Финальная часть цикла постов о МАКС-2015 и его летающих и не летающих экспонатах и продолжение рассказа об исторических экспонатах, представленных на выставке
По пути на авиасалон из окна автобуса можно увидеть несколько старых бортов в разной степени сохранности. Один из них Ил-18В 1962 года выпуска. Самолет был передан Министерству радиопромышленности, где использовался для испытаний различного бортового радиооборудования и транспортных перевозок по линии министерства
С 1993 года борт эксплуатировался в ЛИИ, затем в 2000 году начал летать в IRS Aero. В 2002 году сертификат эксплуатанта IRS Aero был аннулирован и борт встал на хранение в Раменском. В 2009 году был нанесён новый бортовой номер EX-603 киргизской авиакомпании Траст Аэро, но борт так и не летает...
С задворок ЛИИ выкатили для обзора учебно-боевой истребитель-перехватчик Су-15УМ
Эта модификация - учебно-боевой вариант массового перехватчика Су-15ТМ, выпускалась в Новосибирске с 1976 по 1981 годы
Су-15УМ с бортовым 72 был выпущен в 1981 году, до 1993 года летал в строевых частях ВВС, а затем использовался ЛИИ
Ещё одна интересная машина из запасов ЛИИ - МиГ-25РБМ, самолёт прорыва и подавления ПВО противника
Данная модификация начала производиться в 1984 году и явилась дальнейшим развитием версии БМ
Что же касается самого борта, то он был выпущен Нижегородским авиазаводом в 1985 году, эксплуатировался ВВС до 2006 года, а позже был передан в ЛИИ
Очень интересный экспонат на статической стоянке - МиГ-27М
МиГ-27М, пошедший в серию в 1976 году, явился более простой в эксплуатации версией МиГ-27К и широко поставлялся на экспорт
Эта машина была выпущена в 1983 году на заводе в Улан-Удэ и была передана в войска, где эксплуатировалась до середины 1990-х годов, затем находилась на хранении. В 2005 году борт был переведён в ЛИИ в качестве самолёта-лаборатории, на нём отрабатывался вариант ремоторизации с установкой двигателя АЛ-31Ф-30С вместо штатного Р-29Б-300 по заказу ВВС Индии. Испытательные полёты продолжались до 2008 года
На МАКС-2015 впервые за долгое время был представлен уникальный экспонат - прототип истребителя пятого поколения МиГ-1.44 МФИ
Разработка этого самолёта началась ещё в 1983 году, эскизный проект и макет были готовы в 1991 году, но смена курса в стране и снижение финансирования приостановило работы по МФИ
Построена машина была в 1996 году и первый свой полёт совершила 29 февраля 2000 года, пилотировал МФИ лётчик-испытатель Владимир Горбунов. Но за столь долгий срок от начала проекта до полёта готового изделия техника ушла вперёд и те наработки, что были использованы в МиГ-1.44 уже не являлись пиком прогресса. Это в большей степени и определило судьбу МФИ. После ряда испытательных полётов единственный построенный экземпляр был законсервирован
Из интересного - на МиГ-1.44 были установлены двигатели АЛ-41Ф с управляемым вектором тяги (впервые на российских самолётах), что вкупе с большим ПГО обеспечивало самолёту сверхманевренность
Уж не знаю как, но в ряду музейных экземпляров присутствовал и один из первых Су-27СМ с бортовым 305. Эта обновлённая версия проверенного «старичка» Су-27 появилась в 2002 году
Модернизации подверглась система управления вооружением, авионика и система управления рулями. С 2006 года самолёт начал поставляться в войска
Постоянный участник статической экспозиции заслуженной техники - самолёт зондирования атмосферы М-55 «Геофизика», по сути демилитаризованный и переработаный вариант высотного разведчика М-17 «Стратосфера» ОКБ Мясищева
Впервые в небо машина поднялась в 1988 году и выпущено было всего 5 самолётов М-55, так что это уникальный экспонат наравне с МФИ. Конкретно этот борт был выпущен в Смоленске в 1990 году, участвовал в в программе госиспытаний, участвовал в полётной программе МАКСа в 2001 и 2003 годах
Сегодня на крыле только один самолёт М-55. Он выполняет эпизодические полёты в рамках испытаний новых высотных разведывательных комплексов
Ещё один постоянный экспонат - Ту-155, летающая лаборатория по отработке авиадвигателя на криогенном топливе
На Ту-155 один из двигателей НК-88 предназначен для использования криогенного топлива (сжиженного водорода, позже природного газа), остальные два - стандартные НК-8-2. Но при этом баки для криотоплива и их систему охлаждения и защиты пришлось устанавливать в хвостовой части фюзеляжа, что добавило в облик самолета различных нетипичных выступающих элементов
Исполинскими размерами и закреплённым сверху «баком» на статике сразу выделяется уникальный транспортник с прошлым «стратега» ВМ-Т «Атлант»
Это один из двух грузовиков программы «Буран», переделанных из бомбардировщиков 3М, второй борт - в музее дальней авиации в Дягилево. Самолёт был выпущен в 1959 году заводом имени Хруничева как 3МН и передан в эксплуатацию ВВС СССР, в 1970 году был переделан в самолёт-заправщик, а в 1979 году попал в программу «Буран»
Проектирование носителя было начато в 1976 году, а в 1980 первая машина начала наземные испытания. Первый полёт ВМ-Т состоялся в 1981 году и уже со следующего года оба самолёта начали использоваться по программе параллельно с продолжающимися испытаниями
В тяжелые для авиации 90-е годы самолётам пытались найти применение, но их узкая специализация не дала им шанса на коммерческую эксплуатацию, зато в качестве музейных экспонатов эти исполины вне конкуренции
И, наконец, «легенда-легенд» советской авиации - сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144Д
Этот самолёт один из шести построенных Ту-144Д, модернизированной «дальней» версии с новыми двигателями РД36-51А и один из тройки сохранившихся, а также один из пары оставшихся в России, так что уникальность на уровне. Построен ММЗ «Опыт» в 1984 году - последний выпущенный Ту-144, пассажиров не возил, участвовал в подготовке лётчиков-испытателей по программе «Буран» и был запасным бортом по совместной с США программе летающей сверхзвуковой лаборатории
Благодаря бизнес-дню и утренним часам публики немного, очереди нет, нужно пользоваться) На входе встречают, девушка смахивает на актрису Кейт Бекинсейл из фильма Перл-Харбор
ПГО выпущено, есть возможность посмотреть поближе узел крепления. Занимательная кинематика
Первым делом заглянул в кабину, тесновато, но довольно эргономично
Рабочее место КВС
Верхняя панель кажется куцеватой
Рабочее место бортинженера. Вот где полно всего
В туалете не особо просторно
Правая сторона салона. Кресла явно не местные, в оригинале справа блоки по три кресла и оригинальные поизящнее выглядят
Слева кресла блоками по два, но тоже не оригинал. Возможно делали перекомпоновку для участия в программах, либо салон поставили для экспозиции
Крыло огромно, общая площадь 507 квадратов. Каждая консоль равна по площади нормальному коттеджу
Можно и прогуляться...
В общем умели наши инженеры строить самолёты и, надеюсь, навык не был утерян и к тематике сверхзвука на пассажирских перевозках по российским просторам ещё будет возврат и новый проект СПС
Уходя с салона вновь снял этого красавца. Спасибо всем кто сохранил и сохраняет историю советско-российской авиации
Вот и всё что я бы хотел рассказать о МАКС-2015, посмотрим что покажут через два года)