Неотъемлемой частью любого авиасалона является боевая техника. Так уж повелось у нас, что этот сектор авиационной промышленности в России наиболее конкурентноспособен на международных выставках. Да и развитие в последние годы электроники даёт свои плоды. Новые боевые самолёты не особо отличаются внешне от своих предшественников на прошлом салоне, но главное отличие в начинке и возможностях. Большой упор делается на двигатели с отклоняемым вектором тяги, что даёт возможность сверхманевренности в ближнем бою и на новые бортовые локационные и вычислительные комплексы, позволяющие использовать самолёт как многопозиционный комплекс вооружений для выполнения самых разнообразных задач.
На этом МАКСе не особо отметились наши зарубежные "партнёры", вероятно нечего показать, а может просто не захотели. Но как бы то ни было боевых самолётов хватало и посмотреть было на что, так как возможности пилотажа стали гораздо зрелищнее.
Начну свой обзор с учебно-боевого самолёта Як-130. Этот самолёт имеет сложную и нелёгкую историю разработки. В конце 1980-х в ВВС встал вопрос о разработке нового учебно-боевого самолёта, в качестве вариантов были выбраны два проекта - Як-130 ОКБ Яковлева и МиГ-АТ ОКБ Микояна. Страна в тот период переживала не лучшие времена и на реализацию этих проектов денег у Минобороны не было. Для выхода из создавшегося положения к проекту были привлечены зарубежные партнёры с их инвестициями, в случае с Як-130 это была итальянская компания Aermacchi. Условия контракта предполагали совместную разработку и постройку самолёта и его дальнейшее производство в обеих странах-партнёрах. В рамках этого итальянцы получили комплект техдокументации на планер, что в дальнейшем было реализовано как УТС Aermacchi M-346. Россия же на полученные инвестиции смогла довести до производства Як-130. Первый полёт самолёт совершил в 1996 году, а его испытания были завершены только в 2009. Серийное производство самолёта началось с 2008 года в Нижнем Новгороде и с 2011 года в Иркутске. На сегодня количество выпущеных самолётов приближается к 100 единицам. Як-130 состоит на вооружении ВВС России, Белоруссии и Алжира.
На самолёте установлена цифровая комплексная система управления, позволяющая имитировать характеристики устойчивости у управляемости других самолётов, что даёт возможность обучения пилотов на самолёты 4 и 5 поколений. Як-130 способен выполнять полёты с малоподготовленных аэродромов, включая грунтовые.
Характеристики самолёта:
Длина - 11,49 м
Размах крыла - 9,84 м
Высота - 4,64 м
Масса пустого - 4600 кг
Максимальная взлётная масса - 10290 кг
Максимальная скорость - 960 км/ч
Практический потолок - 12500 м
Максимальная дальность - 2000 км
Экипаж - 1-2 человека
На самолёт устанавливаются два турбореактивных двухконтурных двигателя АИ-222-25 тягой по 2500 кгс каждый
Вооружение - 3000 кг боевой нагрузки на восьми узлах подвески
Рассматривается возможность создания пилотажной группы ВВС России на самолётах Як-130 в специальной окраске. Видео пилотажа на этом самолёте в исполнении лётчиков-испытателей Олега Кононенко и Андрея Воропаева:
Click to view
Новая модификация отлично зарекомендовавшего себя за долгие годы службы в ВВС штурмовика - Су-25СМ. Главным отличием этого самолёта является новая авионика, самолёт также получил ILS, систему спутниковой навигации ГЛОНАСС и "стеклянную" кабину. Первый полёт этой модификации состоялся в 1999 году. Первые поставки модернизированых в версию СМ самолётов в войска начались с 2006 года, в настоящее время модернизация парка Су-25 ВВС России продолжается полным ходом
Характеристики самолёта:
Длина - 15,05 м
Размах крыла - 14,52 м
Высота - 4,8 м
Масса пустого - 9400 кг
Максимальная взлётная масса - 19000 кг
Максимальная скорость - 975 км/ч
Практический потолок - 10000 м
Максимальная дальность - 1950 км
Экипаж - 1 человек
На самолёт устанавливаются два турбореактивных двигателя Р-195 тягой по 4500 кгс каждый
Вооружение - 30-мм двуствольная пушка ГШ-30-2 и 4340 кг боевой нагрузки на десяти узлах подвески
Немного о "гостях") Француские ВВС вновь представили на МАКСе свой Dassault Rafale C под управлением капитана Мишеля Брокара.
Rafale - многоцелевой истребитель четвёртого поколения производства французской компании Dassault Aviation. Первый полёт самолёт совершил в 1986 году, в серийное производство запущен с 2001 года. Состоит на вооружении ВВС и ВМС Франции с 2004 года. Выпущено более 100 самолётов.
Dassault Rafale полностью французский проект, выполненный по традиционной для французов схеме "бесхвостка". В конструкции самолёта широко использованы композиты. Rafale имеет ряд модификаций для различных вариантов использования, принимал участие в боевых действиях.
Характеристики самолёта:
Длина - 15,3 м
Размах крыла - 10,9 м
Высота - 5,3 м
Масса пустого - 10000 кг
Максимальная взлётная масса - 24500 кг
Максимальная скорость - 1900 км/ч
Практический потолок - 15240 м
Максимальная дальность - 1800 км
Экипаж - 1-2 человека
На самолёт устанавливаются два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой Snecma M88-2-E4 тягой по 7500 кгс каждый
Вооружение - 30-мм пушка Nexter DEFA 791B и 9500 кг боевой нагрузки на 14 узлах подвески
Капитан ВВС Франции Мишель Брокар отлично продемонстрировал возможности боевой машины:
Click to view
РСК МиГ представило на МАКС-2013 модернизацию МиГ-29СМ - одноместный многоцелевой фронтовой истребитель поколения 4+ МиГ-29СМТ.
Самолёт оснащён новейшим комплексом бортового оборудования, расширена номенклатура вооружения и увеличена дальность полёта за счёт двух накладных топливных баков над фюзеляжем, придающих силуэту МиГ-29 некоторую горбатость.
Разработка данной модификации, получившей код "9-17" была начата в 1997 году. Первый полёт самолёт совершил в 1998. Выпуск самолёта производится в Москве и Нижнем Новгороде, причём возможна модернизация МиГ-29 других серий до версии СМТ.
МиГ-29СМТ состоит на вооружении ВВС России, Йемена и Перу.
Характеристики самолёта:
Длина - 17,32 м
Размах крыла - 11,36 м
Высота - 4,73 м
Масса пустого - 11600 кг
Максимальная взлётная масса - 21000 кг
Максимальная скорость - 2450 км/ч
Практический потолок - 18000 м
Максимальная дальность - 3400 км (с 3 подвесными баками)
Экипаж - 1 человек
На самолёт устанавливаются два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой РД-33 тягой по 8300 кгс каждый
Вооружение - 30-мм пушка ГШ-301 и 4000 кг боевой нагрузки на 7 узлах подвески
В этом году вновь на МАКСе был показан опытный сверхманевренный многофункциональный истребитель РСК МиГ МиГ-29М ОВТ, оснащённый двигателями с отклоняемым вектором тяги.
К сожалению, на МАКС-2011 программа полётов МиГ-29М ОВТ была смазана отказом двигателя, зато в этом году шеф-пилот РСК МиГ Михаил Беляев продемонстрировал все возможности этого самолёта.
МиГ-29М ОВТ был передалан из серийного МиГ-29М, совершил первый полёт в 2003 году и существует в единственном экземпляре.
Переделка самолёта была произведена с целью исследования влияния отклоняемого вектора тяги на пилотажные и тактические возможности истребителя.
Характеристики самолёта:
Длина - 17,27 м
Размах крыла - 11,36 м
Высота - 4,73 м
Масса пустого - 11600 кг
Максимальная взлётная масса - 22300 кг
Максимальная скорость - 2500 км/ч
Практический потолок - 18000 м
Максимальная дальность - 2000 км
Экипаж - 1 человек
На самолёт устанавливаются два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой и всеракурсным отклоняемым соплом РД-33МК2 тягой по 8800 кгс каждый
Видео выступления МиГ-29М ОВТ на МАКС-2013:
Click to view
Также неплохо выглядел проход парой МиГ-29М ОВТ и МиГ-35:
Click to view
Ну и собственно поподробнее о МиГ-35 - многоцелевом истребителе-бомбардировщике поколения 4++ от РСК МиГ. Несмотря на большое сходство с МиГ-29, по словам разработчиков МиГ-35 являет собой принципиально новый самолёт, оснащённый новейшим комплексом бортовой авионики, новой РЛС, расширенным спектром вооружения и некоторыми другими новинками.
Самолёт явился дальнейшим развитием корабельных МиГ-29К/КУБ и наземных МиГ-29М/М2. Первый полёт самолёт совершил в 2002 году, серийное производство развёрнуто на нижегородском авиазаводе "Сокол". Поставляется на вооружение ВВС России.
Характеристики самолёта:
Длина - 17,32 м
Размах крыла - 12 м
Высота - 4,73 м
Масса пустого - 11000 кг
Максимальная взлётная масса - 22700 кг
Максимальная скорость - 2400 км/ч
Практический потолок - 17500 м
Максимальная дальность - 3000 км (с 3 подвесными баками)
Экипаж - 1-2 человека
На самолёт устанавливаются два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой РД-33 3-й серии тягой по 8800 кгс каждый
Вооружение - 30-мм пушка ГШ-301 и 4500 кг боевой нагрузки на 9 узлах подвески
Видео пилотажа на МиГ-35 в исполнении заслуженного лётчика-испытателя России Станислава Горбунова:
Click to view
Ещё одним экспонатом от РСК МиГ стал модернизированный вариант перехватчика МиГ-31Б - многоцелевой всепогодный сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31БМ. История появления этой модификации проста - когда у Минобороны стало нехватать денег для закупки новых МиГ-31М, было решено провести модернизацию существующего парка МиГ-31Б до версии БМ. Первый полёт модернизированного самолёта состоялся в 1999 году, тогда же он был впервые представлен общественности. В 2012 году закончились государственные испытания нового самолёта и началась модернизация парка МиГ-31Б и передача их в ВВС.
В рамках модернизации на самолёте было установлено новое бортовое радиоэлектронное оборудование и новая система управления вооружением, были улучшены характеристики и система управления двигателей, усовершенствован пилотажно-навигационный комплекс самолёта. Новые системы позволяют МиГ-31БМ обнаруживать воздушные цели на дальности до 320 км и одновременно сопровождать до 10 целей. Кроме того самолёт может использоваться в качестве воздушного командного пункта для целеуказания ряду других самолётов с более слабыми радиолокационными характеристиками.
Характеристики самолёта:
Длина - 22,67 м
Размах крыла - 13,46 м
Высота - 6,1 м
Масса пустого - 21825 кг
Максимальная взлётная масса - 48200 кг
Максимальная скорость - 3000 км/ч
Практический потолок - 20000 м
Максимальная дальность - 3300 км (с подвесными баками)
Экипаж - 2 человека
На самолёт устанавливаются два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой Д-30Ф-6М тягой по 15500 кгс каждый
Вооружение - 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23 и 9000 кг боевой нагрузки на 8 узлах подвески
Из иностранцев одиночек помимо французов были представлены и ВВС Швейцарии. Капитан швейцарских ВВС Ральф Книттель прибыл на МАКС-2013 на учебно-боевом истребителе американского производства McDonnell-Douglas F/A-18D Hornet. Первый полёт F-18 состоялся в 1978 году, а с 1980 года самолёт начал выпускаться серийно в нескольких модификациях. Всего построено более 1800 таких самолётов, которые состоят на вооружении США, Австралии, Испании, Канады, Кувейта, Малайзии, Финляндии и Швейцарии.
Характеристики самолёта:
Длина - 17,07 м
Размах крыла - 11,43 м
Высота - 4,66 м
Масса пустого - 11200 кг
Максимальная взлётная масса - 23400 кг
Максимальная скорость - 1915 км/ч
Практический потолок - 15240 м
Максимальная дальность - 3340 км (с подвесными баками)
Экипаж - 2 человека
На самолёт устанавливаются два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой General Electric F404-GE-400 тягой по 7260 кгс каждый
Вооружение - 20-мм пушка и 7030 кг боевой нагрузки на 9 узлах подвески
Небольшое видео полёта F-18:
Click to view
Новинками на МАКСе поделилось и ОКБ Сухого. Одна из них - одноместный многоцелевой истребитель Су-27СМ3, являющийся модификацией истребителя Су-27СМ.
Основное отличие этой модификации Су-27 - это установка новых двигателей АЛ-31Ф-М1 с повышенной тягой и увеличенным ресурсом, кроме того на Су-27СМ3 усилен планер, что позволило увеличить боевую нагрузку. Всего выпущено и передано в ВВС России более 10 самолётов Су-27СМ3.
Характеристики самолёта:
Длина - 21,94 м
Размах крыла - 14,7 м
Высота - 5,93 м
Масса пустого - 16800 кг
Максимальная взлётная масса - 36000 кг
Максимальная скорость - 2500 км/ч
Практический потолок - 18000 м
Максимальная дальность - 3790 км
Экипаж - 1 человек
На самолёт устанавливаются два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой АЛ-31Ф-М1 тягой по 13300 кгс каждый
Вооружение - 30-мм пушка ГШ-30-1 и 8000 кг боевой нагрузки на 12 узлах подвески
Многоцелевой истребитель Су-30М2 - версия Су-30МК2 для ВВС России. Первый полёт самолёт совершил в 2002 году. Серийно выпускается на КнААПО с 2010 года, произведено более 20 самолётов.
Характеристики самолёта:
Длина - 21,9 м
Размах крыла - 14,7 м
Высота - 6,36 м
Масса пустого - 18800 кг
Максимальная взлётная масса - 34500 кг
Максимальная скорость - 2100 км/ч
Практический потолок - 17300 м
Максимальная дальность - 3000 км
Экипаж - 2 человека
На самолёт устанавливаются два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой АЛ-31Ф тягой по 12500 кгс каждый
Вооружение - 30-мм пушка ГШ-30-1 и 8000 кг боевой нагрузки на 12 узлах подвески
Высокоманевренный двухместный многоцелевой истребитель Су-30СМ разработки ОКБ Сухого. Самолёт является модифицированной для ВВС России версией истребителя Су-30МКИ, первый полёт состоялся в 2012 году. Серийно выпускается в Иркутске, произведено и передано в войска около 20 машин из 60 заказанных.
Характеристики самолёта:
Длина - 21,94 м
Размах крыла - 14,7 м
Высота - 6,38 м
Масса пустого - 18800 кг
Максимальная взлётная масса - 34500 кг
Максимальная скорость - 2175 км/ч
Практический потолок - 19800 м
Максимальная дальность - 3000 км
Экипаж - 2 человека
На самолёт устанавливаются два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой и поворотным соплом АЛ-31ФП тягой по 12800 кгс каждый
Вооружение - 30-мм пушка ГШ-30-1 и 8000 кг боевой нагрузки на 12 узлах подвески
Видео демонстрации возможностей Су-30СМ в исполнении лётчиков-испытателей Вячеслава аверьянова и Дмитрия Смелого:
Click to view
Уже далеко не новинка, но постоянный участник авиасалона МАКС - фронтовой истребитель-бомбардировщик ВВС России Су-34. Разработка истребителя-бомбардировщика на базе Су-27 началась ОКБ Сухого в 1986 году, первый полёт опытной машины Т-10В-1 состоялся в 1990. В 1992 году на базе опытных самолётов был разработан палубный истребитель-бомбардировщик Су-32ФН, ставший в последствии сухопутным и сменивший имя на Су-34.
Серийное производство Су-34 было начато в Новосибирске в 1994 году, а в 1995 самолёт был представлен на авиасалоне в Ле Бурже. На сегодняшний день произведено около 60 самолётов этого типа, все они переданы ВВС России.
Характеристики самолёта:
Длина - 23,3 м
Размах крыла - 14,7 м
Высота - 6,09 м
Масса пустого - 22500 кг
Максимальная взлётная масса - 45000 кг
Максимальная скорость - 1900 км/ч
Практический потолок - 17000 м
Максимальная дальность - 4500 км (с подвесными баками)
Экипаж - 2 человека
На самолёт устанавливаются два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой АЛ-31Ф-М1 тягой по 13500 кгс каждый
Вооружение - 30-мм пушка ГШ-30-1 и 8000 кг боевой нагрузки на 12 узлах подвески
Пилотажные возможности Су-34 на МАКС-2013 демонстрировал заслуженный военный лётчик России, генерал-майор Александр Харчевский:
Click to view
Очередная грань приближения к истребителю 5 поколения - сверхманевренный многоцелевой истребитель поколения 4++ Су-35С. Первый полёт самолёта состоялся в 2008 году, в настоящее время продолжаются государственные испытания Су-35С.
Серийное производство Су-35С было начато в 2011 году на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре, в настоящее время построено более 20 самолётов, которые переданы ВВС России. На Су-35С планируется заменить самолёты Су-27 пилотажной группы "Русские витязи".
Су-35С - это очень глубокая модернизация прославленного Су-27. На самолёте усилен планер, установлена новейшая информационно-управляющая система и современная РЛС, и кроме того, на Су-35С устанавливаются двигатели с частично отклоняемым вектором тяги АЛ-31Ф1С. Также снижена радиолокационная заметность самолёта.
Характеристики самолёта:
Длина - 21,9 м
Размах крыла - 14,75 м
Высота - 5,9 м
Масса пустого - 19000 кг
Максимальная взлётная масса - 34500 кг
Максимальная скорость - 2500 км/ч
Практический потолок - 20000 м
Максимальная дальность - 4500 км (с подвесными баками)
Экипаж - 1 человек
На самолёт устанавливаются два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой и частично отклоняемым соплом АЛ-31Ф1С тягой по 14500 кгс каждый
Вооружение - 30-мм пушка ГШ-30-1 и 8000 кг боевой нагрузки на 12 узлах подвески
Заслуженный лётчик-испытатель, Герой России Юрий Ващук продемонстрировал пилотажные возможности Су-35С:
Click to view
В конце 1980-х в СССР были выработаны требования к истребителю 5-го поколения для замены МиГ-29 и Су-27, на их основе в середине 1990-х были построены прототипы МиГ-1.44 и Су-47, но из-за недостатка финансирования проекты были свёрнуты. В 2002 году КБ Сухого было выбрано для разработки проекта перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), что и вылилось в создание нового истребителя 5-го поколения Т-50.
В 2009 году в Комсомольске-на-Амузе был построен первый опытный самолёт и начались его испытания, первый полёт Т-50 состоялся в январе 2010 года. Пилотировал новую машину лётчик-испытатель, Герой России Сергей Богдан. В 2011 году к лётным испытаниям приступил второй опытный самолёт Т-50. Самолёт был впервые продемонстрирован общественности на авиасалоне МАКС-2011. В конце 2011 года на испытания был передан третий самолёт, а в 2012 - четвёртый.
На МАКС-2013 впервые был показан проход тройки самолётов Т-50.
Характеристики самолёта (ориентировочные, ввиду секретности):
Длина - 19,7 м
Размах крыла - 14 м
Высота - 4,8 м
Масса пустого - 18500 кг
Максимальная взлётная масса - 37000 кг
Максимальная скорость - 2600 км/ч
Практический потолок - 20000 м
Максимальная дальность - 4300 км
Экипаж - 1 человек
На самолёт устанавливаются два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой и отклоняемым соплом АЛ-41Ф1 тягой по 15000 кгс каждый
Вооружение - 30-мм пушка ГШ-30-1 и до 10000 кг боевой нагрузки
Пилотаж на Т-50 в исполнении Сергея Богдана:
Click to view
Продолжение следует...