В этой части рассказа о МАКС-2015 - гражданские самолёты, большие и не очень, для перевозки грузов и людей, а также выполнения отдельных интересных задач
Начнем с малого. На статической стоянке в ярком окрасе авиакомпании Dexter был представлен самолёт М-101Т «Гжель» разработки ОКБ Мясищева
Эта машина предназначена для перевозки небольшого количества пассажиров на расстояния до 1100 км, в Dexter используется в качестве аэротакси
У авиакомпании 6 таких самолётов и были планы на большее количество, но в 2009 году нижегородский авиазавод «Сокол» заявил о свёртывании серийного производства М-101
Всего за годы производства было выпущено 26 таких самолётов, кроме Dexter их эксплуатируют учебные заведения гражданской авиации, а также несколько М-101 находится в частных руках. На знаю, какова была цель показа этого самолёта на статике, но возможно это намёк на то, что нет смысла изобретать велосипед и пилить бабло на разработку нового российского малого самолёта если есть уже разработанные и освоенные в производстве модели
Уже долгое время конструкторам не даёт покоя идея глубокой модернизации старейшего пассажирского трудяги СССР и России - самолёта Ан-2. Инженеры краснодарской производственно-конструкторской компании Технорегион решили превратить биплан в подкосный моноплан ТР-301
При всех габаритах и возможностях Ан-2 новый самолёт легче на 500 кг, потребляет автомобильный бензин АИ-95 и управляется одним пилотом. Такие преимущества ТР-301 предлагаются на официальном сайте разработчиков
ТР-301 участвовал и в лётной программе МАКС-2015
Знакомый биплан без нижнего крыла выглядит немного странно
Готов показать на что способен
Аэродинамика Ан-2 наверное конечно пострадала, но внешне самолёт стал как-бы «легче» визуально
В полёте
Широко раскинув крылья гордо реет в синем небе...
После показа ТР-301 вновь порулил на своё место в статической экспозиции
Более глубокую модернизацию Ан-2 с ремоторизацией и цифровизацией кабины представил СибНИА имени С.А.Чаплыгина, причём даже два варианта. Но обо всём по-порядку
ТВС-2МС - вариант «кукурузника» с турбовинтовым двигателем Honeywell TPE-331-12UAN и пятилопастным винтом Hartzell изменяемого шага с возможностью реверса
В кабине появились современные индикаторы и мультифункциональные дисплеи
Салон ТВС-2МС составит конкуренцию многим люксовым бортам. Но это конечно выставочный образец)
Силовая установка достаточно компактна, что позволило разместить в мотогондоле ряд вспомогательного оборудования дающего возможность автономной эксплуатации самолёта. Это немаловажно в условиях небольших северных аэродромов и посадочных площадок
Вторым экспонатом от СибНИА стал «демонстратор технологий» - ТВС-2ДТ
В этой модели используется новая бипланная коробка с использованием композитов, также обновлено хвостовое оперение и панели фюзеляжа. Первый полёт «демонстратора технологий» состоялся 6 декабря 2014 года
Кабина - аналогична ТВС-2МС с небольшими вариациями
Борт активно участвовал в лётной программе авиасалона с демонстрацией всех возможностей
Самолёт носит имя собственное «Legend»
К взлёту готов...
Оба крыла имеют мощную механизацию что позволяет выполнять полёт в широком диапазоне скоростей, а также уменьшает дистанции разбега и пробега после посадки
Ан-2 ещё угадывается в формах, но всё меньше и меньше...
На коротком пробеге после посадки
За штурвалом - директор СибНИА, лётчик-испытатель Владимир Барсук
Видео одного из демонстрационных полётов:
Click to view
Ещё несколько фото с другого ракурса
Проход на минимальной скорости с большим углом тангажа
В вираже
Хвостовое оперение новое, а подкосы для него перекочевали с Ан-2 без изменений
Показ закончил, пора и на стоянку
По словам представителя СибНИА работы над «демонстратором технологий» будут продолжаться в дальнейшем, планируется замена остекления кабины и использование полностью композитного фюзеляжа
В нише двухдвигательных региональных турбопропов конкуренция выше. На МАКС-2015 представлены самолёты нескольких производителей, российских правда среди них к сожалению нет. Есть совместные детища, например российско-чешский модернизированный Let L-410NG New Generation, планируется к производству на Уральском заводе гражданской авиации
Ещё один представленный на статике турбопроп заокеанского происхождения - Beechkraft 350ER KingAir
Первый самолёт Beechkraft семейства KingAir поднялся в воздух в 1963 году и уже выпущено более 3000 самолётов этого типа, но постоянная модернизация и востребованность на рынке региональных и бизнес перевозок поддерживают эту модель в производстве
В России подобные самолёты эксплуатируются в бизнес-варианте в единичных экземплярах. Пассажирские перевозки на KingAir 350 осуществляет только авиакомпания Air Samara, у которой во флоте три самолёта
Ещё одним эксплуатантом этого типа в России является Госкорпорация по ОрВД. Филиал Аэроконтроль, осуществляющий лётные проверки радиотехнического оборудования аэропортов, обладает парой KingAir 350i. Один из этих бортов - RA-02800 можно было лицезреть на статической стоянке
В кабине всё по современному - полный «glass cockpit»
В пассажирском салоне - спецоборудование для лётных проверок
Принадлежность к Госкорпорации по ОрВД выдаёт лишь небольшой логотип на носовой части
Красивый и шустрый самолёт!
С солнечной стороны
Китай начинает понемногу продвигать свои продукты в авиационной сфере на российский рынок. Harbin Y-12F - региональный самолёт производства Aviation Industry Corporation of China
Y-12F - новейшая модификация самолёта, совершившего первый полёт в 1982 году
Новые турбовинтовые двигатели и авионика позволяют Y-12F выступать достойным конкурентом в своей нише
На МАКС-2015 борт перелетал через Новосибирск, подробнее об этом:
Самолёт участвует в лётной программе МАКС-2015, техники выполняют необходимые проверки перед полётами
Выруливает для демонстрационного полёта
Часто говорят о том что Китай копирует чужие разработки и компилирует разные решения в своих продуктах, здесь же я не наблюдаю аналогии с каким либо из известных самолётов
Короткий разбег и самолёт в воздухе
Видео демонстрационного полёта:
Click to view
На пробеге после посадки
Яркий и необычный самолётик!
Y-12F управляется экипажем из 2 пилотов, может взять на борт до 17 пассажиров и имеет дальность полёта до 1500 км
Различные модификации Y-12 эксплуатируются помимо Китая в ряде других стран Азии, Африки и Южной Америки
На статической стоянке был представлен самолёт-лаборатория концерна «Радиоэлектронные технологии» Як-40К
На самолёте тестируется интегрированная модульная авионика, производимая КРЭТ. Летающих Як-40 становится всё меньше, но использование их для таких целей продляет их лётную жизнь
Ещё один летающий экземпляр удалось снять в деле, Як-40К ОКБ Сухого привёз кого-то на МАКС-2015
Последнему из поколения Яков повезло больше. Як-42 ещё эксплуатируется на пассажирских перевозках, есть самолёты в административном варианте и летающие лаборатории. На задворках Раменского замечен Як-42Д RA-42402 авиакомпании ЯкСервис на хранении со снятыми двигателями
Более презентабельный Як-42Д красовался на статической стоянке. Это самолёт-лаборатория Росгидромета
Установленное на самолёте оборудование позволяет проводить мониторинг состояния окружающей среды, измерять газовый состав атмосферы и её термодинамические параметры, фиксировать потоки рассеянной солнечной радиации, атмосферное электричество, а также измерять параметры подстилающей поверхности
В следующей части речь пойдёт о больших пассажирских авиалайнерах, представленных на МАКС-2015