Leave a comment

Re: понимание истории, mahtrasass June 7 2006, 17:03:38 UTC
Спасибо огромное. Очень, по-моему, умный и правильный текст. Я, кстати, не могу сказать категорично, что должно быть впереди -- ликбез или позиционирование, язык или лояльность. Как и определить "кто мы", или "кто я". Всё, мне кажется, ещё в процессе.

Польза в том, что мы, наконец-то, начинаем эти вещи проговаривать. И рано или поздно это приведет к какой-то ясности в том, что называется самоидентификацией. Просто русские здесь -- это не русские в довоенном смысле; мы большей частью советские люди. Нам проще дается идентификация с советским народом. Ну, или как вариант -- подглядывать за тем, как в России советский народ трансформируется в "россиян" и идентифицировать себя как они; как их фракция. Но эти новые общности -- "советских" и "россиянцев" -- созданы ценой колоссальных пропагандистских затрат, которые маловероятно реализовать в Эстонии. В "остзеишеруссен" я не верю -- немцам понадобилось на подобное 700 лет и потом они все равно свернули свой "особый проект" за полгода.

Пока же мы -- осколок совка. И будем оставаться "советскими" дольше, чем русские в России. Не знаю, зачем простому местному русскому человеку заморачиваться вопросом "кто я", когда этот вопрос можно переложить на плечи детей, что с успехом и происходит сейчас. Мне кажется, что не нужно дожидаться, когда тот же способ решения проблем идентификации выберут дети -- ликбез правильней вести уже сейчас. Собственно, это не столько нужно эстонцам, сколько нам самим -- жить здесь будет спокойней, не так ли? Мы не должны себя чувствовать заложниками истории: кто бы не были наши предки -- оккупанты, колонисты, экономические или политические беженцы, дворяне-хозяева -- мы здесь должны жить в нормальных, "выясненных" отношениях с эстонцами, без создания "параллельных миров".

Reply

1 trissy1 June 7 2006, 20:18:05 UTC
Спасибо вам. На совсем пустом месте (при пустой голове) самостоятельное позиционирование тож невозможно: все песни с чужого голоса, застревающие в голове - их то и дело уносит ветром изменчивых обстоятельств :)

Я рассуждаю как бы с позиции государства, как раз ему надежнее иметь в лице своих жителей лояльность без языка. Чем язык без лояльности. Отсюда можно и определить, что есть базис, а что - уже после надстраивается, опирается на лояльность, как на фундамент: язык, знание исторических фактов, участие в ритуалах и тгд.

Определить "кто мы" (которые "советские люди", ага) можно так: "мы" - это результативно взаимодействующая совокупность уже определивших "кто я". Поэтому чем больше нас определится с самим собой и научится взаимодействовать на результат - тем значительнее будет "мы".

Думаю, что местные русские уже давно не идентифицирую себя "как они" -русские в России... Здесь идентификация четко идет по линии гражданства.

Лица, осознанно взявшие российский паспорт (именно, что не "гражданство", ибо гражданского долга большинство из них отсюда и не имеет, собственно, никакого, если уж по большому счету начать разбираться - а вот "паспорт"/защиту) - они и есть те, которые будут "советскими дольше, чем русские в России". Потому что и от здешней защиты (социальной) они не отказываются. То есть, они больше держатся за советский миф "защищенности государством" (да все равно каким). Остальные - они другие, здесь...

"Не знаю, зачем простому местному русскому человеку заморачиваться вопросом "кто я", когда этот вопрос можно переложить на плечи детей, что с успехом и происходит сейчас."

Как раз серопаспортники - это индикатор того, что такое перекладывание, как успешное, невозможно. Без участия в самоопределении самих родителей.

В общем, можно сказать, что у тех родителей, которые "определились с гражданством" (не по знанию языка и конституции, то ж объективно не всем дано, в преклонном возрасте! поэтому определение происходит по своим детям, которым все равно чего дано, в силу молодости) - их дети имеют синий паспорт. Паспорт государства проживания. Как следствие - у этих лиц долг и защита получают максимально возможное поле совмещения, баланса прав и обязанностей. И таких родителей вовсе не надо "оставлять в покое" - они-то как раз спокойны. У них, если можно так выразиться, "ментальное гражданство" - та самая лояльность без языка. Кто бы они ни были - беженцы, колонисты, предводители еще какого дворянства - они воспитали детей гражданами Эстонии. И, мое личное мнение такое, что вот это "ментальное гражданство" можно было бы в перспективе и оформить юридически. По справедливости.

Reply

2 trissy1 June 7 2006, 20:21:44 UTC
В свою очередь, у тех, у кого с государством "не срослось" в плане идентификации - и дети тоже "застревают" в серопаспортниках. С точки зрения эстонского государства это плохо (=ему не доверяют, не соглашаются на процедуру принятия гражданства). С точки зрения отдельно взятого человека, который "может, но не хочет" стать гражданином - ни хорошо, ни плохо. Это его личное дело, что ему выгоднее, экономически, политически, психологически... ведь масса разных причин. А корень один: родители не определились с гражданством, а переложили ответственность - и ребенок усвоил урок: ответственность надо перекладывать! На государство (пусть принимает другой закон), на заграницу (нам поможет), на своего ребенка (пусть учит ненавистный но нужный эстонский "язык врага"). В третьем поколении государство начинает иметь язык (полученный ценой психологической ломки маленькой личности, но это отдельный разговор) без лояльности. И тоже по справедливости: государственная пропагандистская машина вынудила предков сделать выбор в пользу самоидентификации оккупанта.

А ликбез начинать надо, да... С обеих сторон :)

Сейчас мало кто заметил, как обозначился один ключевой факт. Что абсолютно ЛЮБОЕ консолидированное действие русских моментально выключает эстонскую сторону начатого было из диалога. Проще говоря, эстонское зрение имеет особенность - фиксировать перед собой одного русского. Как объект ассимиляции или еще чего, не суть. Больше одного русского - или если этот "один русский" упоминает о какой-то своей общей позиции с другим русским - эстонское восприятие идентифицирует как "руку Москвы". И тут же блокирует восприятие (защищается).

Это воистину страшный обман "эстонского зрения". Потому что в реальности (!) русский вообще один не бывает - иначе это НЕ русский менталитет ;о))

Поэтому сичас скажу страшную тайну. Даже если мы, русские, не только выучим эстонский язык (молодое поколение уже выучило, толку?), но даже если мы вдруг придем и к единому пониманию истории - ожидаемое, как цель Дело (доверительного взаимодействия общин) не придвинется к нам ни на сантиметр!

Ну вот НЕТУ таких русских в Эстонии, для эстонцев. Факт. Просто потому, что их не может быть. В Эстонии.

И когда этот факт определенно обозначился, мне даже стало интересно: откуда ж такая уверенность? ??

Но ликбез проводить надо все равно - мало ли чего у них там, со зрением? Обольщаться только не надо. Что от одного ликбеза исчезнут "параллельные миры".

Тут думать надо, и крепко... Значит, будем думать. Чисто по-русски: каждый и вместе :)

Reply


Leave a comment

Up