МАКС-2013: Заслуженные самолёты

Aug 31, 2013 22:35

Этот пост - парад раритетов, летающих и не летающих. Самолёты, представленные здесь, являют собой славу и гордость отечественной авиационной мысли, промышленности, ВВС и гражданской авиации.





Заря авиации, один из самых массовых самолётов начала XX века - Farman IV. Был построен во Франции пионером авиации Анри Фарманом в 1909 году. В различных вариантах выпускался с 1910 по 1916 годы, в том числе и в России. Данный экземпляр - летающая копия самолёта, был построен в 2012 году в Санкт-Петербурге группой энтузиастов под руководством преподавателя СПбГУГА, инженера Георгия Галли по заказу компании "Русские авиашоу". В августе 2013 года были проведены лётные испытания самолёта.
Размах крыла - 10,5 м
Площадь крыла - 41 кв.м
Длина самолёта - 12,3 м
Масса пустого самолёта - 400 кг
Максимальная взлётная масса - 580 кг
Максимальная скорость - 65 км/ч
Экипаж - 2 человека
Самолёт оснащался поршневым двигателем Gnome мощностью 50 л.с.




Самолёт-легенда, открывший небо многим заслуженным лётчикам - биплан По-2(У-2). Был создан в 1928 году в КБ Николая Поликарпова как простой и надёжный самолёт первоначального обучения для лётных школ. В дальнейшем самолёт освоил множество специальностей, в войну вывозил в тыл раненых и доставлял грузы партизанам, использовался как ночной бомбардировщик и лёгкий штурмовик, а после её окончания использовался в качестве учебного, транспортного и самолёта сельхозавиации.
Размах крыла - 11,4 м
Площадь крыла - 33,15 кв.м
Длина самолёта - 8,7 м
Высота - 3,1 м
Масса пустого самолёта - 770 кг
Взлётная масса - 1350 кг
Максимальная скорость - 152 км/ч
Практический потолок - 3000 м
Дальность - 530 км
Экипаж - 2 человека
Самолёт оснащался пятицилиндровым поршневым звездообразным двигателем М-11 мощностью 110 л.с.







Ещё один легендарный самолёт конструкции Николая Поликарпова - истребитель И-153 "Чайка". Свой первый полёт И-153 совершил в 1938 году. Он явился дальнейшим развитием истребителя И-15 и оснашался убираемым в полёте шасси. Самолёт принимал активное участие в боевых действиях в Монголии в 1939 году, а также в русско-финской войне 1940 года.
Размах крыла - 10 м (верхнего) и 7,5 м (нижнего)
Площадь крыльев - 22,14 кв.м
Длина самолёта - 6,28 м
Высота - 3,43 м
Масса пустого самолёта - 1348 кг
Максимальная взлётная масса - 1859 кг
Максимальная скорость - 426 км/ч
Дальность - 740 км
Экипаж - 1 человек
Самолёт оснащался 9-тицилиндровым поршневым звездообразным двигателем М-62 мощностью 1000 л.с., модификация которого АШ-62ИР до сих пор применяется на самолётах Ан-2







Истребитель второй мировой - МиГ-3, разработан в ОКБ Микояна и Гуревича, выпускался с 1940 по 1941 годы. В войну применялся как высотный ночной истребитель в системе ПВО, а также как истебитель-бомбардировщик. Данная машина была восстановлена с использованием оригинальных деталей новосибирской компанией "Авиареставрация", правда двигатель был использован американский Allison, так как родной АМ-35 оказался мало надёжен для показательных полётов
Размах крыла - 10,2 м
Площадь крыла - 17,44 кв.м
Длина самолёта - 8,25 м
Высота - 3,33 м
Масса пустого самолёта - 2699 кг
Взлётная масса - 3350 кг
Максимальная скорость - 640 км/ч
Практический потолок - 11500 м
Дальность - 850 км
Экипаж - 1 человек
Самолёт оснащался 12-тицилиндровым поршневым V-образным двигателем АМ-35А мощностью 1350 л.с. и трёхлопастным винтом ВИШ-22Е диаметром 3 м




Жаль, что погода не позволила этим раритетам подняться в небо как было на прошлом МАКСе, но и на земле они были великолепны!

Лёгкий многоцелевой самолёт-легенда Ан-2. Первый полёт самолёт совершил в 1947 году, серийно выпускался в СССР, Польше и до сих пор производится в Китае. Является одним из самых массово производимых самолётов в мире. До сих пор находится в эксплуатации, так как всё ещё замены ему так и не создано, хотя есть различные разработки. В советское время активно эксплуатировался на региональных маршрутах, в санитарной и сельхозавиации, в ДОСААФ как десантный самолёт и для обучения пилотов. Занесён в книгу рекордов Гиннеса как единственный в мире самолёт, выпуск которого длится более 60 лет.
Размах верхнего крыла - 18,18 м
Площадь крыльев - 71,52 кв.м
Длина самолёта - 12,4 м
Высота - 5,35 м
Масса пустого самолёта - 3400 кг
Максимальная взлётная масса - 5250 кг
Максимальная скорость - 236 км/ч
Практический потолок - 4200 м
Дальность - 990 км
Экипаж - 2 человека
Пассажировместимость - 12 человек
Грузоподъёмность - 1500 кг
Самолёт оснащается 9-тицилиндровым поршневым звездобразным двигателем АШ-62ИР мощностью 1000 л.с. и четырёхлопастным ВИШ АВ-2 диаметром 3,6 м







Видео полёта Ан-2 б/н 33481 для демонстрации нового парашюта низковысотного десантирования:

image Click to view



После войны настало время реактивной авиации и для подготовки лётчиков нужен был новый реактивный самолёт-тренировщик. В конкурсе единого учебно-тренировочного самолёта стран Варшавского договора в 1961 году по ряду причин одержала победу чешская разработка - самолёт Aero L-29 "Дельфин". Первый полёт этого самолёта состоялся в 1959 году, а с 1963 года началось его серийное производство на заводе Aero Vodochody в Чехословакии, которое продолжалось в течении 10 лет. Всего было произведено более 3500 экземпляров этого самолёта, он состоял на вооружении более 15 стран мира, у ряда стран он стоит на вооружении и по сей день. Много L-29 сохранилось в летающем состоянии, они часто принимают участие в различных аэрошоу во всех уголках мира.
Размах крыла - 10,29 м
Площадь крыла - 19,8 кв.м
Длина самолёта - 10,81 м
Высота - 3,13 м
Масса пустого самолёта - 2280 кг
Максимальная взлётная масса - 3540 кг
Максимальная скорость - 655 км/ч
Практический потолок - 11500 м
Дальность - 640 км
Экипаж - 2 человека
Вооружение - 200 кг на двух внешних узлах подвески
Самолёт оснащался реактивным двигателем Motorlet M-701C максимальной тягой 890 кгс




С началом роста региональных пассажирских перевозок в СССР встала задача замены поршневых самолётов Ил-12 и Ил-14. ОКБ Александра Яковлева в начале 60-х разработало для этой цели новый реактивный самолёт местных авиалиний Як-40. Первый полёт самолёт совершил в 1965 году, его серийное производство развернулось на Саратовском авиазаводе и продолжалось с 1966 по 1981 годы, было выпущено более 1000 единиц. Самолёт использовался авиакомпаниями 19 стран мира, в том числе в Италии и ФРГ, некоторое количество Як-40 эксплуатируется и поныне на региональных пассажирских линиях, в качестве чартеров и на VIP-перевозках.
Размах крыла - 25 м
Площадь крыла - 70 кв.м
Длина самолёта - 20,36 м
Высота - 6,5 м
Масса пустого самолёта - 13750 кг
Максимальная взлётная масса - 17200 кг
Максимальная скорость - 546 км/ч
Практический потолок - 8000 м
Дальность - 2500 км
Экипаж - 3 человека+бортпроводник
Пассажировместимость - 27-40 человек в зависимости от компановки
Грузоподъёмность - 3240 кг
На самолёте установлены 3 турбореактивных двухконтурных двигателя АИ-25 максимальной тягой по 1500 кгс, один из двигателей оснащён реверсивным устройством.
Як-40К RA-88278 (на фото) был выпущен в 1977 году, эксплуатировался в Северо-Кавказском УГА Аэрофлота, авиакомпаниями ВолгаАвиаЭкспресс, Эльбрус Авиа и Трансавиа КНГ, с 2003 года находится на хранении на аэродроме Раменское




Як-40 б/н 87216 был выпущен в 1975 году. Летал в CSA в Чехии, затем в качестве самолёта при Министерстве Авиапромышленности СССР, после в авиакомпаниях "Добролёт", Авиаэнерго, Аэрвита, Брянском и Котласском авиапредприятиях, Трансавиа-Гарантия, РусДжет и Jet 2000. С 2012 года эксплуатируется СибНИИА имени Чаплыгина




Як-40К б/н 87200 выпущен в 1978 году, эксплуатировался Казахским УГА Аэрофлота, а с 1983 года передан на ТАНТК имени Бериева, где и эксплуатируется до сих пор




Чехословацкий учебно-боевой самолёт Aero L-39 "Альбатрос" был разработан для замены L-29, первый полёт совершил в 1968 году. Серийно производился в Чехии фирмой Aero Vodochody с 1970 по 1999 годы, всего построено 2868 единиц. В 1972 году самолёт был выбран основным УТС стран Варшавского договора, состоит на вооружении более 30 стран мира, широко используется в составе пилотажных групп.
Размах крыла - 9,12 м
Площадь крыла - 18,8 кв.м
Длина самолёта - 12,13 м
Высота - 4,77 м
Масса пустого самолёта - 3455 кг
Максимальная взлётная масса - 4700 кг
Максимальная скорость - 900 км/ч
Практический потолок - 12000 м
Дальность - 1650 км
Экипаж - 2 человека
Вооружение - 290 кг на 4-х внешних узлах подвески
Самолёт оснащён реактивным двигателем АИ-25ТЛ максимальной тягой 1720 кгс




Самолёт на фото, с б/н 44479 используется как летающая лаборатория НПП "Радар-ММС"




Советский самолёт-легенда для авиалиний средней и малой дальности - Ту-134А-3. Самолёт был разработан в ОКБ Андрея Туполева в начале 60-х годов и совершил первый полёт в 1963 году. Серийный выпуск Ту-134 производился на Харьковском авиазаводе с 1966 по 1989 годы, всего было выпущено 854 самолёта в различных модификациях. Самолёт эксплуатировался Аэрофлотом и поставлялся на экспорт в страны соцлагеря, на сегодняшний день Ту-134 постепенно выводятся из эксплуатации, но всё ещё активно летают по северам чартерными рейсами и на востоке страны, а также в ВВС. Самой распространённой модификацией самолёта является Ту-134А-3.
Размах крыла - 29 м
Площадь крыла - 127,3 кв.м
Длина самолёта - 37,1 м
Высота - 9,02 м
Масса пустого самолёта - 29050 кг
Максимальная взлётная масса - 47000 кг
Максимальная скорость - 850 км/ч
Практический потолок - 12100 м
Дальность - 2380 км
Экипаж - 4 человека
Пассажировместимость - 76 человек
Грузоподъёмность - 8200 кг
На самолёте установлены 2 турбореактивных двухконтурных двигателя Д-30 максимальной тягой по 6,8 тс, оснащённых реверсивным устройством.
На фото Ту-134А RA-65047, выпущеный в 1977 году. Летал в Украинском УГА Аэрофлота, затем эксплуатировался в ГосНИИГА и авиакомпании Московия/Громов Эйр. С 2007 года находится на хранении в ЛИИ имени Громова




Легендарный "медведь" Ту-95МС - российский стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Первый полёт Ту-95 совершил в 1952 году, серийно выпускался на Куйбышевском авиазаводе с 1955 по 1992 год в различных модификациях. Самолёт состоял на вооружении СССР, после распада которого часть самолётов осталась на Украине. В дальнейшем некоторые из этих самолётов были переданы России в счёт погашения долгов, а остальные украинские Ту-95 были утилизированы. В России Ту-95 состоит на вооружении по сей день, проводится государственная программа модернизации этого самолёта. На фото - Ту-95МС RF-94126 б/н 12 "Москва" с авиабазы "Энгельс".
Размах крыла - 50,04 м
Площадь крыла - 289,9 кв.м
Длина самолёта - 49,09 м
Высота - 12,5 м
Масса пустого самолёта - 98,5 т
Максимальная взлётная масса - 185 т
Максимальная скорость - 830 км/ч
Практический потолок - 10500 м
Дальность - 10500 км
Экипаж - 8-9 человек
Вооружение - 2 кормовые пушки ГШ-23 и 6 ракет Х-55 на револьверной установке
Самолёт оснащён 4-мя турбовинтовыми двигателями НК-12МП максимальной тягой по 15 тс. Каждый из двигателей оснащён двумя четырёхлопастными соосными ВИШ АВ-60 противоположного вращения диаметром 5,6 м







Транспортный исполин ОКБ Мясищева - ВМ-Т "Атлант". Этот самолёт - модификация стратегического бомбардировщика 3М, созданная для транспортировки грузов по программе космического корабля "Буран", в том числе и самого корабля. Первый полёт ВМ-Т совершил в 1981 году, а всего было построено 3 самолёта, причём один из них был передан в ЦАГИ для испытаний. Два оставшихся самолёта широко эксплуатировались по перевозке грузов космического (и не только) назначения до 1989 года. В дальнейшем один из них был перегнан на АРЗ в Дягилево, где и находится по сей день, а второй RF-01502 находится на хранении на территории ЭМЗ имени Мясищева в Жуковском. Именно этот самолёт и был представлен на статической экспозиции МАКС-2013.
Размах крыла - 53,14 м
Площадь крыла - 320 кв.м
Длина самолёта - 58,7 м
Высота - 14 м
Масса пустого самолёта - 74,5 т
Максимальная взлётная масса - 210 т
Максимальная скорость - 925 км/ч
Практический потолок - 12000 м
Дальность - 13600 км
Экипаж - 8 человек
Грузоподъёмность - 40 т
На самолёте установлены 4 турбореактивных двигателя ВД-7Б максимальной тягой по 9320 кгс







Интересной особенностью этого самолёта также является шасси велосипедного типа, причём передняя стойка оснащена системой "вздыбливания", которая приподнимает нос самолёта при достижении определённой скорости и подъёмной силы







Один из самых легкоузнаваемых самолётов - Ту-154М. Среднемагистральный пассажирский самолёт Ту-154 совершил свой первый полёт в 1968 году, выпускался серийно на авиазаводе в Самаре с 1968 по 2013 годы в ряде модификаций, самой массовой из которых стал Ту-154М. Всего было выпущено 1026 самолётов всех модификаций. Самолёт начал постепенно выводится из эксплуатации в середине 2000-х, но и на сегодня ряд российских и зарубежных авиакомпаний продолжают его эксплуатацию, кроме того самолёт активно эксплуатируется ВВС России.
На фото - Ту-154М RA-85317, выпущенный в 1978 году как Ту-154Б-2 и затем ставший прототипом новой модификации "М". Всё время эксплуатации самолёт провёл в ЛИИ имени Громова в качестве самолёта-лаборатории для испытания различных бортовых систем, в том числе и систем ЭДСУ современных пассажирских самолётов.
Размах крыла - 37,55 м
Площадь крыла - 202 кв.м
Длина самолёта - 47,9 м
Высота - 11,4 м
Масса пустого самолёта - 55 т
Максимальная взлётная масса - 104 т
Максимальная скорость - 935 км/ч
Практический потолок - 12100 м
Дальность - 3900 км
Экипаж - 3-4 человека
Пассажировместимость - 164-180 человек в зависимости от компановки салона
Грузоподъёмность - 18 т
На самолёте установлены 3 турбореактивных двухконтурных двигателя Д-30КУ-154 максимальной тягой по 10780 кгс, два из которых оснащённых реверсивным устройством.




КБ Мясищева создало немало интересных самолётов и это один из них - М-55 "Геофизика". В конце 60-х годов в ОКБ начались работы по созданию высотного самолёта для перехвата шпионских аэростатов, которые завершились созданием самолёта М-17 "Стратосфера". Но к тому времени цель проекта стала неактуальной и на базе М-17 был создан высотный самолёт-разведчик ставший затем самолётом высотного зондирования атмосферы М-55. Первый полёт самолёт совершил в 1988 году, а всего Смоленский авиазавод выпустил 5 самолётов данного типа. На фото - самолёт постройки 1991 года с б/н 55204, используемый для проведения научных исследований атмосферы.
Размах крыла - 37,46 м
Площадь крыла - 131,6 кв.м
Длина самолёта - 22,67 м
Высота - 4,83 м
Масса пустого самолёта - 14 т
Максимальная взлётная масса - 23,4 т
Максимальная скорость - 743 км/ч
Практический потолок - 21550 м
Дальность - 5000 км
Экипаж - 1 человек
Грузоподъёмность - 1,5 т
На самолёте установлены 2 турбореактивных двухконтурных двигателя Д-30-10В максимальной тягой по 19 тс










Советский сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 - гордость отечественной авиационной мысли и очень красивый самолёт! Успех в постройке сверхзвуковых боевых самолётов в начале 60-х способствовал появлению идеи сверхзвукового пассажирского самолёта. Работы по созданию Ту-144 начались в 1963 году, а его первый полёт состоялся 31 декабря 1968 года. Производство самолёта было налажено на Воронежском авиазаводе и всего было построено 16 самолётов всего ряда модификаций. Эксплуатация самолёта в Аэрофлоте была, к сожалению, не долгой. Первый технический рейс по маршруту Москва-Алма-Ата состоялся в 1975 году, с 1977 года начались пассажирские перевозки на Ту-144 по этому маршруту, а уже в следующем 1978 году перевозки были приостановлены и более не возобновлялись. Построенные самолёты использовались для испытательных и рекордных полётов. Сегодня семь самолётов находятся в музеях и на хранении в различных городах России и один в Германии, остальные были уничтожены в лихие 90-е.
На фото - Ту-144Д СССР-77115, выпущеный в 1984 году. Самолёт использовался для подготовки лётчиков-испытателей по программе "Буран", затем как дублёр для летающей лаборатории. Наиболее укомплектованный из всех сохранившихся Ту-144, может быть восстановлен до лётного состояния.
Размах крыла - 28,8 м
Площадь крыла - 507 кв.м
Длина самолёта - 65,7 м
Высота - 12,5 м
Масса пустого самолёта - 99,2 т
Максимальная взлётная масса - 207 т
Максимальная скорость - 2285 км/ч
Практический потолок - 20000 м
Дальность - 5330 км
Экипаж - 4 человека
Пассажировместимость - 70-150 человек в зависимости от компановки салона
Грузоподъёмность - 15 т
На самолёте установлены 4 турбореактивных двигателя РД-36-51А максимальной тягой по 20 тс







В 1995-1999 годах один из самолётов RA-77114 был переоборудован в летающую лабораторию Ту-144ЛЛ "Москва" и совершал испытательные полёты по совместной с NASA программе исследований высокоскоростных полётов для создания современного пассажирского сверхзвукового самолёта. На самолёте были установлены двигатели НК-32-1, аналогичные двигателям Ту-160




Самолёт-лаборатория ЛИИ имени Громова МиГ-29ЛЛ б/н 84, создан на базе учебно-боевого истребителя МиГ-29УБ и используется для испытательных и ислледовательских полётов. МиГ-29УБ, совершил первый полёт в 1981 году, серийно начал производиться на Нижегородском авиазаводе "Сокол" с 1985 года. Самолёт состоит на вооружении многих стран мира, принимал активные действия в различных боевых операциях.
Размах крыла - 11,36 м
Площадь крыла - 31,8 кв.м
Длина самолёта - 17,42 м
Высота - 4,73 м
Масса пустого самолёта - 10800 кг
Максимальная взлётная масса - 17700 кг
Максимальная скорость - 2230 км/ч
Практический потолок - 17500 м
Дальность - 1410 км
Экипаж - 2 человека
Вооружение - пушка ГШ-301 и 2000 кг на 6-ти подкрыльевых узлах подвески
Самолёт оснащён двумя реактивными двухконтурными двигателями с форсажной камерой РД-33 максимальной тягой по 8300 кгс










Ещё один самолёт-лаборатория ЛИИ - Су-27ЛЛ б/н 05, создан на базе тяжёлого истребителя Су-27, используется для исследовательских полётов с изменением динамических характеристик. Су-27 - многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель 4-го поколения впервые поднялся в воздух в 1977 году, в различных модификациях производится с 1982 года по настоящее время. Самолёт состоит на вооружении более 10 стран мира, принимал активное участие в боевых операциях.
Размах крыла - 14,7 м
Площадь крыла - 62,04 кв.м
Длина самолёта - 21,94 м
Высота - 5,93 м
Масса пустого самолёта - 16300 кг
Максимальная взлётная масса - 30000 кг
Максимальная скорость - 2500 км/ч
Практический потолок - 18500 м
Дальность - 3680 км
Экипаж - 1 человек
Вооружение - пушка ГШ-301 и 6000 кг на 10-ти подкрыльевых узлах подвески
Самолёт оснащён двумя реактивными двухконтурными двигателями с форсажной камерой АЛ-31Ф максимальной тягой по 12500 кгс










На задворках ЛИИ обнаружил два интересных самолёта. На переднем плане Ту-204С RA-64009, выпущенный в 1993 году как Ту-204 и летавший затем в авиакомпании Орёл Авиа. В 1997 году был переделан в грузовую версию "С" и передан в эксплуатацию Аэрофлоту, на хранении с 2001 года. Позади него Ту-204 RA-64001 - первый летающий Ту-204, первый полёт совершил в 1989 году. После того как был вылетан назначенный ресурс, в 1995 году, борт был переделан в компоновочный макет Ту-204-300, но в воздух более не поднимался.




Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности - Ту-160 RF-94109 "Александр Новиков". Разработка самолёта началась в 70-х годах, первый полёт Ту-160 совершил в 1981 году. Самолёт серийно производится Казанским авиазаводом с 1984 года, там же проходят модернизацию самолёты ранних серий. На сегодняшний день было произведено 35 самолётов Ту-160 (из них 8 прототипов), часть этих машин была утилизирована на Украине в 2000-2001 годах. На вооружении России стоят 16 Ту-160, базирующихся в Энгельсе.
Размах крыла - 35,6/50,7/55,7 м
Площадь крыла - 232 кв.м
Длина самолёта - 54,1 м
Высота - 13,1 м
Масса пустого самолёта - 110 т
Максимальная взлётная масса - 275 т
Максимальная скорость - 2230 км/ч
Практический потолок - 21000 м
Максимальная дальность - 13950 км
Экипаж - 4 человека
Вооружение - в двух отсеках может размещаться боевая нагрузка до 40 т
Самолёт оснащён четырьмя реактивными двухконтурными двигателями с форсажной камерой НК-32 максимальной тягой по 25000 кгс







Продолжение следует...

farman, Яковлев, Як-40, Туполев, aero l-39, Ан-2, Ту-204, МАКС-2013, aero l-29, Ту-95, Мясищев, Ту-134, По-2, Ту-160, Ту-144, споттинг, Су-27, Поликарпов, МиГ-29, МиГ-3, М-55, история, И-153, ВМ-Т, Ту-154, Антонов, авиация

Previous post Next post
Up