В 9 веке о Руси упоминают многие источники, но конкретную этнографическую информацию дают только два:
"Книга путей и стран" авторства ибн-Хордадбеха, известное в двух кратких авторских редакциях примерно 840-х и 880-х гг. и так называемая "Анонимная записка о народах Восточной Европы" - сочинение, созданное примерно между 840-ми и 870-ми годами, цитаты и пересказы из неё приводят многие авторы с начала 10 века (самый ранний ибн-Русте) и позднее. То есть оба сочинения созданы примерно в одно время, но информация о народе русь (ар-рус) в них различна и на первый взгляд "противоречива". На самом деле оба автора описывают просто два вида людей, которых в 9 веке объединяет общее наименовние "русь", что скорее всего связано с реальным политическим объединением, которое согласно источникам возглавляет русский каган. То есть речь идёт о двух разновидностях жителей Русского каганата, что и следует учитывать при анализе источников и попытке локализации описанного народа по известным данным археологии.
Анонимная записка описывает один вид народа ар-рус:
1. знать хоронят в "подземных домах" с посмертными жёнами.
2. клинки у них сулеймановы - палаши или сабли (оружие всадников).
3. воюют, но практически не торгуют (пленников сбывают тут же рядом в Булгар и Хазарию)
Ибн-Хордадбех описывает второй вид народа ар-рус:
1. контактируют с отдалёнными славянами, сами - славяне, и в Халифате переводят им евнухи из славян.
2. клинки у них франкские - мечи (оружие пехоты)
3. много торгуют, пушнину везут аж до Багдада.
Первый вид ар-рус археологически хорошо соответствует аланскому населению салтовско-маяцкой культуры лесостепного варианта, возникшему на основе смешения местного населения с пришлыми аланами в кон. 7 - 1-й пол. 8 вв. Этноним "русь" по-видимому достался смешанному народу от более древнего местного народа, который ранее упоминается авторами 6 века (Иордан, Псевдо-Захарий и неизвестный автор схолии к Аристотелю, писавший ранее 7 - 8 вв.). Описания тупоположения в подземных домах, с закрываемым входом, а также посмертного брака, и отсуствие курганной насыпи, идеально совпадают с синхронными парными захоронениями в катакомбных могильниках. Несмотря на то, что более 2/3 захороненных в катакомбах представляли оседлое пешее население, было немало и всадников, также и палаши и ранние сабли (то есть "сулеймановы клинки") для алано-русского населения вполне обычны.
Второй вид ар-рус археологически соответствует славянскому населению, оставившему волынцевскую/роменскую культуру. Подавляющее большинство славяно-русского населения оседло проживало в лесной зоне и в военном отношении было пехотой. Поэтому из клинкового оружия славяне использовали именно мечи, что и отмечено ибн-Хордадбехом - богатые славяно-русские купцы носили при себе "франкские клинки" (могли они себе позволить импортные мечи, или заказывали их аналоги у местных кузнецов - в данном случае неважно). На западе и севере славяне волынцевской и роменской культур непосредственно соседствовали с другими славянскими племена, и естественно вели с ними торговлю, что также отмечает ибн-Хордадбех - "везут товары от отдалённых славян", с северной лесной зоны поступала та самая пушнина, которую славяно-русские купцы везли вплоть до Багдада.
Важным маркером наличия некоего единого сообщества славян-роменцев и алан-салтовцем является хождение у них общей денежной единицы подражаний дирхемам одного типа. За пределами лесного-лесостепного региона эти монеты не употреблялись, поэтому сомнительно, что в состав Русского каганата входили степные «протоболгары» Нижнего Дона.
Также надо отметить, что в конфликтах пешие славяне-русы вместе с пешими аланами передвигались на лодках, поэтому описание их набегов на соседей в Анонимной записке вполне соответствует ситуации.
О проникновении роменцев к северо-западным соседям (с торговлей или даже войной) можно судить по распространению роменской керамики 9 века, например на Верхнем Днепре.
Необходимое дополнение.
Но тут мы немного уточним относительно источников Анонимной записки. На первый взгляд кажется необычным сочетание сулеймановых клинков (оружия всадников) и титула "каган" с рассказом об острове, лесах и набегах на соседей на кораблях. Конечно, это можно объяснить сочетанием разных сведений о двух компонентах Русского каганата, но есть и источник, который судя по всему повлиял на автора Анонимной записки: сочинение, содержащее стихи ал-Газала посланника Абд-ар-Рахмана 2-го к некоему царю маджусов («магов-язычников»). До нас дошли только фрагменты стихов и прозаический "сопроводительный" рассказ о путешествии с кратким описанием острова маджусов в пересказе автора 13 века. Посольство к маджусам источник связывает с набегом на Севилью (в 844 году), но нигде в сохранившихся прозаическом рассказе и стихах не упоминается собственное наименование маджусов. О том, куда путешествовал ал-Газал есть несколько предположений из них самое правдоподобное, что в Данию. Действительно: в 844 году Дания организовала масштабный набег на Франкию, который перекинулся на Испанию, причём нападавших на Севилью, ближайший по времени автор ал-Йа'куби мимоходом называет "ал-маджус, которых именуют ар-рус". Учитывая, что в 839 году произошёл инцендент с задержкой послов во Франкии, очень правдоподобно предположение, что участие русских войск в набеге данов на Франкию - это ответная акция. Вобщем есть основания считать, что в набеге на Севилью засветились именно люди из Русского каганата. А это могло повлиять и на включение автором Анонимной записки описания острова маджусов в описание страны русов.
Характерные черты, вероятно, заимствованные у ал-Газала (впрочем судить приходится по прозаическому сопровождающему пересказу 13 века, стихи Газала с описанием острова до нас не дошли):
1. остров с непересыхающими реками: "это большой остров в океане, на котором непрерывные (то есть непересыхающие) потоки и сады... На нем обитает бесчисленное множество маджусов. Рядом есть множество островов, малых и больших"
2. "три дня пути" ("от материка до острова три дня")
3. набеги на соседей на кораблях: рассказывая о христианстве маджусов, автор сообщает, что рядом есть острова населённые другими маджусами, "сохранившими старую религию", и что маджусы-христиане нападают на них и обращают в рабство.