Подведу-ка и я некий итог уходящего года. Точнее будет сказать итог почти двух сотен часов, проведенных за ставшей в некоторых кругах легендарной игровой трилогией Dark Souls.
В Dark Souls меня заманивали очень долго и упорно, но как-то все не клеилось. На то было две причины: нездоровый ажиотаж вокруг этих игр и тот факт, что это фентези, жанр который я уже приличное время стойко ненавижу. На какие только ухищрения эти советчики не шли. Они бросали мне вызов этой игрой, они крестились двумя руками и постоянно сравнивали DS с такими РПГ как серия The Elder Scrolls и особенно напирали на то, что в отличие от "попсовой шелупони" полюбившаяся им игра это стильное мрачное фентези. Сначала я вступал в полемику, потом уже открыто крутил пальцем у виска и наконец стал относиться к этим гражданам как к тихим сумасшедшим, с которыми надо во всем соглашаться. Я расслабился, в этот момент они меня и подловили. Спасибо,
hannibal_md, который насильно затащил меня в омут японского игростроя тупо снабдив трилогией. А сам как маньяк из фильма "Пила" проковырял в стене дырочку и принялся смотреть, что из этого получится.
Получилось очень по-разному, доложу я вам. Обо всем по порядку.
Что представляет из себя игра Dark Souls в жанровом плане? Это фентезийная ролевая игра, экшен от третьего лица. (Не)Приятным бонусом в которой является так называемая повышенная сложность, которой так гордится автор серии. Выражается она в отсутствии левелинга искусcтвенных противников по сравнению с игроком. Как бы вы не прокачались, получить горячих можно и от противников с начальных локаций, если зазеваться. Это вас удивит, только если вы не играли в такие древние игрушки как Blade of Darkness или Rune. А еще в Dark Souls есть специфическая онлайн-составляющая, благодаря которой можно как вместе с другими игроками пройти сложную локацию или босса, так и получить по башке от вторженца, что конечно же добавляет "веселья" в процесс. Игра вообще устроена так, чтобы вы периодически разбивали мышь об стол и подбегали с системным блоком к окошку, проклиная тот день, когда вас угораздило сесть за ее прохождение. И ненависть, вызываемая этим шедевром игростроя, так же является неотъемлемой частью Dark Souls. Загляните на ютуб, найдете как массу профессиональных спидран-прохождений, так и не менее популярных видео где несчастные игроки в корчах воют от очередной подложенной разработчиками цифровой свиньи. Кроме заготовленных для игроков пакостей бензина в огонь подливают технические баги, коих в каждой игре трилогии оставлено прилично. Что лично для меня удивительно, ведь игра вроде как бросает вашим навыкам и реакции вызов, а сама при этом глючит и жульничает на каждом шагу - за свое прохождение я сам неоднократно становился и жертвой неприятных глюков, и их инициатором. Попасть под действие заскриптованной анимации во время боя, когда игра вдруг решила что ты не успел увернуться (а ты успел), разбиться насмерть при падении с высоты (хотя если спрыгивать с такой же высоты, но с другого угла - ничего не будет), получить удар через текстуры (и не иметь возможности ударить через них обратно). Все это на мой взгляд перечеркивает разговоры о каком-то там "скилле", требуемом для Dark Souls. Столкнувшись с таким жульничеством со стороны игры я сам стал искать всевозможные способы ее обмануть и даже где-то в этом преуспел. Да, во всех играх есть баги и неточности, но во-первых это можно в наше время оперативно чинить патчами, во-вторых если ваша игра стала сродни спортивной дисциплине, то будьте любезны устроить так, чтобы спортивный снаряд не шатало, а спортсмены не жрали допинг горстями. Подводя итог под этой частью скажу, что техническая ложка дегтя мне не раз портила настроение, пока я играл. Возможно в этом виновато консольное происхождение игры.
Ну ладно, видит матричный бог, как не умели японцы в электронику, так и до сих пор у них с ней беда, спросите кого угодно, например дока Брауна. Может быть, они сочинили атомный (ха-ха) сюжет для Dark Souls? О, это моя любимая часть. Как я уже сказал выше, я терпеть не могу фентези и иначе как вонючим я его не называю крайние несколько лет. На это есть личные причины, любители фентези не обижайтесь. И вот DS рассказывает нам очередную историю очередного избранного, который должен пройти из пункта А в пункт Б, а по пути сталкиваться с задачами постоянно повышающейся сложности и устроить финальный тарарах. Ничего нового, аж блевать воротит. С той лишь разницей, что автор Хидетака Миядзаки предложил абсолютно мертвый мир, зачастую лишенный даже внутренней логики. Мертвый во всех смыслах - в Dark Souls раз в некоторое время все вокруг умирает, становясь бессмысленной нежитью и каждый раз нужен герой, который либо это навсегда прекратит, либо начнет все сначала, пафосно бросившись в огонь. По задумке к концу каждого такого цикла время и пространство сходят с ума окончательно, потому локации переплетаются между собой самым причудливым образом, а вторгающиеся к тебе игроки - они как бы из других версий этого же мира. Вроде бы звучит гладко. Но на деле Dark Souls даже не выглядит миром, в котором кто-то когда-то жил. Даже театральные условные декорации с надписью "лес" и "страшный замок" натуралистичнее, чем мир этой игры. Красивые снаружи замки внутри оказываются печальными кукольными домиками без малейшего бытового устройства. Можно набрести на помещение со столом и стульями и подобием очага, но оно выглядит так, как если бы его делал ребенок из конструктора, а не строили для людей. Посреди густого леса может оказаться сомнительного вида постройка, снабженная лифтом. Да, пространство и время рехнулись, что породило невероятные пейзажи, но не настолько же, чтобы уничтожить малейшие следы того, что некоторое время назад это был самый обычный живой мир? Конечно такая нелепость не всегда очевидна, потому как большинство локаций сделаны чертовски красиво, но на меня эта дурная бутафория периодически нагоняла тоску - мне обещали гримдарк фентези, а не сказку для пятилетних с дурацкими покойниками. У Толкиена во "Властелине колец" покойники были больше и страшнее, е-мое. То же самое касается и населения Dark Souls, складывается впечатление, что они всегда были зомби или чудовищами, расставленными там где стоят. Грустные болванчики даже не имитируют деятельность. Нет, конечно по "сюжету" они обессмыслились и все такое, но кроме как во второй (не каноничной по версии многих) части игры не озаботились тем, чтобы снабдить их минимальным набором действий, которыми они будут заниматься до того момента, пока на них не набросится с топором игрок. Обратили внимание что я написал слово "сюжет" в кавычках? Это потому что его нет. Да, в игре есть вступительные ролики, и да, я смотрел видео, где разбирают историю мира DS, и я читал описания предметов, из которых вроде как должно приходить понимание происходящего вокруг. Но на самом деле ничего этого нет. Ты можешь прочитать о какой-нибудь далекой стране, но в рамках игры там не побываешь. Ты можешь прочитать о великой битве, но не увидишь ее следов или живых свидетелей. Все названия и события это набор буковок, неловкое извинение за то, что автору было интереснее придумывать издевательства над игроком, чем интересный сюжет. Сам Хидетака Миядзаки и вовсе сообщает в интервью, что так и задумано - пусть каждый игрок додумает свою историю сам. Как когда-то сам Хидетака, плохо понимая английский, брался читать разные книжки, не до конца понимал, что там написано и смело фантазировал сверху. Я конечно понимаю, что у японцев очень плохо с сюжетами в принципе, но Хидетака превзошел всех и наплевал на потребителя так, что даже игровой протагонист не вызывает эмоций - он мертвец как и все в этом мире и самое страшное что с ним может случиться, это пинок под зад от другого такого же мертвеца. Да, в игре есть некоторые события с претензией на сквозной сюжет, но с большой вероятностью без подсказок и гайдов вы просто не столкнетесь с ними, и пропустите встречи с немногочисленными разговаривающими человеческим голосом персонажами. Куда там попсовой серии The Elder Scrolls с их миллионом историй, событий, действующих лиц и случайных встреч! За все три части Dark Souls меня зацепили только два персонажа. Это показатель того, как я оцениваю так называемый сюжет в игре. Додумывать все самому очень интересно, спору нет. Но если бы Хидетака не ленился и просидел лишний вечер над сценарием, то хуже бы не стало. Честно.
Надо понимать всем кто до сюда дочитал могло показаться, что мне Dark Souls категорически не понравилась. Это не так. При всей технической кривости, искусственно завышенной сложности, при отсутствии вменяемого сценария игра не так плоха как игра. Были проекты и масштабнее по проработке, а на поверку оказывались полной лажей. А были и такие, что проскользнули незамеченными при всей своей шедевральности. Dark Souls нашла свою верную аудиторию и породила отдельный игровой жанр soulslike. Стал ли я частью этой аудитории? Нет. Я всего лишь стал причастным к этому явлению и обрел некоторое понимание предмета. И рад этому действительно интересному и новому игровому опыту. Мне понравилась задумка, понравилось большинство музыкальных тем (а некоторые даже запомнились, что редкость), а больше всего порадовала возможность носиться там вместе с другом - вдвоем страдать гораздо веселее, чем одному. Уверен что однажды я еще вернусь в мир Dark Souls и возможно взгляну на него уже под другим углом.
А может даже наведаюсь в другие игры Хидетаки Миядзаки, чем черт не шутит?