5. Undone
Здесь придется смухлевать и избежать столь подробных описаний, как с предыдущими сериалами. При всей своей прекрасности “Undone” это очень короткий сериал с очень компактным сюжетом и рассказывать и анализировать что-либо за пределами базовой завязки будет большим спойлером. Undone это фантастическая комедийная драма, созданная Кейт Пурди и Рафаелем Бобом-Ваксбергом (да, этот человек причастен к созданию аж трех анимационных сериалов в этом топе). Это история девушки, которая после пережитой ею автоаварии получает способность по сути манипулировать временем вокруг себя, а так же теперь может общаться со своим мертвым отцом. Вместе они собираются разгадать загадку загадочной смерти отца. По сути, это очередная история про путешествия во времени, но все гораздо сложнее. У главной героини появляется возможность не столько прыгать во времени, сколько просто видеть всю реальность вне времени, вне какой-либо единой фиксированной временной линии. Что с одной стороны способность с невероятным потенциалом, а с другой, она делает и без того запутанную жизнь героини еще более запутанной и сложной. Чтобы в полной мере отразить странность этой способности, как и просто шаткое состояние реальности вокруг протагонистки, мультфильм использует в необычной манере технику ротоскопирования. Для тех, кто не в курсе, ротоскопирование - это процесс, в ходе которого актеров сначала снимают на камеру, после чего кадр за кадром пленки обводят и превращают в анимационный фильм. Этот трюк почти такой же старый, как и сама анимация. И первое время его активно использовали для получения более реалистичных и плавных движений персонажей в мультфильмах. Но у итоговой анимации всегда был очень необъяснимый эффект сродни зловещей долине. В особенности когда движения ротоскопированных героев можно напрямую наблюдать в сравнении с движениями персонажей, анимированных целиком от руки. Для примера просто посмотрите старую Диснеевскую “Белоснежку и Семь Гномов” и обратите внимание на разницу в анимации между Белоснежкой и гномами или животными. Белоснежка всегда выглядит так, словно она слегка плывет в пространстве и не существует в одной реальности с гномами. В итоге ротоскопирование стали все реже использовать в анимированных фильмах, вместо этого стало больше принято использовать отснятое видео скорее как референс. Но несколько раз в истории были случаи, когда аниматоры и киноделы решали использовать этот эффект зловещей долины ротоскопирования для достижения как раз таки сюрреалистичной атмосферы. Так сделали в очень недооцененном фильме “Scanner Darkly” и вот теперь у нас есть второй хороший пример использования этой техники в “Undone”.Если вы глянули уже кадры или трейлер этого сериала, наверняка вас поразило качество анимации и общая стилистика сериала. Да, они воистину потрясающие и шокируют вниманием к деталям и работе с цветом и объемом. Но самое главное тут именно то, что это создает атмосферу сюрреализма и нестабильной реальности. И я не хочу как-то больше что-либо спойлерить про этот сериал. Пожалуйста, посмотрите его. Он короткий, но очень умный, душевный и красивый. Правда, как и в случае с “Матрешкой”, я малость не пойму как тут они сделают второй сезон. Сериал уже завершен и заканчивается на очень правильной неясной ноте, которую продолжение может только испортить.
4. Glow 3-й сезон
Ольга уже как-то раз освещала Glow на этом блоге, но с моей стороны это первое упоминание сериала. Glow это отличная комедийная драма, но есть один большой подвох: в этом сериале довольно слабый именно первый сезон. Точнее, он даже не столько слабый, сколько его первые серии серьезно отличаются по тону и настроению от почти всего, что будет идти дальше. Я чуть не бросил сериал на первом сезоне, когда мне казалось, что все герои отвратительны и им невозможно сопереживать. Когда подошло время итогов 2017-го года я напрочь забыл про Glow во-многом из-за этого. Я совершенно не ожидал, что когда я вернусь к сериалу с его вторым и третьим сезонами это станет одним из моих самых любимых телесериалов на свете. Третий сезон в особенности великолепен. Мне трудно даже к чему-либо там придраться. Но большим моментом может стать то, что до этого момента нужно будет дотерпеть. Первый сезон на самом деле тоже не плохой, но он может местами вызывать очень неприятные впечатления от сериала, и я серьезно настоятельно рекомендую всем читающим дать сериалу в этом плане шанс и “вытерпеть” первый сезон, если вам, как и мне, будет первое время казаться что это очень циничная и мерзкая история. Glow это сериал про женский рестлинг, частично основанный на реально существовавшем (или даже по сей день существующем в другой форме) реслинг-шоу с одноименным названием. Сериал очень интересен по нескольким причинам. Во-первых, это, наверное, самая лучшая репрезентация рестлинга как искусства перформанса, которую я встречал в кино и ТВ. Сериал во-многом именно про то, как герои пытаются понять, что конкретно привлекает людей в рестлинге и чем этот вид развлечения отличается от других. Во-вторых, этот сериал во многом построен на противоречиях и конфликтующих идеях. Главные героини этого шоу - девушки, которым “посчастливилось” попасть в первую телепередачу про женский реслинг. Практически сразу становится понятно, для кого делается это шоу - для мужчин. Девушки в этом шоу будут подвергаться объективации и будут играть роли преувеличенных и порою оскорбительных стереотипов. Почти все они это осознают и делают свою работу потому, что других вариантов нет. Но постепенно, несмотря на несколько спорный характер шоу, они становятся маленькой дружной семьей и находят в рестлинге источник для самовыражения. Сериал во-многом именно про идентичность этих персонажей и то, как ее формируют как они сами, так и их окружение. И если в первом сезоне вопросы идентичности все более-менее сводятся к простым моделям, к третьему сезону сериал полностью погружается в сложные аспекты вопросов идентичности. Огромными арками для многих персонажей становятся моменты самореализации, когда они осознают, что больше не хотят играть роли, которые они для себя создали ранее, или которые для них создал кто-то другой. Сериал касается множества сложных тем, будь то политика, сексизм, феминизм, расовые предрассудки, гомофобия, экзистенциальные кризисы и т.д. И он умудряется рисовать множество сложных портретов всех своих персонажей, со всеми их недостатками, тревогами, сомнениями, талантами и стремлениями. Третий сезон состоит из множества моментов маленьких триумфов, но также из трагичных и просто грустных эпизодов. Это потрясающий сериал. Я не мог оторваться от третьего сезона, когда его смотрел. И когда я с ним покончил, у меня было чувство что мне срочно нужно еще. Еще одна доза, еще один сезон. Сериал просто настолько сильно меня задел. Настолько сильно я переживал за этих героев, что мне не хотелось ждать еще год чтобы узнать что произойдет в их жизни. Так что да, “Glow”, всем рекомендую. Просто вытерпите отдельные моменты первого сезона. Дальше все становится намного лучше.
3. Утреннее Шоу (The Morning Show)
А вот этот сериал подкрался ко мне в последний момент и застал врасплох в тот момент, когда я уже был практически уверен, что у меня в голове сформировался четкий топ лучших сериалов. “Утреннее Шоу” - это новая престижная драма, которая стала флагманом для Эппловского стримингового сервиса. Сериал рассказывает про вымышленное новостное телешоу под названием... Morning Show. Это самое популярное утреннее шоу в Америке, и его ведущие Митч Кеслер и Алекс Леви стали за много лет существования шоу такими вот “папой и мамой” для всей страны. Сериал начинается с неприятного момента, когда в свете #MeToo движения всплывает информация о том что Митч Кесслер совершал множество актов сексуального домогательства на студии, пользуясь своей позицией и статусом. В связи с чем его увольняют и шоу лишается одной из своих самых важных морд. Что очень некстати для телеканала, так как они тайно уже давно собирались уволить вторую ведущую Алекс Леви, потому что она с годами не молодеет и ее популярность среди зрителей падает. Но теперь, из-за скандала с Митчем, Алекс становится единственным “лицом” шоу, что значит - она получает власть над будущим своей карьеры, и от нее уже не так просто избавиться. Чтобы подлить масла в огонь, новый директор шоу, Кори Эллисон, устраивает Алекс интервью со скандальной репортершей Брэдли Джексон. И в отчаянной попытке взять шоу в свои руки, Алекс ведется на наживку и к всеобщему шоку объявляет Брэдли Джексон своей новой соведущей. Она надеется, что этот ход пройдет как по маслу, но Брэдли Джексон создает огромную кучу проблем. В своем типичном стиле, она постоянно создает скандалы, конфликты и споры вокруг себя, порою становится объектом протестов и политический дискуссий. Что не по нраву практически всем, кроме Кори, который наоборот, радуется растущим рейтингам шоу и его новой популярности. Тем временем, Митч отчаянно пытается спасти свою репутацию, доказав всему миру что он не сексуальный хищник и #MeToo в этот раз зашли слишком далеко. Между всем этим есть еще куча под-сюжетов про более мелких работников на телешоу, которые просто пытаются выжить и сохранить карьеры посреди этого хаоса. Окей, извиняюсь что это описание завязки сериала заняло столько времени. Переключим наше внимание на что-то более простое: оупенинг этого шоу. У этого сериала гениальный оупенинг. Вместо того, чтобы пытаться переплюнуть дорогущие открывающие титры сериалов какого-нибудь HBO, в Morning Show решили сделать куда более простой, минималистичный и абстрактный оупенинг. В нем, под потрясающую песню Бенджамина Клементина “Nemesis” мы просто наблюдаем за кучей разноцветных шариков. В начале шарики движутся в едином синхронном движении, но затем среди них появляется один черного цвета шарик, который движется хаотично, нарушая общий порядок. Черный шарик создает вокруг себя бардак, он то становится меньше, то больше других шариков. То поглощает их, то оказывается столкнут множеством маленьких шариков с пьедестала. Он то элегантно танцует с другими шариками, то наоборот, играет не по правилам, портит идиллию, передает черный цвет другим шарикам и т.д. Окей, начиная со второго эпизода, в котором впервые нам показывают оупенинг, напрашивается вопрос: что этот оупенинг значит? Понятно, что тут явно пытаются что-то сказать языком метафор, что-то про сюжет и персонажей сериала. Тогда кто же этот темный шарик? Сначала кажется очевидным, что скорее всего это Митч, который все всем испоганил своим сексуальным скандалом. Но затем, начинают появляться мысли что, может, на самом деле это Брэдли Джексон темный шарик? Или же Алекс Леви? Или, может, Кори Эллисон? Чем дольше я смотрел сериал, чем больше я узнавал про героев, их предыстории и мотивы, тем больше у меня было разных теорий о том, кого собою представляет черный шарик. Здесь сериал и начинает свою главную мысль со сложного вопроса: Чья эта история? И под “историей” я подразумеваю как сюжет самого сериала, так и нарратив который рассказывают в самом вымышленном Утреннем Шоу. Что это за история и про кого и о чем она? Это история Алекс Леви - женщины, которая отчаянно пытается выжить во враждебном мире новостей, который пытается от нее избавиться? Или же это история эгоистичной манипуляторши, которая освоилась в беспринципном мире капитализма и пытается занять в нем свое место во что бы то ни стало? Может это история Брэдли Джексон - смелой репортерши, которая всегда пытается докопаться до правды, даже когда против нее оборачивается весь мир? Или это история истеричной скандалистки, которая просто не может жить не устраивая вокруг себя шумиху?Или же это история Митча Кесслера, человека который, может быть, совершил несколько ошибок в своей карьере, но все же не заслуживает быть так позорно изгнанным из своего шоу? Или может все правы насчет Митча, и он в самом деле заслуживает того, чтобы его ставили в один ряд с Вайнштайнами этого мира? Или же это история незадачливого продюсера шоу Чарли Блэка, который изо всех сил пытается взять разваливающуюся телепередачу под свой контроль, но лишь все больше осознает, что у него нет контроля над шоу? А может это история всех людей, работающих над шоу, которые оказываются между огнями всех этих политических интриг, предательств и махинаций, и они просто становятся невольными жертвами последствий всего этого кошмара? Вот в чем довольно жуткий момент: ответом сериала по сути становится тот факт, что все эти истории правдивы… и в то же время все они неправда, когда это выгодно и удобно. “Утреннее Шоу” это довольно циничный взгляд на закулисье телевизионных новостей в капиталистическом обществе. В этом мире самое главное это прибыль, имидж и рейтинги. Мораль, принципы, этика и человеческие жизни - лишь пешки на доске большей системы. Они выставлены напоказ, когда это выгодно, и точно так же быстро оказываются спрятаны от глаз зрителя, когда от них нет выгоды. В этом плане шоу порою показывает нечто действительно страшное. Примерно в том же плане, в котором я очень страшным находил “Карточный Домик”. Но, в отличие от последнего, это далеко не все, что “Утреннее Шоу” может предложить. Под жутким портретом жестокого закулься новостей прячется что-то человечное. Сериал как раз про это противостояние: доброй стороны человеческой природы и холодной системы, которая пытается ее раздавить. Также должен отметить, что это, наверное, самый лучший известный мне сериал, который активно изучает феномен #MeToo и как именно всплывают сексуальные скандалы. Тут сериал делает что-то феноменальное. С самого начала истории нам показывают перспективу Митча Кесслера и его проблемы. Постепенно формируется сомнения о том, в самом деле ли он заслуживает позорного клейма “сексуального хищника”. Большую часть сериала его попытки спасти свою репутацию и карьеру кажутся чем-то, чему можно сопереживать. Но затем сериал делает поворот на 180 градусов и уже показывает перспективу жертв домогательств Митча, обращая внимание на то, как устроен силовой дисбаланс в итоге ведущий к культуре, где все пытаются молчать о подобного рода вещах. Сериал также очень хорошо демонстрирует, что увольнение Митча - это скорее попытка быстро замести проблему под ковер, чем реально ее решить. И что расследования, которые, как правило, следуют за подобного рода скандалами, чаще проводятся для того, чтобы убедиться, что подобные скандалы больше не всплывут, а не для того, чтобы реально избавиться от культуры домогательств и молчания.В общем да, я был в полном восторге от этого сериала. Очень мощный старт для Apple +. Всем рекомендую. Только запаситесь валерьянкой
2. Часовые (Watchmen).
Для забавного контраста с огромными текстами, которые я написал про все предыдущие сериалы, мне трудно сказать что-либо про новых “Часовых”, что я уже не успел сказать в своей отдельной статье про сериал. Я был совершенно не готов, к тому, насколько хорошим окажется этот сериал. Я не ожидал ничего подобного от шоураннера Деймона Линделофа - человека, предыдущие работы которого мне категорически почти все не нравилась. “Часовые” от НВО - это невероятной крутой сай-фай сериал и аллегория почти всего, что происходит в нашем мире сегодня. Он невероятно круто снят, в нем шикарная актерская игра, стильный саундтрек. Он делает множество интересных и необычных вещей с текстом оригинального комикса. И да, я не побоюсь этого сказать, я считаю сериал даже лучше комикса. Я восхищен тем, что кому-то хватило смелости взять исходный материал со столь культовым статусом, чтобы делать из него нечто столь необычное и экспериментальное. В любой другой год это наверное было бы беспорно моим любимым сериалом года. Но в этом году был один сериал, который был чуточку лучше…
- Дрянь, 2-й сезон (Fleabag)
Если вы меня знаете лично, то в какой-то момент я наверняка вам прожжужал уши о том, какой офигенный сериал этот “Fleabag”. Я наверняка говорил о великолепии Фиби Уоллер Бридж, о необычном стиле сериала, о том что он меня чуть не разрушил и отправил в депрессивный эпизод, после чего как-правило от слушателей следовал вопрос “стоп, ты же вроде бы говорил что это комедия?”. На что я отвечал: Да! Это в самом деле комедия! Но не все так просто, позвольте я объясню…“Дрянь” - это сериал созданный Фиби Уоллер Бридж, в основе которого лежит одноименная пьеса, тоже созданная ею и с ней в главной роли. Это сериал про женщину из Лондона, которую просто зовут Дрянь. Нет, я не обзываюсь. В сериале и пьесе в самом деле героиню ни разу не называют по имени и в титрах имя персонажа просто говорит “Дрянь”. В отличии от остальных шоу в этом топе, у “Дряни” невероятно простой и понятный сюжет. Или так кажется в начале. Это просто сериал про жизнь девушки по имени Дрянь. Девушки, у которой явно куча проблем. Она одинока, у нее напряженные отношения с ее сестрой и отцом, почти враждебные отношения с ее крестной матерью, которая состоит в романе с ее отцом. Ее собственный бизнес, маленькое кафе, тематически построенное вокруг морских свинок, стремительно разваливается. Ко всему прочему, она явно травмирована недавним суицидом своей лучшей подруги и изо всех сил пытается заполнить эту жуткую пустоту внутри себя плохим сексом с множеством неприятных мужчин, алкоголем и другими способами. Дрянь может быть порою очень неприятным человеком и совершать очень плохие поступки. Но на протяжении всего этого она делает нечто неожиданное. Время от времени, почти в каждой сцене, она ломает четвертую стену и обращается к зрителю. Это довольно старый театральный трюк, но “Дрянь” придает ему новую окраску. Потому что камера почти всегда в такие моменты находится близко к Дряни, и она высказывает свои настоящие мысли в эти моменты зрителю. Иначе говоря, зритель по сути становится чем-то вроде невидимого друга Дряни. Очень близкого друга. Только в эти моменты Дрянь высказывает свои настоящие мысли, показывает настоящую себя. Она не всегда даже что-то говорит в такие моменты. Иногда она просто корчит гримасу или смотрит в камеру, будто-бы обмениваясь с нами взглядом, реакциями на происходящее. И на протяжении сериала трудно не начать видеть мир глазами Дряни. Что бы плохое она ни сделала, как бы низко ни пала, мы всегда довольно хорошо понимаем почему так случилось, что привело к такой ситуации. Мы видим, какими паршивыми по отношению к ней бывают окружающие люди, включая даже родных. Каким жестоким кажется порою окружающий мир, как все валится на голову нашей несчастной героине. Нам начинает казаться, что все плохое в жизни Дряни - это результат внешних сил, других людей, окружения, неприятных жизненных обстоятельств. А затем… Окей, тут мне придется проспойлерить финал первого сезона, за что я извиняюсь, но я просто не могу полностью объяснить прелесть сериала, если не сделаю этого. В конце первого сезона, мы выясняем что на самом деле во всех бедах жизни Дряни виновата почти всегда сама Дрянь. Что она сама довела свою жизнь до этой точки, или что даже возможно она всегда была такой. И в этот момент вся эта фишка с четвертой стеной переворачивается с ног на голову. Теперь мы знаем, что Дрянь, которую мы знали как зритель, которая обращалась к нам через 4-ую стену, - это тоже фасад. Да и вообще, мы должны были догадаться намного раньше, потому что все в жизни Дряни указывало на это почти с самого начала. Черт, может вы и в самом деле предугадали этот твист задолго до финала сезона. В этот момент, Дрянь в последний раз смотрит в камеру, после чего она начинает убегать от нее, избегать взгляда со зрителем, начинает плакать, в то время как ее хрупкий мир рушится вокруг нее. У меня в этот момент была просто неописуемая буря эмоций. Разумеется, мне сразу стало страшно жаль Дрянь. Затем мне было стыдно, что я все еще сопереживаю этому персонажу, несмотря на то, что она сделала нечто непростительно ужасное. А затем мне было стыдно, что я ее все еще мысленно осуждал после всего этого. В моей голове был голос, который хотел обнять Дрянь, голос, который кричал осуждающие вещи на первый голос, и был третий голос, который хотел дать второму голосу пощечину и закричать: Кем ты себя возомнил? Кто тебе дал право осуждать людей? Ты не знаешь каково ей на самом деле. Не знаешь, что ею движет. Какое право ты имеешь осуждать Дрянь? В этом для меня и заключается прелесть “Дряни”. Я никогда не испытывал настолько сильное чувство эмпатии к вымышленному персонажу. Никогда так не переживал за человека, которого, скорее всего, на самом деле нет. Никогда не было такого чувства, что Дрянь это словно очень близкий друг, у которого много проблем. Возможно, они совершают плохие вещи, и возможно наши отношения токсичны. Но я не все равно не могу перестать сопереживать. Не могу перестать грустить в моменты, когда им плохо. Не могу не испытывать боль, когда я вижу что им больно. Этот сериал просто дьявольски великолепно написан. Все его персонажи, весь его мир кажутся реальными, естественными. Фиби Уоллер Бридж феноменальна в главной роли. Все актеры тут феноменальны. Сам сериал на самом деле гораздо интереснее и глубже, чем то описание, которое я ему дал в последних нескольких абзацах. Я специально не говорил почти ничего про второй сезон. Первый сезон шикарен и я все равно рекомендую его посмотреть, несмотря на мои спо. Но второй сезон - это возможно самое идеальное произведение, которое я когда-либо видел на телеэкране. Я описал общую фишку шоу, чтобы дать вам представление о том, что это за сериал. Но поверьте, второй сезон преподносит очень много сюрпризов и много добавляет ко всему сказанному. Это очень непростой сериал. Он касается множества неприятных тем, не боится быть открыто неприятным, мерзким. В нем есть невероятно депрессивные сцены. Он наверняка легко сможет довести многих людей до слез. Но я все же считаю, что оно того стоит. Это особенный сериал. И я рекомендую его попробовать абсолютно всем. Это подарок, который вы просто обязаны сделать самим себе.