На случай, если вы живете под горой, на экраны очень скоро выходит долгожданный сиквел “Стражей галактики”. И если вы не впервые на моем блоге, то вы должны помнить, что я едва ли не единственный человек который не умирает от экстаза от “Стражей Галактики”, и я их даже назвал самым переоцененным фильмом в киновселенной Марвел. В общем, в честь выхода сиквела я решил дать „Стражам” третий шанс, и написать об этом. И я напоминаю всем, что я очень редко пересматриваю в третий раз то, что мне не особо понравилось первые два. Так что это очень особый случай, когда я уже ищу причины чтобы мне понравился тот или иной фильм.
Правда, стоит сказать, мои впечатления от фильма сильно изменились. Когда я впервые увидел фильм, мне он понравился, но далеко не настолько, насколько я ожидал. Второй раз я его пересматривал с отцом, и мне фильм понравился еще меньше. И в этот третий раз я был нереально разочарован. Мне было ужасно скучно весь фильм, и я серьезно не пойму, чего он всем нравился. Мне кажется, что в моем топе переоцененных фильмов его нужно поменять местами с Скайфоллом. Да, извините что я спойлерю вердикт статьи так рано…хотя с другой стороны вы уже знали, что к чему, когда увидели название…
Чтобы быстро ввести вас в курс дело, и не казалось, что я считаю „Стражей” переоцененными на пустом месте, немного контекста: „Стражи галактики” вышли в 2014-ом году, собрали 770 миллионов в мировом прокате, став на тот момент третьим самым успешным фильмом киновселенной Марвел, у них 91% положительных отзывов на Rotten Tomatoes (один из самых высоких в MCU и на весь жанр в принципе), они собрали множество наград, включая Выбор Критиков за самый лучший боевик года (!!!) и по сути этот фильм сделал Криса Прэтта суперзвездой.
Так что да, мы не говорим тут просто о том, что фильм нравится всем моим друзьям но не нравится мне. Мы говорим о практически универсальном успехе по всем фронтам.
Ну, и чтобы попытаться притворится объективным, давайте для начала поговорим о хорошем.
Что ТАК со Стражами Галактиками
Визуал и режиссура
Я уже говорил много раз, что одна из главных проблем всех фильмов Марвел это то, что вне боевых сцен они выглядят как сухой асфальт. И хотя, по-моему, мы начинаем видеть улучшения с „Доктором Стрейнджем”, „Стражами Галактики, часть 2-я”, „Человеком Пауком” и особенно „Тором: Рагнарёком”, пока что самым визуально интересным и красивым фильмом в этом сериале остаются первые „Стражи Галактики”.
Марвел довольно известны своим очень нестандартным подходом к выбору режиссеров (который до сих пор очень даже окупался), но выбор Джеймса Ганна на пост режиссера их космического суперблокбастера до сих пор кажется чем-то невероятным. Для справки, Джеймс Ганн до этого снимал исключительно низкобюджетные треш-фильмы. И мы даже не говорим о треше уровня „Живой мертвячины” Джексона, где хотя бы заметны технические навыки режиссера. Мы говорим о треше студии Troma. О фильмах про блевоту и поносы. Такого человека, кажется, не должны даже пускать в студии из страха что он все запачкает. Но выбор, по большей части окупился. Режиссер, годами снимавший кино с копеечным бюджетом, оказывается идеально справляется с крупными проектами.
“Стражи Галактики” выглядят в разы цветастее и ярче любого другого фильма Марвел. И хотя их цветовая корректировка местами портит картину (сцены, снятые при свете дня, выглядят в разы бледнее и слабее более темных) это все равно пример отличной работы художников, дизайнеров, и специалистов по спецэффектам. Но это не заслуга их одних. Джеймс Ганн в целом умеет снять многие сцены получше среднестатистического режиссера боевиков. Он знает, как расставить героев в сцене диалога для интересной композиции, знает, как использовать слои изображения для комедии.
Я все равно не сказал бы, что „Стражи Галактики” это какое-то достижение в современном мире супербоевиков. И сиквел, судя по трейлерам, демонстрирует множество правильных шагов вперед. Но в свои лучшие моменты, фильм выглядит почти словно какой-то по-хорошему укуренный арт-хаус.
Каст
По большей части, здесь замечательный каст. Зои Залдана, на мой взгляд, является главной современной женской иконой фантастики (с фильмами вроде Аватара и Стар Трека за спиной) и роль Гаморы была просто создана для нее. Дейв Батиста оказался откровением, и редким примером хорошего перехода из рестлеры в актеры. Бредли Купер в озвучке не менее хорош чем перед камерой. Вину Дизелю нельзя много говорить, а потому роль живого дерева, говорящего всего одну фразу ему, подходит идеально.
И им помогают множество чудесных актеров вторых ролей. Гленн Клоус и Джон Си Райли дают море харизмы офицерам Корпуса Нова. Ли Пейс феноменальный актер, который умудряется придать дать даже бесконечно скучному Ронану какого-то пафоса и величия. Карен Гиллан вышла колоритной злодейкой в роли Небулы, хотя мне и смешно читать как она изучала культуру Спарты для 7-минутной роли. Бенисио Дель Торо хорош в роли Коллекционера (интересно не родственники ли они с героем Голдблюма в Рагнароке) и Майкл Рукер шикарен в роли космического бандита Йонду.
Репрезентация
Мне очень важно упомянуть, что сценарий к фильму написала Николь Перлман (увы, с Роном никак не связанная). Важно, потому что женщинам редко позволяют работать на столь крупных фильмах. Не говоря уже о том, что их редко хвалят в такой же степени, в какой хвалят мужчин, с которыми они работают. Она так же будет писать „Капитаншу Марвел”, которую снимает…режиссерский дуэт из мужчины и женщины. У меня есть серьезное подозрение, что Марвел наняла именно их, потому что они боялись доверить одной женщине этот фильм.
И на этом…по сути все. Милые картинки, хорошие актеры и женщина-сценарист. Все хорошее, что я могу сказать об этом фильме.
Пора перейти к…
Что же все-таки НЕ ТАК со Стражами галактики
1. Крис Пратт
Мне нужно сразу признаться: я без понятия чем людям так нравится Крис Пратт. Я не пойму, почему его вдруг стал суперзвездой. Я не пойму, в чем его харизма или фишка. Он выглядит как накачанный Пол Рад (и будет очень смешно, когда они будут в одной сцене с Муравьем в будущих фильмах). Это обычный белый мужик с красивеньким личиком. Его вроде как пророчили на роль молодого Хана Соло или нового Индианы Джонса. И я без понятия, откуда эти все эти восторги исходят.
Уж точно не от его „феноменальной игры” в роли протагониста Стражей. Они явно пытались сделать из него очаровательного негодяя, на манер Хан Соло, но вот ни разу не вышло. Может это просто я, но у меня никогда не возникло впечатление, что Крис Прэтт наслаждается ролью так, как это делал тот же Харрисон Форд. В первой же сцене, где он танцует на руинах города, мне явно он должен был понравится по задумке авторов, но не понравился. Посмотрите на это лицо.
Это не выглядит как человек, который отрывается в этой ситуации. Это выглядит как актер, которого заставили дурачится в первой же крупной сцене, и ему это не по душе, и он смотрит на режиссера взглядом, говорящим „я тебя ненавижу”. Всю сцену я только и думал „Натан Филлион бы заставил эту сцену работать, и мне плевать что он слишком старый для роли”. А ведь кстати на роль Питера Куилла изначально претендовал Ли Пейс. Ага. Вот это потеря. И Прэтта еще называют иногда “последней кинозвездой”, чтоб меня…
Хотя это не вина одного Прэтта. Сценарий делает Куилла, ака Звездного Лорда, совершенно несимпатичным с самого знакомства. В начале картины он похищает маленький металический макгаффин с опасной планеты, и едва не погибает, улетая на своем корабле, после чего…выясняется, что на корабле все это время была девушка, с которой он недавно переспал, а затем забыл, что она все еще на корабле и даже не помнит, как ее зовут. Я хочу повторить это: Питер Куилл, наш главный герой, подверг жизнь невинной девушки опасности, по своей собственной тупости и из желания трахаться. Позже мы еще узнаем, что у него куча шрамов на теле от множества других инопланетянок. Учитывая то, как он обходится с женщинами, это не удивительно. Но как зритель, мы видимо должны находить это очаровательным, потому что „бабы сумасшедшие”.
Оффтоп: до чего же еще удобно это, что во всех фантастических произведениях у инопланетных женщин гениталии совместимы с гениталиями людей с Земли, и у них нету, скажем, пенисов, как у самок гиен.
Кстати, вот вам челлендж: назовите мне крупный жанровый фильм, где распутность и множество партнеров женского персонажа были показаны как нечто очаровательное и милое, а не негативная черта характера. Я подожду.
Если этого было мало, то мы еще и сразу узнаем, что Питер по сути только, что еще киданул своего босса Йонду, который его растил и был ему как отец. И только полтора часа спустя Питер Куилл кое-как это аргументирует тем, что компания Йонду и его пиратов была ужасной. Но это все равно недостаточно хорошая причина, чтобы обманывать людей, без которых ты по сути не был бы сейчас в живых.
И это большая проблема. Не каждому фильму нужен симпатичный протагонист, само собой. Но он просто необходим в большом космическом эпике в три акта, и уж тем более в фильме о команде малоприятных бандитов и головорезов. Видите ли, остальные Стражи Галактики тоже не самые симпатичные персонажи, но это не так страшно, потому что они не в центре внимания и должны создавать контраст с протагонистом. Им можно побыть неприятными до необходимого момента, где их характеры будут раскрыты. Питер Куилл, как наш протагонист и point-of-view character должен быть призмой, через которую мы наблюдаем за этими героями. Для этого просто необходимо, чтобы он был симпатичен. Он, так сказать, единственный нормальный человек в комнате. Кто-то, с кем мы должны реагировать на безумие всего происходящего вокруг. Но Питер Куилл у нас- засранец, не умеющий держать член в штанах.
О, и пока я об этом не забыл, меня бесит вся его „will they, won’t they” фигня с Гаморой. Гамора- это единственный женский персонаж в команде (серьезно, 2014-й год, а у нас все еще один token-female character на четырех мужских персонажей). И разумеется, Питер не может не попытаться ее трахнуть. Мало того, он еще и спасает ее дважды за фильм. И она единственная из команды, кого нужно спасать аж два раза за фильм. Она единственная чернокожая женщина на весь фильм, и ей все равно нужно чтобы ее спасал белый как майонез Крис Прэтт.
2. Пейсинг и фиговый ворлдбилдинг
Ворлдбилдинг это вещь, которая очень сильно зависит от темпа вашей истории. Признаюсь, я пока только начал изучать этот аспект сторителлинга, и мне трудно сформулировать какие-либо твердые тезисы на тему правильного подхода к ворлдбилдингу. Я пока скажу так: хороший сеттинг всегда является частью истории, и работа над ним открывает множество потенциалов для самой истории. Если ворлдбилдинг сделан плохо, то сеттинг это всего лишь формальность. Место, где происходит история, потому что история должна происходить где-то.
И в „Стражах Галактики” все не то чтобы из рук вон плохо с сеттингом. Вовсе нет. Но и нет ничего супер-хорошего, и в этом проблема. Здесь все вроде бы неплохо, но нет ничего выдающегося и ничто не цепляет.
Моей первой проблемой стал монтажный переход между сценами. Потому что почти весь фильм используется одна и та же техника: Персонажи говорят что-то, что связано со следующей сценой, после чего мы переходим к этой сцене.
Пример:
Герой А держит в руках макгаффин и говорит: интересно, кто же еще его ищет?
Переход к ….
Космическому кораблю злодеев, где мы видим впервые нашего главгада.
С этим переходом самим по себе нет ничего плохого, но, когда его используют постоянно в фильме, для каждого перехода из сцены в сцену, снова и снова и снова- это надоедает. Даже самый лучший трюк надоедает если это единственное, что вы умеете.
Другая проблема - это темп, с которым рассказана эта история. Стражи Галактики идут 2 часа, что вроде бы достаточно для незамысловатого космического эпика. Но он несется от одной сцены к другой словно бешенный бык. Это трудно объяснить, не показывая кому-то фильм целиком. Но я попытаюсь сказать это следующим образом: у меня ни разу за весь фильм не возникло чувства, что я побывал где-то с героями. Они настолько быстро прыгают из локации в локацию, и настолько мало там делают сюжетно-важных вещей, что у меня в голове не вырисовалась картинка какого-либо четкого сеттинга.
Это вина и сценария, потому что и он не дает нам особо много материала. Кто наши злодеи? Террористы из империи Кри, лидер которых очень хочет уничтожить планету Зандар. Почему он так ненавидит Зандар? Ни разу не объяснено. Как и слабо объяснено что-либо в этой политической системе. Все что мы узнаем за весь фильм говорится в маленькой сцене, где героиня Гленн Клоуз переговаривается с представителем Кри через видеосвязь. И мы там только узнаем, что Ронан действует независимо от империи Кри.
Чтобы вы знали: битва за Зандар является финалом этого фильма. Огромным сражением в третьем акте за планету, о которой мы ни черта не знаем, и до которой нам нет дела. Единственное что мы знаем о Зандаре и их Корпусе Нова это то, что они посадили наших героев в начале картины в тюрьму. И эта тюрьма мега-паршивая, потому что всем там в Нове явно плевать на благополучие заключенных. Честно говоря, у нас больше причин недолюбливать Нову и Зандар, чем сопереживать им в финале.
3. Беспорядочная характеризация
В Стражах Галактики в целом довольно неплохие, колоритные персонажи, но то, как они показаны на протяжении картины- это полнейший бардак. Главная проблема тут в том, что у героев есть только один способ взаимодействия 70% фильма- спорить, ссорится и кричать друг на друга. И это довольно фигово, когда у вас тут фильм как бы о дружбе и взаимопомощи. Кто-то щас обязательно упомянет что так и должно быть, ведь мы по ходу фильма видим, как они растут и перестают ссорится. Но на самом деле это скорее происходит по щелчку пальцев после одной сцены в начале третьего акта. После чего они друзья до конца картины. И да, это была самая лучшая часть картины, когда герои наконец-то перестали грызтись друг с другом. Но прогрессии перед этим моментом нет. Питер Куилл один раз произносит героическую речь, и теперь все они друзья.
В такой ситуации у них как-то теряются их характеры. В начале вроде кажется, что енот по имени Рокета это такой вот самый громкий и грубый член отряда, который все время лезет в конфликты. Но на самом деле это черта всех героев. Они все в той или иной ситуации умеют начать буянить, спорить, гнать друг на друга и т.д. Даже по идее спокойный и добрый Грут прижимает к стенке заключенного в тюрьме сам по себе, без чьей-либо указки. Я так же должен отметить, что мне ужасно не понравились отношения Рокеты и Грута во время этого пересмотра. Рокета постоянно унижает и оскорбляет Грута на ровном месте, и лишь один раз демонстрирует признаки какой-либо доброты по отношению к ходячему дереву. Когда тот умер.
Фишкой для Дракса вроде как становится то, что он не понимает метафор и выражений, и воспринимает все буквально. Но почему-то эта фишка заметна и в других персонажах, и почти все, кто сталкиваются с Куиллом в тот или иной момент вроде бы не понимают его земных выражений. А иногда они понимают, и это полный бардак. Йонду один раз говорит о себе что он „как Ангел” и мне интересно откуда это в их галактики так хорошо знают нашу земную религию и мифологию.
Питер Куилл вроде по идее должен быть „нормальным человеком” этой компашки, и реагировать на их закидоны. Но иногда закидоны делает он, или кто-то другой, и все остальные персонажи делают фейспалмы или еще как-то реагируют.
Нас весь фильм пытаются убедить, что Стражи становятся друзьями. Но этого нет. Они весь фильм ссорятся как кучка идиотов, по дурацким причинам. В конце они вынуждены работать вместе ради всеобщего выживания. Это не делает их друзьями. Они просто напарники, сотрудники. Но не друзья.
4. “Комедия”
Я ни разу не посмеялся во время этого пересмотра. И на самом деле, когда я смотрел фильм в первый раз, единственные моменты, вызывавшие смех у меня, были всякой милотой связанной с Рокетой. Сейчас одни они уже не катят. Вся комедия в фильме довольно слабая и не очень оригинальная. Вот вам пример.
В одной из сцен Грут уговаривает Рокету спасать с ними галактику, а тот не хочет. Когда Грут говорит, что пойдет сам, если Рокета не присоединится, не оставляя Рокете выбора, то Рокета начинает пинать ногой траву, и при этом говорит, я не шучу: „Ты меня так разозлил, что я теперь пинаю траву из-за тебя!”.
Народ, это уровень комедии, о которой мы тут говорим. Какая-то мета-хуита в стиле Джосса Уидона, но при этом написанная ни разу не на уровне самого Уидона.
О, и я просто ненавижу один из последних комедийных моментов фильма. Когда Куилл отвлекает танцем Ронана от уничтожения планеты. Серьезно, какого фига Ронан останавливается? Он увидел, что Куилл начинает двигаться…и решил подождать, чтобы увидеть, что он делает, а затем оказался сбит с толку его танцем? Народ, это злодей нашего фильма. Он не может быть настолько тупым!
5. Спасти Кошку
Многие сценаристы, включая меня, используют придуманный Блейком Снайдером термин из его одноименной книжки- „спасти кошку”. Снайдер писал о том, как важно делать главного героя картины с первых же страниц симпатичным зрителю, и для этого он давал ему какой-то незначительный жест, который нам показывал положительные стороны героя. Скажем, герой давал деньги бедным, или помогал бабушке перейти улицу, или спасал чью-то кошку. Такой момент особенно важен, когда у вас в руках антигерой с сомнительным образом жизни, потому что теперь нам особенно важно показать, что он негодяй с золотым сердцем. И в „Стражах Галактики” есть такой момент с Питером Куиллом. Но он происходит слишком поздно по хронологии- аж в конце второго акта. И другая его проблема в том, что он нереально тупой.
Вот что происходит: Гамора только что стырила наш макгаффин и теперь удирает от солдат Ронана на шахтерском космическом кораблике. Ее прикрывают Рокета и Куилл, тоже пытающиеся вернуть макгаффин. Они вылетают в открытый космос, где Гамору подстреливают, и она остается умирать без кислорода в космосе, а злодеи удирают с макгаффином. И наш протагонист Питер Куилл, после долгих отговорок Рокеты, выпрыгивает из своего шатла и жертвует собой, дав Гаморе свою единственную кислородную маску. Перед этим, чтобы не помереть, он сказал Йонду свои координаты, и к счастью, Йонду появился в последний момент чтобы спасти идиота от долгой мучительной смерти.
В эмоциональном смысле, это едва ли не самая важная сцена на весь фильм. Она служит поворотом в сюжете, где самоотверженность Куилла заставляет Стражей Галактики начать работать как команда. Они шокированы этим актом доброты с его стороны и этого достаточно для того, чтобы они отбросили свои предрассудки и проблемы и объявили его своим лидером.
И в этом нет никакого смысла. Первая проблема тут в том, что Куилл спасает девушку которую очень хочет трахнуть. Свой потенциальный романтический интерес. И это сильно лишает всю картину ее эмоционального веса. Эта сцена бы работала куда лучше, если бы Куилл спасал кого угодно другого кроме Гаморы. Того же Дракса, к примеру, который никому не нравится и который по сути втянул их в эту передрягу в этой конкретной сцене. Если бы я был Рокетой, я бы не думал в этот момент „Вау! Питер Куилл такой самоотверженный, и он видит лучшее даже в худших людях!”. Я бы думал „Баран небось думает, что она ему даст”.
Но куда большая проблема тут в том, что из этой сцены есть море выходов, которые не требовали самопожертвования. Я не шучу, эта сцена едва ли не самая дурацкая и надуманная вещь со времен смерти Па Кента в „Человеке из Стали”.
Давайте быстро пройдемся по этим вариантам:
1) Схватить Гамору и унести ее обратно в Knowhere, где есть кислород. Рокета пытается объяснить, что они этого не могут сделать, потому что их шахтерские кораблики не предназначены для космоса и вроде как вот-вот могут развалится. Но при этом они висят в космосе все это время в двух шагах от Гаморы, и с ними ничего не происходит. Я реально не вижу никакой проблемы с тем, чтобы подлететь всего лишь чуточку ближе к ней и схватить ее этими робо-руками что есть на этих кораблях. Неужели корабли вот прям взорвались бы если бы вылетели еще чуточку дальше в открытый космос?
2) Рокета говорит, что они не могут взять Гамору в один из этих кораблей, потому что в кабине есть место только для одного человека. Но Рокета! Ты же енот, мать твою за ногу! Ты размером чуть больше кота! Худенькая Гамора должна запросто поместится с тобой в одну кабину!
3) Даже если эти варианты отбрасываются, и я чего-то там упустил, вот самый простой и очевидный. Питер Куилл дает Гаморе свою кислородную маску, дает ей подышать чутка, и затем надевает обратно на себя, и они так быстренько дышат по очереди, пока Рокета не вернется с их полноценным кораблем спасти их.
6. Что там забыл Дракс?
Как я уже сказал, мне нравится Дейв Батиста, и я рад что этот фильм нам открыл его как актера. И мне даже нравится сам Дракс.
Что мне не нравится, так это то, что Дракс совершенно лишний в этой компании. С самого начала он увязывается с ними как ненужное пятое колесо, и один раз даже полностью саботирует всю их операцию.
Его цель- отомстить Ронану и убить его. Их цель- быстренько продать макгаффин подороже, и попытаться не попасться Ронану в процессе. Эти две цели мешают друг другу. Они хотят избежать вещи, которой Дракс хочет активно добиться.
И само собой, он портит им всю малину, и сдает Ронану их позицию, и они все попадают в ловушку. Меня особенно смешит что у Дракса, видимо, есть номер телефона человека, который убил его семью. Вот просто он держал его где-то на всякий случай.
Если он нужен был нарративно для того, чтобы как раз Ронан по его наводке пришел и забрал макгаффин, то этого можно было достичь любым другим способом. Скажем, иметь второстепенного персонажа, который сдает их всех Ронану. Например, дать Небуле больше экранного времени и ввести ее там. Или одной из рабынь Коллекционера, чтобы она вызвала Ронана, надеясь, что новый господин будет добрее старого.
Может он нужен для того, чтобы победить Ронана в конце? Тоже мимо. Ронан дважды вытирает Драксом пол в обеих стычках. В конце Дракс стреляет по нему из мега-пушки, но это реально мог сделать любой другой персонаж в команде в этой сцене. Да и выстрел был не заключительным. Добивать Ронана пришлось все равно Куиллу.
Может быть он нужен как мускул команды? Ноуп. По сравнению с комиксами, в которых Дракс был где-то на равных с Халком, в фильме его нерфнули до состояния обычного накачанного мужика. Он лишь чуточку физически сильнее Гаморы вроде бы, но страшно уступает в физической силе тому же Груту. Весь фильм он дерется ножами, но фехтовальщик из него гораздо хуже Гаморы.
Так что нарративно и в плане экшена я без понятия нафиг он там нужен.
7. Экшен
Окей, это все понятно, но у нас же тут боевик. С экшеном у нас что? Может хоть он вытащит картину?
Нет. Вот ни разу. Все рукопашные боевые сцены сняты стандартным Голливудским стилем с морем монтажа, начисто убивающим эффект ударов. Обычно такой монтаж должен прикрывать неумение актеров драться. Но тут у него даже это не выходит. В некоторых моментов актеры как-то ну очень неубедительно раздают тумаки. Драка Гаморы с Небулой это, наверное, самый лучший пример всех этих проблем.
Космические битвы вышли чутка интереснее, но в них тоже как-то мало запоминающегося. Просто летают корабли себе и стреляют друг по дружке. Спецэффекты тут ни разу не на уровне какого-нибудь „Изгоя один”, так что в них ничего особого тоже нет (хотя Грут с Рокетой вышли замечательные).
Еще иногда тут есть Слоу-моушен, всегда в каких-то неподходящих странных моментах, как будто бы его сделали для галочки.
Заключение
В общем все как-то плоховато. Если раньше мне еще более-менее нравились „Стражи Галактики”, то сейчас они реально находятся где-то на дне списка моих любимых фильмов Марвел. Они мне нравятся даже меньше обоих Торов, как бы безумно это не прозвучало. Хотя вроде как все говорят, что Торы как раз самые слабые в этом сериале.
По трейлерам казалось, что „Стражи Галактики” будут по-хорошему безумной фантастикой. Но именно этого мне и не хватает в итоговом продукте. Здесь как-то ужасно мало безумия и фантазии. Все вроде бы неплохо, но супер-стандартно и по учебнику. Ей богу, я не знаю, чего людям нравится этот фильм. Очень прошу вас, если вы в числе фанатов, оставьте свой дурацкий комментарий внизу под этим постом, чтобы я с вами поспорил.
Судя по первым рецензиям, сиквел вроде как решает многие эти мои проблемы, и скорее всего он мне понравится больше первой части. А если нет, то окей, думаю Бессон додаст там, где недодаст Ганн.