МОЛИТЬСЯ БЕССМЫСЛЕННО

Jan 19, 2021 14:33


или как мы обращаемся к богам и что они нам отвечают?



Здравствуйте, друзья. Не так давно мы с вами разговаривали в общих чертах о проблемах восприятия язычества и христианства современным человеком. Вот в этой заметке можно ознакомиться подробнее о превращении комплекса суеверий в субкультуру и связанных с этим процессом заблуждений. Сегодня мы затронем в чуть более развернутом виде одно из таких заблуждений - общение человека с божественными сущностями. Нет, речь пойдет не про шизофрению, а всего лишь про отправление ритуалов и условия взаимодействия между божеством и человеком в современном мире. И конечно же вспомним, как оно обстояло тысячу лет назад.

Что первым приходит на ум, когда мы слышим слово "ритуал" сегодня? Думаю, что большинство граждан сразу же себе представит стайку малолетних сатанистов, распивающих на кладбище томатный сок с портвейном или ситуацию, где стоящие кружком люди в черных балахонах с глубокими капюшонами собираются принести в жертву на удивление фигуристую девственницу. В очередной раз буйство фантазии писателей и режиссеров погружает обывателя с головой в несусветную чушь, которая чем несусветнее, тем интереснее. Никто не будет смотреть ремейк "Плетеного человека", если добродушные селяне в финале спалят соломенное чучелко, а не Николаса Кейджа, ведь так? Да и прочие приключенческие или псевдоисторические фильмы потеряют свой шарм без такого рода мероприятий. Но как же обстояли дела тогда, давным-давно, когда все это происходило по-настоящему?

В случае с институтом церкви практически не о чем говорить. Вот сегодня так называемое крещение - вполне себе христианский ритуал-новодел. Кто не в курсе, традиционная часть заканчивается на освящении воды, а вот добровольно-принудительные упражнения в проруби это придумано буквально вчера и не иначе, как для развлечения организаторов. Здесь все ясно: телодвижения туда-сюда в правильном порядке, соответствующие событию песнопения и конечно же чад благовоний. Если вы чувствуете их запах, то значит Бог все еще на вашей стороне. И что сегодня, что тысячу лет назад любой христианин скажет вам - вот священник, он специально этому обучен и сделает все как надо. Другое дело, что живший в средние века крестьянин был заинтересован в успешной загробной жизни больше, чем его коллега по конфессии из офиса сегодня. Современный верующий, по моим личным наблюдениям, воспринимает сегодня общение со своим Богом в соответствующей манере. Его не интересует царствие небесное, он хочет результата здесь и сейчас. Для этого надо поехать в офис Бога - т.е. в церковь, заключить там контракт на услуги с представителем божественного промысла и соответственно их оплатить. Все это любому гражданину близко и понятно, как поход в магазин за хлебом. В конце концов машину тебе освящают сейчас, а не для того, чтобы ты гонял на ней по райским кущам после смерти. Да, звучит пошло, но мир давно изменился и подавляющее большинство тех, кто (ВНИМАНИЕ!) считает себя верующими - рассматривают молитвы и все связанное с Богом именно так. Как договор "ты мне, а я тебе". Возможно это потому, что в отличие от средневекового христианина современный имеет массу свободного времени, чтобы плевать в потолок и обращаться к своему божеству только в тех случаях, когда уже не спасает Google или новый кредит. А что до результата... пока никто не докладывал.

С христианами все понятно, но как обстоят дела с ритуалами у наших языческих друзей? А вот у них все гораздо печальнее. Нет, языческие ритуалы тоже показывают по телевизору, но не в виде прямых трансляций, а в художественном кино, которое максимально далеко от исторической реальности и преследует лишь развлекательные цели. А для кино нужна зрелищность, о чем я уже упоминал выше. Так что на экране вы с большой долей вероятности увидите кровавую оргию с человеческими жертвоприношениями, заведовать которой будет бомжеватого вида упырь с костяными украшениями в ушах и с перьями в заднице. Причем оргия будет по абсолютно любому поводу, ну вы же знаете этих диких язычников. Главное чтобы в кадре все скакали с перекошенными от сожранных поганок мордами и неистово совокуплялись со всеми наперебой. Зрителю такое чертовски нравится, особенно голопопые язычницы, ради которых все и было затеяно. И целей своих так же достигает: убежденный христианин видит наглядно языческое безумие, а необразованный неоязычник наоборот видит нечто привлекательное и контркультурное христианству. Довольнее этих двоих только режиссер, которому за съемки подобной ерунды хорошо заплатили.

И здесь начинается моя любимая рубрика про заблуждения о язычестве:

1) Жрецы. Здесь, конечно, 50 на 50. Не в последнюю очередь усилиями синематографа мы привыкли к удобной церковно-подобной схеме: раз есть некое верование, значит у него должен быть ретранслятор-человек, а именно жрец. Будь то древнеримский понтифик или греческий эфор. Для зрителя, которому зачастую исторические реалии малоинтересны, такой образ будет предельно понятен. Но вот незадача, наличие института жречества прямо пропорционально достатку и образу жизни общества. Если богатая плодородная Италия могла себе позволить содержать граждан, общающихся с богами, то унылая серая Скандинавия прекрасно обходилась без всех этих дармоедов. Тем более каждый уважающий себя конунг или ярл сам неплохо умел колдовать. Ситуация на территории будущей Руси отличалась ровно одним - известно, что у нас были в наличии некие волхвы, но информации про их деятельность практически не сохранилось. Зато в советской мультипликации их никогда не изображали бесноватыми дурнями, а вполне себе благообразными дедушками в белых одеждах. Практически коллеги галльских друидов из комиксов про "Астерикса", черт возьми. Так что если вы искренне любите асов и ванов, то присмотритесь повнимательнее к гражданами, которые пытаются вещать от их имени. Скорее всего они вас обманывают.

2) Человеческие жертвоприношения. Вот мы и добрались до самого вкусного. Саксон Грамматик и Снорри Стурлусон записали для нас ужасные картины: развешанные на деревьях в священной роще в Уппсале умервщленные животные и люди числом девять, величественное капище - дом самого Одина. Пробирает до костей или еще не очень страшно? А как вам "кровавый орел", когда человеку разрубают спину, выворачивают ребра и выдергивают легкие, чтобы было похоже на крылышки? А еще можно привязать человека к столбу на некотором расстоянии от берега и наблюдать как его заживо кушают крабики, пока он ждет прилива. Ох уж эти скандинавские затейники-натуралисты. Мало того, что каждый раз придумывали что-нибудь новое, так еще потом это все старательно записали для нас с вами. Однако вышеперечисленное носит очень редкий характер. Спору нет, раз в девять лет обязательно надо каких-нибудь старичков спихнуть со скалы или зарезать пару пойманных на Волге славян во имя высшего блага. Но человеческая жизнь слишком ценный ресурс и трудно поверить, но в те не страдающие гуманизмом времена даже война носила вполне мирный характер. Зачем кого-то бить по башке топором насмерть, если его можно захватить в плен и продать? А если все таки убивать, то зачем примитивным методом? Куда лучше придумать соответствующую случаю казнь и всей дружиной погоготать, глядя как несчастная жертва бегает вокруг березы, наматывая на нее свои кишки. А когда после такого еще и случится что-нибудь хорошее, значит боги одобрили.

3) Последовательность. Не только современные христиане, но и язычники не всегда понимают принцип общения со своими божествами, когда речь заходит о молитвах и просьбах. Здесь тоже такая себе палка о двух концах, об этом лучше меня вам расскажут только настоящие буддисты - у этих ребят до сих пор полный порядок с взаимодействием с потусторонними существами.

Здесь мы снова сталкиваемся с христианизацией мышления и распространением чепухи кинематографистами. Матерому язычнику не нужно бежать в лес и молиться колесу или деревянному истукану, если вдруг приспичит пообщаться с нужным в данный момент божеством. Или бежать к жрецу, которого как мы выяснили еще и в природе-то не существует. Другое дело если ты оказался на чужой земле, где действуют совершенно другие силы. Тут конечно пригодится какой-нибудь милый сердцу талисман с родины. Но в целом нормальный язычник своего времени всегда обращается к богам по ситуации когда угодно и модель поведения следующая: если после некоторых ритуалов божественное вмешательство очевидно (случился хороший улов или из булгарской деревни удалось вывезти кучу ценного металла), то значит ты удачливый сукин сын и боги на твоей стороне, надо им за это чего-нибудь щедрого отсыпать, чтобы не забывали кому тут помогать надо - прикопать горшочек с монетками или зашвырнуть добытый в бою меч в священное болото. Если же ты не шиша не наловил и приехал домой побитым, значит что-то с тобой не то и таким дуракам боги не помогают, а наоборот только гадят. Что нужно сделать в таком случае? Правильно, начинать работать над собой и принести жертву, чтобы в Асгарде увидели, что ты не безнадежен. Иными словами тысячу лет назад без всяких психотерапевтов любой язычник понимал что дело, как говорится, в тебе самом. Сегодня же картина приобрела печальный оттенок и в соц.сетях процветают доморощенные складыватели рун разной степени честности, которые пребывая в типичных для представителей магического мышления заблуждениях дурят (специально или искренне) тех, кто вообще бесконечно далек от всей этой темы и проникся так называемой эстетикой волшебного мира Скандинавии благодаря кинокомиксам. Я уже молчу о дурачках, изобретающих славянские руны и гороскопы, но мы сегодня этой помойки касаться не будем.

Однако, чтобы магическая составляющая и красивые угловатые руны викингов не казались вам после прочитанного бесполезной лабудой, я поделюсь самой настоящим волшебным трюком. Как известно способность писать и читать отождествлялась нашими далекими предками с магией в полном смысле этого слова. Если ты способен написать "дерево", это все равно как если бы ты вынул его из поясного кошеля. Так же работают в магическом смысле и руны - вот есть рунный алфавит футарк и в нем содержатся все слова и смыслы. Так что если написать его от начала до конца, то все что тебе нужно там уже есть. Красота и стиль оформления на ваше усмотрение. Самое правильное и магическое решение, особенно если вы решили сделать себе тематическую татуировку, но опасаетесь что вам набьют какой-нибудь "доширак". Одному моему приятелю добрый мастер татуировочных дел так набил кусок надписи с пирейского льва. Знаете что там за текст? "Асмунд вырезал эти руны вместе с Асгейром, Торлейфом, Тородом и Иваром по указанию Харальда Длинного, несмотря на гнев греков и попытки помешать этому". С точки зрения истории эта надпись конечно интересна, но у нас подобное обычно пишут в лифтах и на заборах.

Вот мы еще раз рассмотрели некоторые нюансы сегодняшних версий христианских доктрин и языческих верований. Надеюсь что было интересно и есть смысл продолжать копаться в истории, порождаемом временем дурошлепстве и дергать за ниточки связи, тянущиеся через столетия между миром мрачного раннего средневековья и тонущей в омуте мракобесия современностью.

Закончить эту заметку я хочу отрывком из саги о Конане за авторством Роберта Ирвина Говарда. Я хотел вынести эти слова в эпиграф, но потом решил что они прекрасно будут смотреться и как подведенная под текстом черта:

"Их вождь - Кром. Он обитает на вершине большой горы. Какой смысл взывать к нему? Его мало заботит, жив человек или умер. Лучше молчать, чем привлекать к себе его внимание; ибо он нашлет на вас несчастья, а не удачу. Кром мрачен и жесток, но при рождении человека он вдыхает в его душу силу для сражений. А что еще нужно людям от богов?"

злободневное, война миров, познавательное, madness, публикую всякое с подачи трудящихся, заметка, squid fetish, мега-мысль, jingo!

Previous post Next post
Up