Черт в табакерке: Ретроспектива по Хеллбою, Часть 1-я.

Jun 02, 2017 00:28




Изначально, у меня ни разу не было в планах пересматривать обоих “Хеллбоев”. И я клянусь, это было просто огромное совпадение что я пересмотрел первый фильм незадолго до внезапного анонса, что у нас будет ребут. Из того, что я помню, мне хотелось посмотреть фильм с кучей классных монстров, а пересматривать какую-либо из частей “Звездных Войн” уже надоело. Так получилось, что я вспомнил про “Золотую Армию”. А затем, захотелось освежить память и пересмотреть и первую часть заодно. И вот мы здесь.
Я честно говоря никогда не был в особом восторге от первого фильма, и лишь долгое время притворялся что тащусь от фильма, потому что столько усилий ушло на то, чтобы его заполучить в коллекцию. Но, как бы там ни было, он стал частью меня тогда, сильно повлиял на мой стиль, и открыл мне одного из моих любимых режиссеров.
Однако, пришло время посмотреть на них моим новым, профессиональным, критическим взглядом, и разобраться что они делают хорошо, а что плохо.
Синопсис:
Для тех, кто не в курсе, Хеллбой это фильм по одноименной серии комиксов Майка Миньолы. Фильм (и комиксы) повествуют от титульного персонажа, который является чертом из ада, которого привели в наш мир через портал нацисты-оккультисты, но затем его перехватили союзники, вырастили его, и теперь он работает на Бюро Паранормальных Исследований и Обороны, защищая мир и человечество от всякой враждебной нечисти.
Фильм основан по большей части на первом комиксе “Семя разрушения”, но отчасти и на “Wake the devil” и других. Как и в них, Хеллбою противостоит сам Григорий Распутин, который когда-то помог нацистам привести его в этот мир, и теперь с его помощью собирается устроить апокалипсис выпустив на мир древних демонов Огдру Джахад.
Все хорошее
У меня очень много претензий к обоим фильмам, а потому мы сначала поговорим обо всем том, что фильм делает правильно.
У Дель Торо есть проблемки с кастингом (о которых мы поговорим позже), но по-большей части он тут попал в точку.
Рон Перлман- это шикарнейший актер. Он до сих пор является одним из моих самых-самых любимых актеров на свете, и я рад каждому его появлению на экране. Он хорош даже в очень плохих фильмах, типа “Время Ведьм”. Но до этого он всегда был актером второго плана, в основном. В Хеллбое у него наконец-то роль первого плана, и боже мой, до чего же он шикарен. Мужик просто излучает харизму в каждом кадре. Он был идеальным актером для этой роли. И он по-честному весь фильм играет в гриме и костюме. В каждой сцене. Отдается роли на полную. Плюс, ему уже было 53 года на момент, и он офигеть какой тут накачанный. Я могу только мечтать выглядеть так же хорошо в его возрасте.


Я тут, пожалуй, уйду в мини-рант на тему того, что я считаю современную культуру актеров испорченной. Всяким мордашкам Голливуда платят миллионы долларов, устраивают им шикарную жизнь во время съемок и всячески их пиарят, когда они этого ни разу не заслуживают. Я очень небольшой фанат Дженнифер Лоуренс. Она очень хороша в некоторых фильмах, но меня очень раздражает ее подход к работе. Она не хотела быть слишком долго в гриме в “Людях Икс: Апокалипсисе”, и из-за того, что она известная актриса, ей позволили, и вот, Мистик ходит в своей человеческой форме без какой-либо на то причины. И было бы еще ради чего, так ведь нет, ДжейЛо ходит весь фильм с выражение тотальной скуки и незаинтересованности на лице. И ей за это дали 8 миллионов долларов.
Рон Перлман это ветеран кино, который сыграл множество ролей в гриме, озвучил множество персонажей и до сих пор работает в свои 67 лет. Он не получает даже приблизительно похожих ганараров. И зря. Рон Перлман это усердный актер, и он заслуживает статуса суперзвезды куда больше всяких Дженнифер Лоуренс, Криса Прэтта, Генри Кавилла и других. Он заслуживает того, чтобы о нем знали все, а не только гики. Его имя должно быть на постерах к фильмам. Он обалденный и я его обожаю.
Не меньшей похвалы заслуживает и Даг Джонс- еще больший ветеран кино, который почти всю карьеру играет разного рода монстров и чудовищ, почти всегда в очень сложных костюмах и неудобном гриме. Вы наверняка видели его кучу раз видели, но никогда не знали, что это он и как его зовут. Такие же почести нужно отдать Брайану Стииле и Ладиславу Берану, игравших монстров в фильме. Все это актеры, которые специализируются на таких ролях, и которым практически никогда не воздают почести или похвалы. Я считаю, что это мой священный долг, как человека ценящего техническую составляющую кино, сказать всем этим людям огромное спасибо.
Из персонажей, который не ходят весь фильм в латексных костюмах, покойный Джон Херт, как всегда, феноменален и придает каждой сцене с собой пафоса и таинственной атмосферы. Джеффри Тамбор очень классно играет типичного злого босса B.R.P.D. Тома Маннинга.
Здесь есть так же море милых декораций. Сама база B.R.P.D. получилась очень милой и правдоподобной, и мне очень хотелось бы чтобы из нее сделали аттракцион в каком-нибудь Universal парке.
На этом у меня, пожалуй, все. Знаю, не густо для фильма, который я вроде бы еще не заклеймил совсем плохим. Но это на самом деле хорошо иллюстрирует всю ситуацию с фильмом. В „Хеллбое” по сути нету почти ничего прям совсем плохого, на что можно жаловаться. Но есть много очень странных и непонятных решений, которые делают фильм намного хуже, чем он мог бы быть. Давайте же перейдем к ним.
Ориджин без ориджина, и самый бесполезный персонаж-суррогат


Одна из первых вещей, которые сразу сбивают с толку, это то как фильм начинается. Первые несколько минут картины явно готовят нас к тому, что перед нами щас будет Origin story. История о том, как наш герой стал героем. Как его нашли маленьким чертенком солдаты, вырастили, и как постепенно он начал защищать мир от зла. Это уже немного сомнительное решение. Ориджин истории всегда очень скучные сами по себе, да и к тому же у Хеллбоя его история происхождения вообще не играет особо важной роли.
Но затем фильм внезапно берет, и прыгает на много лет вперед, и истории ориджина у нас нет. Она пропускается. Вместо этого мы прыгаем на много лет вперед, примерно в наши дни (хотя все выглядит очень а-ля 90-ые). Сначала мы еще фокусируемся на все том же докторе Блуме, который является приемным отцом Хеллбоя. Но через пару минут фокус сюжета переходит на…
Джона Ти Майерса. Юного агента ФБР, которого переводят в B.R.P.D. и делают вроде как новым то ли опекуном, то ли напарником Хеллбоя, и потихоньку вводят его в повседневный мир этой организации. Если вы не поняли еще, это наш с вами персонаж-суррогат. Это герой, через призму которого мы будем наблюдать за основным сюжетом. И это, пожалуй, сама по себе самая большая проблема всего фильма.
Во-первых, потому, что Джон Ти Майерс сам по себе ужасно скучный. Его играет скучный майонез Руперт Эванс, которого никто не помнит и не знает. Это большая проблема Дель Торо, особенно в его Голливудских картинах. При своем умении собрать каст из шикарных актеров вторых ролей, он почему-то всегда ставит в центре внимания ужасно скучного белого актера, у которого ноль харизмы.
Вторая проблема тут в том, что Джона Ти Майерса ОЧЕНЬ МНОГО в фильме. Я не засчитывал время, но мне кажется, что экранного времени у него ровно столько же, если не больше, чем у настоящего главного героя картины- Хеллбоя. Что само по себе не было бы большой проблемой, если не третья проблема.
Джон Ти Майерс абсолютно бесполезен в сюжете. За исключением небольшой штуки, которую он делает в финале (мы поговорим о ней позже, не волнуйтесь) Джон Ти Майерс на протяжении всего фильма не делает ничего особо важного, и не играет роли, которую нельзя было бы переложить на любого другого персонажа.
Давайте взглянем на других известных персонажей-суррогатов последних лет: Джей из Людей в Черном, Эггзи из Кингсмана, Ватсон из Шерлока (возьмем за пример БиБиСишного), Макс в Дороге Ярости. Все это герои, которые попадают в историю, поначалу не знают, что происходит, и по сути вынуждены большую часть сюжета наблюдать за нарративом другого, настоящего главного героя картины. Но в отличии от Майерса, у них всех есть важная роль в сюжете. Джей становится настоящим главным героем Людей в Черном, и весь фильм как бы служит его ориджином. Эггзи тоже принимает роль протагониста, когда его наставник Гарри умирает. Джон Ватсон спасает Шерлока в финале первого эпизода. Ну а Макс так и вообще делает много чего полезного всю картину, но ключевым пожалуй становится момент, когда он спасает Фуриосу в конце.
А что Джон Ти Майерс? Ну, он один раз отстреливает Самаэла, когда тот нападает на Хеллбоя, но эта ситуация кажется настолько надуманной, что сразу видно, что она нужна лишь для того, чтобы дать Майерсу что-то делать в сцене. Он возвращает Лиз в стены Бюро, но в целом и без того не было никакого смысла в том, что она там не была с самого начала. Брум (Джон Херт) вроде как готовит его как свою замену, как такого вот человека из бюро, который будет приглядывать за Хеллбоем после смерти Брума. Но я без понятия, чего он выбрал именно Майерса на эту роль. Они говорят что-то о его добром чистом сердце, но это ни разу не проявляется за всю картину в какой-то важной сцене (да, мы поговорим о финале позже, подождите еще чуть-чуть).
Самое большое влияние на сюжет, которое он оказывает, происходит в тот момент, когда он создает такой вот неловкий любовный треугольник между собой, Лиз и Хеллбоем. И мне ужасно не нравится этот элемент, особенно с учетом того, что поначалу Майерс кажется в самом деле милым наивным парнем, который переживает за Лиз, но видимо он на самом деле на нее запал, что как-то портит его имидж чистого непорочного рыцаря. Мне очень бы хотелось, чтобы этот треугольник был только в голове у Хеллбоя, и что Майерс для Лиз только друг, но Хеллбой по-своей юношеской тупости ревнует без причины и видит соперника. Но нет, видимо Майерс в самом деле пытается подкатить к Лиз. И весь этот конфликт между ними тремя разрешен всего одной фразой в финале, и ни к чему по сути не приводит.
И вот у нас есть скучный герой, который отнимает экранное время у другого, куда более харизматичного протагониста картины, не имеет своей арки, не делает в сюжете ничего значимого и полезного. Но при этом, ему уделяется много времени и внимания. И он портит то, что в перспективе могло быть очень крутым сюжетом. У нас тут пафосная история про апокалипсис, но мы наблюдаем на нее через глаза чувака, который просто проводит первую неделю на своей новой фиговой работе. Майерс не заводит ни с кем из сотрудников Бюро, кроме Лиз, никаких особых интересных отношений. И это могло бы сработать в таком-вот фильме типа Людей в Черном, где есть такая вот ирония в том, что для наших героев спасение мира это всего лишь еще один унылый день в офисе. Но это не помогает, когда все конфликты картины, все арки, все эмоциональные ставки нам показаны не из глаз героев, с которыми они происходят, а из глаз парня, который просто там…стоит себе, рядышком с настоящими героями картины…словно тот школьник, который стоит один в углу на школьной дискотеке, потому что не умеет танцевать.


Финальный кадр картины это трындец на грани самопародии. Хеллбой получает свой героический финал, спасает мир, спасает девушку, целует ее в губы под красивую музыку, плюс она для пафоса еще и горит своим магическим синим пламенем (каким-то образом, не сжигая на них обоих одежду, но ок) и этот эротический момент испорчен, когда камера слегка отьезжает и Майерс все еще там, рядом с ними смотрит на все это, и его закадровый голос читает какой-то дурацкий пафосный монолог. Серьезно, этот кадр- ненамеренная идеальная метафора его роли во всей картине. Он смотрит на этот эротический поцелуй, как третье колесо. Никому не нужный и бесполезный.
Давайте поговорим об этом дурацком финале
В общем, единственная важная вещь, которую Майерс делает за весь фильм - это момент, когда он в финале вроде как убеждает Хеллбоя не уничтожать мир. Я специально не стал засчитывать эту сцену, как важный момент для Майерса, потому что эта сцена нереально тупая сама по себе, и, возможно, вторая худшая вещь в фильме.
Расклад такой: после очень напряженной битвы с кучей Самаэлов, Хеллбой, Лиз и Майерз попадают в плен к главному злодею картины- Распутину, и в небе вот-вот откроется портал в другое измерение. Распутин сначала вежливо просит Хеллбоя открыть врата и впустить в наш мир демонов Огдру-Джахад тем самым начав Апокалипсис. Сначала он предлагает ему власть, и быть королем в этом будущем новом мире, но Хеллбой отказывается. Тогда Распутин высасывает жизнь из любовного интереса- Лиз, и теперь более убедительно просит открыть врата в обмен на ее жизнь. Хеллбой соглашается, и выполняя часть ритуала, он произносит свое настоящее имя, у него отрастают роги, и он становится всем из себя таким вот жутким злым чертом. И кажется, что все уже потеряно, но Майерс в этот момент умудряется докричаться до Хеллбоя, бросает ему отцовский крестик, и говорит, что у Хеллбоя есть выбор. Выбор, который дал ему его отец. Хеллбой сразу же выбирается из этого своего демонического транса, отрывает свои рога, и убивает ими Распутина. Уии, день спасен. Ну, как-бы. Осталось только убить огромного Лавкрафтовского осьминога, который вылез из Распутина после его смерти.
У меня куча проблем с этим финалом. Для начала сама мотивация Хеллбоя в этой сцене. Он вроде как начинает открывать врата в обмен на спасение своей любимой Лиз. Но затем просто забивает на это без какой-либо причины, отчего хочется спросить: нафиг он начал вообще? О, и если вы думаете, что это решение будет иметь какой-либо вес и нести последствия, и Хеллбою придется долго переживать насчет того чем он пожертвовал ради спасения мира? А вот хрен! Лиз все равно выживает, потому что Хеллбой сделал какое-то вуду. Он каким-то образом уговорил потусторонние силы вернуть ее. С каких пор он это может? Он так может воскресить своего отца? Или своих умерших сотрудников? Или это работает только с недавно почившими?
Плюс, до чего же он быстро выбрался из этого демонического транса своего. Он так пафосно себе отрастил рога, и вообще вся сцена обыграна так словно shit just got real. Но левый чувак с улицы Майк Майерс сказал какую-то полу-философскую чепуху, и бац! Хеллбой очнулся и решил отменить Апокалипсис. Я хочу провести параллель с тем, как та же сцена была обыграна в комиксах. Да, там случилось практически тоже самое, но обыграно оно было иначе. Богиня Геката поймала Хеллбоя и вместе со всякими демоническими силами начала просить его впустить в наш мир демонов Огдру Джахад. Но Хеллбой практически сразу послал это все нафиг, оторвал себе рога, и пошел по своим делам, оставив всех демонов тихо охуевать. Это было смешно и хорошо-характеризовало самого Хеллбоя. Это был намеренный анти-клаймакс. Хеллбою в комиксах откровенно пофиг на свою судьбу и предназначение. Он простой такой себе чувак, и в этом вся и ирония сцены: ему предлагают мир и стать богом, а он такой “не, пасиб”. И его не нужно никак соблазнять спасением дорогих ему людей. И в комиксе это происходит всего лишь в середине сюжета, и так, между делом.
В фильме это наш грандиозный финал, то, к чему все шло. И это ужасно разочаровывающий поворот.
Другой момент - это сами позиции Распутина и Майерса, в которых тоже нет никакого смысла. Распутин начинает с того, что обещает Хеллбою позицию бога нового мира и любовь всей жизни рядом с ним. Но как только Майерс начинает ему кричать о том, что у него есть выбор, Распутин давит на обратную педаль и кричит “Нет! У тебя нет выбора! Открывай врата ада!”. Мне одному кажется, что все как-то наоборот должно быть? Распутин тут должен соблазнять выбором, и этим вот юношеским чувством бунта и властью. Делать позицию свободы выбора позицией Майерса очень глупо, учитывая то, что “свобода выбора” тут- это оставаться на поводке у правительства и молча спасать мир не задавая вопросов. Майрес тут должен на другое давить. Он должен напомнить Хеллбою, что этот гад Распутинг, на минуточку, убил папашку Хеллбоя.
Потому что вот какая арка у нашего Хеллбоя- он весь фильм жалуется на то, что его держат взаперти, и он хочет наружу, к людям, к Лиз. Он хочет найти место, где будет чувствовать себя как дома, где его примут и будут любить. И было бы здорово если бы Распутин пытался на это давить, пытался ему сказать, что там, за вратами ада, его ждет этот мир полный демонов, где он в самом деле будет своим и его примут. Хеллбой должен осознать, что эти люди все это время были рядом с ним, и он просто их не ценил. Что его уже любили и ценили его сотрудники, его отец, друзья и т.д. И по сути, как бы, в подексте, это и происходит, просто вместо того чтобы это озвучить, и сделать это текстом, нам зачем-то толкают какую-то чепуху о свободе выбора, и о том, что она вроде как делает человека человеком.
Но самая главная проблема тут в том, что Майерс просто не работает в этой сцене. Он весь фильм был просто пареньком, которого Хеллбой ненавидел и оскорблял. И ситуация никак не изменилась в финале. Это последний человек, которого Хеллбой стал бы слушать в ситуации, когда ему предстоял тяжелый философский выбор. В этой сцене бы работал лучше любой другой персонаж: Эйб, друганы по бюро, тот ребенок, которого он встретил на крыше.


Знаете, кого я бы вписал в эту сцену вместо Майерса? Маннинга. Да, того самого парня, который весь фильм был таким вот злым боссом Хеллбоя. Вам может показаться это противоречием, что мол, я меняю персонажа, которого Хеллбой недолюбливал, на другого персонажа, которого он просто ненавидел. Но я думаю так лучше. У них больше химии, и у них есть арка. И это едва ли не самая хорошо сделанная арка в фильме. Несколькими минутами раньше, Маннинг и Хеллбой остаются вдвоем и вынуждены сами выживать в катакомбах с кучей ловушек. И постепенно, они становятся друзьями. Причем, почти вся арка сделана без слов. Хватает одной боевой сцены. Вот я и предлагаю немного отложить этот их момент примирения, и перенести его в эту сцену. Вместо Майерса, у нас тут скованный Маннинг, и в этот ответственный момент он показывает свою человеческую сторону, и начинает речь со слов “Слушай, я знаю, мы с тобой хреново ладили, и я был полным засранцем…”. Это было бы супер. В тяжелой ситуации, злой кричащий противный босс включает свою положительную сторону, и начинает говорить нашему Хеллбою о том, что в нем есть хорошее, и что он им очень нужен в Бюро, и они его семья.
Это не только было бы интересно само себе, это было бы еще и хорошим твистом на это избитое клише о злых боссах.

Продолжение следует...

Хеллбой, hellboy, Рон Перлман, Гильермо Дель Торо

Previous post Next post
Up