Музей имени С.П.Королёва

Apr 24, 2016 15:20

Волею судеб удалось побывать в очень интересном месте - музее научно-испытательного центра ракетно-космической промышленности. Сам музей располагается в бывшей резиденции Сергея Павловича Королёва. Что интересно - вход в музей абсолютно бесплатен. Качество фотографий средненькое, так что сильно не ругайтесь. Фотографии кликабельны.




Начало экспозиции находится во дворе резиденции. Экспонаты стоят на улице, и таблички посняют что это такое Но если вы окажетесь там - крайне рекомендую дождаться экскурсии. Узнаете очень много нового и интересного. Малую часть я постараюсь сегодня пересказать.

Начнём наше знакомство с музеем с ракеты РСМ-25







За испытания этой ракеты завод в 1975 году получил Орден Октябрьской Революции. Круче тогда был только Орден Ленина. Эта ракета устанавливалась на подводных лодках. Мощность одного заряда такой ракеты равнялась 50-ти Хиросимам.

Первого мая 1960-го года под Свердловском был сбит самолёт-шпион U-2. Стало это возможным благодаря новейшим зенитным ракетам. Лётчика Пауэрса сбили зенитной ракетой С-75. Для музея эту ракету найти не удалось, но зато нашлась аналогичная зенитная ракета.







До этого момента считалось что сбить самолёт на высоте 20 километров - невозможно.

Следующим в экспозиции показан  жидкостной ракетный двигатель ЖРД11Д520. Это двигатель, который был установлен на модульной части корабля "Буран".










В НИЦ РКП проверяли систему пожаротушения этого двигателя. Всего на "Буране" было 4 модульных части с установленными такими двигателями. Тяга каждого составляла 740 тонн. Для сравнения тяга самых современных турбин самолётов составляет 40...45 тонн. В 2028 году планируется облететь Луну, а в 2030-м наши космонавты должны прилуниться на поверхность Луны. Есть большая вероятность, что именно эти двигатели, но модернизированные до 1000 тонн будут осуществлять этот полёт.

Рядом представлен рулевой двигатель второй ступени ракетоносителя "Зенит".







Американские астронавты, летавшие на Луну, дышали чистым кислородом. И до сих пор, астронавты США для дыхания используют чистый кислород, пониженного давления. И всё это несмотря на трагедию 67 года, когда НАСА во время учений потеряла весь экипаж астронавтов. Наши же космонавты для дыхания спользуют смесь  из 26% кислорода и 74% азота. Но при полёте на Луну наши космонавты так же будут дышать чистым кислородом. Это связано с осложениями в лёгких, при длительных перелётах.

Разность в дыхательных смесях американских астронавтов и наших космонавтов не позволяет экипажам разных кораблей одновременно открывать шлюзы на МКС. Чтобы технически осуществить работу обоих экипажей на МКС, необходимо было сделать переходные шлюзы:







С одной стороны этого шарика пристыковывались американские астронавты, с другой - наши соотечественники. Вначале открывался выход с корабля в шлюз, после чего шлюз герметично закрывался. После этого открывался вход на МКС или на другой корабль. Таким образом космонавты и астронавты могли совместно заниматься поставленными задачами.

Далее мы видим спускаемый на Землю модуль. Именно в таких модулях наши космонатвы возвращаются домой.







Конкретно этот модуль побывал в настоящем полёте и доставил в целости и сохранности нашего космонатва Юрия Маленченко. В эти минуты он снова находится в космосе. Но когда он был в этом музее, он оставил памятную надпись "Спасибо", поблагодарив сотрудников музея что сохранили такую память.




Теплозащита на этом экспонате настоящая, и на следующей картинке хорошо видно границу, какой стороной спускаемый аппарат вошёл в нашу атмосферу




Правая часть теплозащиты аппарата обуглена, а левая имеет и другой цвет и другую текстуру. Именно правая часть этого модуля приняла на себя весь тепловой удар нашей атмосферы. Интересен сам материал и принцип теплозащиты. Материал пористый (дырочки хорошо видно), и внутри содержит некую смолу, которая очень плохо проводит тепло. Под воздействием высоких температур эта смола плавится, и выходит через поры, смазывая наружную часть теплозащиты и защищая её от огня.

Далее мы видим очень странную конструкцию







Это двигательная установка для осуществления межпланетных перелётов.




Маршевый двигатель с неё демонтирован, а вот вспомогательные подруливающие двигатели остались. Вот эти вот шесть "дудок" - это сопла подруливающих двигателей. Время их работы составляет от 0,1 до 0,03 секунды. Они рапосложены симметрично с 4-х сторон, всего их 24 штуки.

Перейдём к следующему экспонату. Это одна из полусфер космического корабля "Буран".







Теплозщита здесь не настоящая, а сделана из пенопласта.




Отверстия, которые мы видим по бокам этой полусферы - это тоже подруливающие двигатели.




Масса "Бурана" 100 тонн, масса орбитальной станции "МИР" - порядка 130 тонн. И "Буран" должен был уметь пристыковаться к "МИРу" с точностью в 5 мм. Иначе не совместились бы топливные и воздушные магистрали, и многие разъёмы индикации и управления.




И "Буран" умел пристыковываться. И всё благодаря вот этому чуду инженерной мысли.

Теперь настало время зайти внутрь музея.

здесь нас встречает интересный макет




Это мобильная башня для обслуживания ракеты на стартовом столе. На фотографии видно, как башня отъезжает от ракеты. Фото в здании выходили плохими, поэтому вставлю картинку из интернета



На фотографии мы видим французский космодром "Куру", для которого была спроектирована башня. У нас на космодроме "Восточный" планируется сооружать подобную.

Памятная табличка рассказывает о достижениях НИЦ РКП за 65 лет



Далее мы видим макет стартового стола, для огневых испытаний, с установленной ракетой



18 декабря 1949 года состоялось первое огневое испытание.




Под потолком висит макет первого искусственного спутника Земли.



Этот макет умеет передавать тот же сигнал, что передавал и настоящий спутник. Нам включили его послушать. Даже не знаю каую гордость я бы испытал, если бы тогда, в 1957 году, поймал бы радиосигнал. Но даже в 2016-м, стоя в музее, этот звук завораживает.

Далее мы видим манекен, с надетым на него лётным костюмом военного летчика. Юрий Гагарин летал именно в таком костюме



А следующий манекен показывает нам уже современный костюм космонавта.



Это специальный спортивный костюм. В этих костюмах астронавты и космонатвы занимаются силовыми упражениями на МКС. Костюм кстати прямиком оттуда, это не муляж. В костюм вшиты специальные пружины, которые препятствуют разгибанию рук, сгибанию коленей и т..д. Чтобы мышцы космонавтов не атрофировались за время полёта, они каждый день в обязательном порядке занимаются в таких вот костюмах.

После рассказа об этом костюме экскурсовод вдруг резко сменил тему и спросил: а знают ли в славном городе Санкт-Петербурге, как звали собак, впервые полетевших в космос?

Ну и разумеется я ответил что это собаки "Белка" и "Стрелка". И оказалось что это не правильный ответ. Было немножечко стыдно. Чтобы вы не чувствовали себя так же, специально
выкладываю правильный ответ



Собак звали Дезик и Цыган. Это первые в мире собаки, совершившие суборбитальный полёт по баллистической траектории, и благополучно пережившие его. А вот Белка и Стрелка это первые собаки, которые совершили орбитальный космический полёт, и вернулись целыми обратно.



Судьба этих собак сложилась по разному. Дезик после полёта прожил всего одну неделю, разбившись в следующем экспериментальном полёте. А вот Цыгана, после исторического полёта, забрал к себе председатель госкомиссии Анатолий Аркадьевич Благонравов. У него Цыган прожил долгую и счастливую жизнь.



Следующим экспонатом была модель космического кораблая "Буран".





Это не просто модель, которую слепили пионеры. Это та самая модель, которая была с точностью до миллиметра собрана для испытаний в аэродинамической трубе.

В музее очень много всевозвожных моделей ракет, пусковых установок и макетов двигателей. Все их просто сложно вместить в один маленький рассказ. Покажу просто фотографии:
















А вот и настоящая теплозащита "Бурана". На "Буране" было 30 тысяч таких пластин. Стоимость каждой пластины равнялась примерно месячному окладу инженера.




А ещё на стенах висит множестов статей, фотографий, и рисунков, так или иначе относящихся к ракетной промышленности и НИЦ РКП в частности. Вот к примеру пояснение о ракете, которую мы рассматривали в самом начале нашего обзора







А это настоящее бронированное стекло из бункера управления полётами. 5 слоёв, и каких!




но при этом оно реально прозрачное




За стеклом находится кусок сопла реального ракетного двигателя. Технология его изготовления по истине космическая: вначале берётся лист аллюминия, толщиной порядка 8..10 мм. Затем в нём фрезеруются продольные канавки. Затем этот лист сгибается по форме сопла. Сверху на этот лист кладут ещё один согнутый лист. Затем эти два листа спаивают вместе под определённой температурой, чтобы получилась вот такая вот конструкция:




Теперь это сопло и толстое, и лёгкое и прочное одновременно. Вот так по крупинке и набирается стоимость одной ракеты в сотни миллионов долларов.

Удивительно, но в музее оказался даже макет целого цеха предприятия. И по странному стечению обстоятельств - это имнно тот цех, где мне предстоит заниматься модернизацией оборудования. Это цех ИС-618, занимающийся тепловыми испытаними в условиях космоса.













Но даже такой большой макет, не передаёт всего массштаба цеха. Просто взгляните второе фото макета, и на вот эту фотографию




Это исторический момент загрузки в испытательную камеру первого советского лунохода.




а вот и фотография самого героя




Чтобы убедиться, что в космосе аппаратура выдержит космический холод, и нагрев на солнце, на Земле проводят специальные термоиспытания. Для этого спутник, или ракету или важный элемент помещают в вакуумную камеру, где охлаждают испытуемый образец жидким азотом. А потом резко облучают объект специальными 3,5 или 5 кВт лампами. Всего этих ламп около двухсот. И суммарно они создают тепловую энергию, превышающую тепловую энергию солнца. Нагрев происходит в разных режимах и на разных участках. Иногда испытания длятся 3-4 недели. И всё это время лампы непрерывно светят на образец.

А вот и примеры ламп, которые когда-то освещали образцы. Сейчас используются другие лампы, но и их уже, ваш скромный слуга, собирается модернизировать.










Но самым запоминающимся и удивительным экспонатом в этом музее для меня был вот этот вот телефон




Казалось бы ничего необычного. Но это не просто телефон, а телефон связи, который обеспечивал связь бункера с ракетой, во время исторического полёта Гагарина в космос. Но благодаря усилиям смотрителя музея, этот экспонат стал интеркативным. Взяв в руки этот телефон можно услышать исторический разговор Королёва и Гагарина! Очень сложно передать все эмоции, когда слушаеь запись этого разговора




Послушать можно по ссылке, но музей давал полное ощущение, что всё это происходит здесь и сейчас.

В конце хотелось бы заметить, что это музей не только ракетной промышленности, но и краеведческий музей. Т.к. предприятие является градообразующим, и на нём трудулись иногда все поколения семьи, то очень сложно отделить историю предприятия от истории людей, работающих на нём. В музее очень много портретов людей, благодаря которым это предприятие справлялось с поставленными задачми













Истоия этого предприятия - это история людей. В 1949 году, страна ещё не оправилась после войны. И тем удивительней, что в то не лёгкое время зарождалось предприятие такого массштаба. На фотографии ниже - за рулём трактора один из будущих руководителей цеха.




А рабочие после работы находили время заниматься повышением образования, которое они не могли получить на войне




Это птяый класс. Парням по 20 лет.

В заключении хотелось бы сказать спасибо всем этим людям, чей труд и самоотдача позволили Гагарину покорить космос, первым из людей.




И отдельная благодарность, смотрителю музея Михаилу Владимировичу, чей рассказ о предприятии и его работниках, позволил сделать такой подробный фотоотчёт.




вместо послесловия

image Click to view



для Даньки, работа, история

Previous post Next post
Up