Про художественный фильм "Еще по одной" (Druk), 2020

Jan 14, 2021 09:20




Что может быть негативнее шведского и скучнее норвежского кино? Только фильм производства Дании. Скандинавский синематограф в некотором роде уникальное явление. Например, чтобы раскрыть характер персонажа, скандинавский режиссер не будет выстраивать вокруг него мизансцену в ходе которой мы сможем понять как герой себя обычно ведет или что чувствует. Вместо этого либо сам герой , либо кто-нибудь из второстепенных персонажей расскажет об этом вслух. От скандинавского чувства юмора иной раз хочется забиться под лавку - это как если тебе два раза подряд рассказали один анекдот и ждут, что второй раз он будет таким же смешным. А еще в фильмах северян красной нитью едет тема депрессивного одиночества, даже если он про семейные каникулы. Фильм Томаса Винтерберга не стал приятным исключением из правила, здесь все привычные составляющие скандинавского кино присутствуют в полной мере, разве что посыпаны изрядной долей неуместного патриотизма.

Трейлер фильма "Еще по одной" обещал как минимум неплохую философскую комедию о том, как четыре приятеля решили разбавить повседневный быт употреблением алкоголя по заветам Хемингуэя в исключительно научных целях. На деле получилась история про вроде как состоявшихся, но все еще инфантильных и довольно таки незрелых граждан. Идея проводить такой, кхм, алко-эксперимент, могла бы прийти на ум подросткам, а не дипломированному преподавателю психологии, как это произошло в фильме. Да, четверо основных действующих лиц это школьные учителя, внезапно открывшие для себя радости ежедневного распития спиртного под предлогом того, что какой-то норвежский философ ляпнул про врожденную нехватку промилле в человеческом организме. И это уже выглядит странным. Но ведь фильму нужна завязка? Распишитесь и получите.



Даже при таком плохоньком взлете можно было удачно сыграть на развитии событий, но режиссер от этой идеи отказался наотрез. Выпивая, герои обретают уверенность, но не показано как такая уверенность обычно выглядит со стороны. Окружающие как будто не замечают перемен в поведении отважных экспериментаторов, будто те не хлещут водку перед работой, а едят волшебные горошины. Когда датские учителя решают увеличить объемы выпивки (что кстати в трейлере звучало так же круто, как если бы кино было про безумных ученых), то это выражается в весьма скучной и довольно таки фальшивой пьянке. Я вот с кем и сколько пил, ни разу не видел, чтобы люди себя вели ВОТ ТАК. Дядьки которым уже за сорок ведут себя как подростки, которым со вчерашнего дня можно покупать в магазине алкоголь. Никаких остроумных бесед, никаких философских диспутов, только дрыганье ногами и прыжки на кроватях. В какой-то момент мне показалось, что четыре великовозрастных дурака начнут драться подушками, но тут закрался по недосмотру режиссера один достоверный момент - очень хорошая иллюстрация того, как могут синхронно действовать пьющие в одной компании граждане. Но, быть может, это у просвященных датчан действительно так скучно пьют?

Чтобы не скатываться в американскую разухабистость в стиле "Мальчишника в Вегасе" датский режиссер разбавляет свой фильм социальной повесткой. В самом начале фильма нам показывают развязно (по датским меркам) бухающих школьников, про которых школьный директор отмечает - главный заводила у них вот этот, носит на шее кулон в виде молота Тора. Это осталось бы мелочью, если бы не "выпускная форма" датских школьников, белая фуражка с крестом на значке. То есть в начале школьники пьют как праздные дикие язычники, а в финале приходят к христианской организованной пьянке по конкретному поводу. Четырежды по ходу действа звучит гимн Дании. И жена персонажа Мадса Миккельсена сообщает, что и без него вся страна смотрит на мир через бутылку. Но обращается при этом скорее к датскому зрителю, а не к оппоненту по сцене. Да и последствия алко-эксперимента показаны скомкано и сумбурно. Что сказать-то хотел, господин Винтерберг?

У меня сложилось впечатление, что центральная идея фильма это традиционное скандинавское одиночество. Среди друзей - ты один, в семейном кругу - снова один, в жизни и в смерти - ты в полном одиночестве. И это никак не изменить, даже алкоголем и самыми возвышенными целями. Реальность настолько липкая и заурядная, что пока она не вцепилась и не проглотила тебя, остается лишь танцевать посреди толпы одному. Это единственный ответ, который может дать режиссер. И это печально.

В далеком 2013-м году вышел фильм Эдгара Райта "Армагеддец", завершающая часть трилогии "кровь и мороженое" с Ником Фростом и Саймоном Пеггом. Дурашливая британская комедия произвела на меня гигантское впечатление, ведь шутя и кривляясь мистер Райт взял множество жизненных ситуаций и непринужденно жонглировал ими до самого финала, который так же не подкачал. Не могу сказать, что "Еще по одной" обитает хотя бы на соседней с ним орбите в системе жанра алко-синематографа. Но и не скажу, что датский фильм совсем плох. Есть в нем и пара удачных шуток, несколько весьма душевных моментов. И его стоит разок посмотреть, если вы в хороших отношениях с алкоголем. Но будьте готовы, что скандинавы по традиции обдадут вас порцией печального и унылого европейского быта.

Спасибо за внимание.

киноиндустрия, fuckin fuck, обзор, wormwood (gentleman corpse), jingo!, рекомендую

Previous post Next post
Up