на своего ребенка (пусть учит ненавистный но нужный эстонский "язык врага"). В третьем поколении государство начинает иметь язык (полученный ценой психологической ломки маленькой личности, но это отдельный разговор) без лояльности. И тоже по справедливости: государственная пропагандистская машина вынудила предков сделать выбор в пользу самоидентификации ( ... )

Reply


Leave a comment

Up