Черт в табакерке: Ретроспектива по Хеллбою, Часть 2-я

Jun 02, 2017 00:30


Эти унылые злодеи


Раз уж мы частично затронули тему комиксов, то можно поговорить и о злодеях. Включая Распутина, и по сути в фильме аж четыре. Это сам Распутин, его любовница Ильза, нацисткий ниндзя-зомби-киборг (?) Карл Руперт Крёнер, и куча Самаэлов. И все они довольно скучные.
Главная проблема в том, что их просто слишком мало, чтобы как-либо проникнутся их мотивацией и планами. Распутин и Ильза редко появляются, а даже когда появляются, то не дают никакой ценной информации, потому что иначе бы они слишком рано раскрыли свои планы зрителю. Ильза в этой картине особенно обидно маленькую роль получила. Она просто любовница Распутина, которая весь фильм слепо за ним следует, и все ее цели, и желания- его цели, и желания. Только в момент смерти ей дается какой-то интересный момент характеризации, когда она целует уже мертвого Распутина, и говорит что-то с осознанием того, что они все это время были лишь пешками в этой истории. Это довольно интересный момент (и более романтичный из двух поцелуев в картине) но его мало, и ему действительно нужна была хоть какая-нибудь сюжетная основа.
С Распутином тоже обидно, если вы знаете его роль в комиксах. В фильме он просто такой вот злой колдун с Лавкрафтофским богом внутри своего тела. Им трудно проникнутся и ему трудно сопереживать, потому что сопереживать нечему. He’s just evil. Это грустно, потому что в комиксе он был таким-вот фоновым злодеем на протяжении нескольких томов. И у него была своя довольно интересная арка. Он первые несколько комиксов пытался устроить апокалипсис, как он это делает в фильме, но постепенно начинал осознавать, что является всего лишь пешкой в руках древних злых богов. И с воодушевления своей родственницы Бабы Яги…ой, а я не говорил? В этом мире есть Баба Яга, и для вселенной Хеллбоя она является таким вот Таносом вселенной Марвел. Так вот, с ее воодушевления Распутин решает попытаться сделать что-то большее в своей жизни и выйти из-под контроля высших сил. Это все довольно интересное развитие персонажа, и Распутина даже как-то жалко во всей этой истории. Я без понятия, почему Дель Торо, который постоянно говорит о том, как важно делать монстров и злодеев человечными и понятными зрителю, решил все это пустить под откос.
Больше всего экранного времени получают Крёнер и Самаэлы. Но им трудно занять нишу интересных злодеев, потому что они просто пешки Распутина. Они ничего не говорят весь фильм, и просто слепо следуют его воле. Опять же, в комиксах Крёнер совершенно другой. Он может говорить, он вполне интеллигентный и еще он доктор. Окей, превратить его в крутого зомби-ниндзя-киборга было довольно офигенным апгрейдом, но для этого не обязательно было лишать его голоса и мотивации. К тому же, фильм его просто сливает. Зачем-то Распутин оставляет Кренера на пути у Хеллбоя, чтобы они сразились. Я не пойму, зачем Распутин так просто жертвует своей лучшей пешкой, как и не понимаю, на кой фиг, когда он так близок к цели, он вдруг рискует убить Хеллбоя и оставить врата ада закрытыми.
Печальная роль Лиз Шерман


В общем, я фолловю Дель Торо на твиттере, и активно читаю интервью с ним, и могу с полной уверенностью сказать, что Дель Торо очень симпатизирует движению феминизма, и старается писать более прогрессивных женских героинь. И у него даже получается иногда очень хорошо. Мако Мори в „Тихоокеанском рубеже” стала чем-то вроде мини-иконы, и получила даже названный в честь себя тест. Ну, и я все еще считаю, что “Лабиринт Фавна” это одна из самых супер-феминистких вещей на свете.
Но черт возьми, до чего же он плохо начинал…ах…
Лиз Шерман (Сельма Блэр) это самый главный женский персонаж в фильме, и вместе с вышеупомянутой Ильзей, они составляют две женщины с активными ролями на весь фильм. Мало того, что это не круто само по себе, у Лиз в картине ужасно незавидная роль. Она обладает способностью пирокинеза, по идее самой сильной на весь фильм. Беда в том, что контролирует она ее фигово, и лучше всего умеет взрываться в моменты гнева или паники. И в такие моменты все вокруг умирают, и разумеется, Лиз была жертвой буллинга, разумеется, у нее умерли все близкие и родители. И все это плохая метафора травмы, депрессии и т.д. Мы поговорим о синдроме Людей Икс как-нибудь в другой раз. Вернемся к Хеллбою.
Для начала, само по себе уже отстойно то, что у Лиз есть такая офигенная сила, но она не может ее контролировать. Это очень плохой троп, который часто выпадает женским персонажам с какими-либо суперсилами. Во-вторых, со стороны Лиз очень глупо и безрассудно то, что она пытается жить среди обычных людей в психбольнице, когда прекрасно знает, что в любой день может по случайности спалить все чертям. Вместо того чтобы, скажем, жить под присмотром Бюро в каком-нибудь огне-непроницаемом комплексе.
Но куда хуже тот факт, что в сюжете Лиз играет всего две роли, и обе пассивные. Первая: роль палки, которую перетягивают туда-сюда Хеллбой с Майерсом в своем мерянии писюнов. Вторая: становится в конце дамой в беде, которую Хеллбою надо спасать. Ну, и так как она технически несколько секунд мертва, и это мотивирует Хеллбоя начать открывать врата ада, я думаю мы технически можем дописать сюда еще и женщину в холодильнике.
И ее роль в треугольнике еще можно было как-то хорошо решить. Есть сцена, где она объясняет Майерсу что на самом деле слабо заинтересована в романе с ним или Хеллбоем. Но это выброшено в окно, как только Хеллбой спасает ее от смерти. И это может показаться пуританством с моей стороны, но их роман просто очень неправильным мне кажется. Рон Перлман в гриме выглядит так, словно ему почти 60, а Сельма Блер еще недавно играла подростков в школьных драмах. У них ужасная разница в возрасте, и это просто…мерзко как-то.
О, ну и ничего подобного не было в комиксе. В комиксе у них не было романа, и они были просто друзьями и сотрудниками. И Лиз умела более-менее контролировать свои силы, и была вполне себе активным сильным женским персонажем, пускай ее и приходилось пару раз спасать.
А, ну вот еще худший момент. В самой напряжённой боевой сцене, чтобы спасти Хеллбоя от смерти, Лиз должна взорваться, и для этого просит Джона ударить ее. Йеп, народ, насилие над женщинами- вот что спасает день в этой сцене.
Как оно снято
Дель Торо вроде и до Лабиринта Фавна был известен как какой-то крутой художник-режиссер, с отличной визуальной составляющей фильмов, но, если честно…я не вижу откуда эти восторги появились. Первый Хеллбой, снятый все тем же несменным оператором Гильермо Наварро, снят довольно непримечательно.
Окей, да, круто что они тогда еще снимали на пленку, и у фильма в самом деле есть такой вот оттенок грязи и ржавчины, потертости, которого труднее добиться, снимая на цифру. Цветовая палитра чуточку интереснее чем у других стандартных боевиков, и есть милые декорации, но на этом все. Почти весь фильм снят как-то очень тесно, и трудно прочувствовать какое-либо чувство сеттинга или атмосферу.
Хуже всего удались экшен сцены. В том 2004-ом году они вроде как еще неплохо смотрелись, но сегодня просто ужасно выглядят. По сути тут есть две их категории, которые постоянно сменяют друг друга. Одна это CGI драки, когда монстрам нужно делать быстрые движения, но так как это невозможно в этих тяжелых латексных костюмах, они сделали это при помощи компьютерной графики. Видимо, кто-то там в студии понимал, что модельки выглядят очень нереалистично, а потому двигаются монстрики и Хеллбой в этих сценах очень быстро, и все их движения размыты, чтобы зритель не успевал замечать эти недостатки графики. Но выглядит очень плохо все равно это дело. Я почти никогда не мог понять, что толком происходит в этих сценах.
В других драках уже удается драться актерам в костюмах. Но как я уже сказал, костюмы Самаэлов очень тяжелые и неловкие, а потому эти драки, в контраст с предыдущими, ужасно медленные и невпечатлительные. И я бы еще это простил, да только монтаж вбивает последний гвоздь в крышку этого гроба, делая переходы в худшие возможные моменты и убивая любой эффект ударов.
Остается смотреть только на крутые практические спецэффекты, которые радуют, но их очень мало. Даже по тогдашним временам у первого Хеллбоя был довольно маленький, для супергеройского блокбастера, бюджет.
Вот что меня беспокоило очень давно, еще с самого детства, и беспокоит до сих пор. В середине картины Хеллбой с поддержкой спускаются в канализацию чтобы найти и уничтожить все оставшиеся личинки Самаэлов. Хеллбой ввязывается в бой с одним Самаэлом в метро, и остается отрезан от остальной группы. Эйб, и несколько других агентов, остаются сами в комнате, и всех кроме Эйба перебивают новые Самаэлы. В этой комнате их двое, и после того, как Хеллбой убивает еще одного, вылупляется еще парочка. Короче в метро теперь как-минимум четыре здоровых Самаэла, и один прячущийся в уголке Эйб Сапиен. И нам за весь фильм так и не показывают, и не рассказывают, что же с ними случилось. Я серьезно. Я даже специально достал режиссерскую версию фильма, чтобы проверить не была ли там вырезана сцена. Нет, не была. Эйб вылезает из воды, комната кишит Самаэлами, Эйб жмет на кнопку СОС на своем радиопередатчике, и все. После этого у нас переход к следующей сцене в Бюро, где Эйб находится в специальном контейнере, где залечивает свои раны, а Маннинг зачитывает нотации Хеллбою. И никто даже словом не обмолвливается на тему того, как они вообще оттуда выбрались, и что случилось с оставшимися четырьмя Самаэлами.
Я очень прошу кого-нибудь забежать ко мне в комментарии, и попытаться объяснить мне не упустил ли я чего, потому что спустя много лет и несколько пересмотров фильма я до сих пор не могу поверить, что там есть сюжетная дырка таких масштабов.
Спасти кошку, часть 2-я


Надо же, я совсем не ожидал что у меня будет тут своеобразная тема, гарцующая из статьи в статью, но да, так случилось что нам снова пора поговорить про “Спасение кошки”. Для тех, кто не в курсе что это- читайте мою статью о „Стражах Галактики”.
В общем, в Хеллбое тоже кто-то писавший сценарий решил, что нужно дать зрителю повод сопереживать главному герою. И мягко говоря, я без понятия зачем в данном случае. Вот какое дело: момент со спасением кошки, как правило, необходим в сюжетах, где герои занимаются сомнительным видом деятельности или просто не делают что-то явно хорошее. В Стражах Галактики такой момент был необходим, потому что Питер Куилл- бандит, контрабандист и шарлатан. Но Хеллбой у нас как бы работает на правительство, защищает нас каждый день от всяких нечистых сил, не требуя особенной благодарности. У нас в общем-то нет особых причин не любить этого парня, ну, разве что за исключением его вспыльчивого характера.  Черт, я даже считаю, что было бы лучше, если бы у него не было момента со спасением кошки. Если бы это просто была его работа, и ее нужно было кому-то делать. Эй, знаете, кому очень легко сопереживать? Парню, у которого фиговая работа, к которой он привязан намертво. Мы все были там.
Но нет, у нас есть момент со спасением кошки. Причем, в буквальном смысле. Посреди драки в метро, кто-то роняет коробку полную котят (что за растяпы?) и Хеллбою приходится реально спасать коробку котят. Знаете, мне кажется человека, который такое написал, нужно было выгнать из уроков сценарного мастерства в киновузе.
Но как бы там ни было, это происходит. И это полная хрень. Хеллбой дерется с огромным чудищем, решает, что в его руках эти котята будут в большей безопасности. Он не отталкивает коробку в сторону, не пытается ее отдать хозяйке котят. Нет, он берет ее в руки, и идет драться с огромным монстром. Эти котята были в большей безопасности на полу, чем в руках Хеллбоя.
Вообще, я тут подумал, что этот момент дважды ненужный, потому что у Хеллбоя уже был момент спасения кошки, когда он спас Майерса от едущих машин на шоссе. Так что да, я без понятия, какого фига в этом фильме аж два момента спасения кошки.

Заключение
В общем да, я удивлен тому, что увидел. Как уже было сказано, “Хеллбой” фильм не плохой, он просто до уныния посредственный, с кучей заметных проблем, которые тянут его на дно.
Присоединитесь ко мне в следующий раз, когда я буду говорить о сиквеле…где-то в конце месяца…может быть.
Will it get worse? Will it get better? Tune in to find out!
Same Hell-site! Same hell-time!

Хеллбой, hellboy, Рон Перлман, Гильермо Дель Торо

Previous post Next post
Up