Советский автопром XX века

Sep 08, 2015 21:44

Предпоследний пост о Музее техники Вадима Задорожного в Подмосковье будет посвящён отечественным автомобилям, выставленным в его экспозиции. Их не так много как ретро авто начала прошлого века, но мне они интересны тем, что многие из них я застал на улицах и дорогах, а на каких-то и довелось ездить самому хотя бы в качестве пассажира



Известная по эпизоду из фильма "Операция Ы", мотоколяска на четырёх колёсах - СМЗ С-3А. Это транспортное средство производилось в Серпухове с 1958 по 1970 годы и оснащалось мотоциклетным двигателем в два цилиндра


Рядом - аналогичное изделие вместе с манекенами, изображающими сцену из фильма. Кстати, в народе этот автомобиль известен под именем "моргуновка" именно благодаря фильму, всё как-то лучше звучит, чем "инвалидка". Также в кадр попал мотороллер "Вятка" ВП-150, производившийся на заводе в Вятских полянах с 1957 по 1966 годы


Неподалёку ещё несколько представителей малолитражных автомобилей, всем известные "Запорожцы". Первым - "горбатый" ЗАЗ-965, производившийся с 1961 по 1969 годы. На таком автомобиле я когда-то впервые попробовал себя в роли водителя, не совсем легально, на огороде, но всё получилось. По отзывам владельцев, несмотря на неказистость и слабосильный двигатель в 27 лошадей, машина была довольно шустрой и проходимой. Удивительно было увидеть ЗАЗ-965 в 1995 году в фильме "бондианы" "Золотой глаз", где на "Запорожце" резидент встречает Бонда в Пулково-2 и чинит отказывающееся заводиться авто с помощью кувалды - вот она слава отечественного автопрома!


С 1966 года на смену этой модели пришла ЗАЗ-966, она же "ушастый" "Запорожец", прозванная так за характерные воздухозаборники двигателя по бокам кузова. Это уже был полноценный двухдверный седан, но заднее расположение двигателя не изменяли, при этом его мощность выросла до 40 лошадиных сил. С 1973 года в серию пошла модель ЗАЗ-968А, получившая ряд внешних отличий и продержавшаяся на конвейере до 1979 года


Последним из этой линейки стала модель ЗАЗ-968М, потерявшая "уши" и получившая новую светотехнику и двигатель в 50 лошадей. Последний ЗАЗ-968М сошёл с конвейера в 1994 году, а следующее поколение автомобилей ЗАЗ получило стандартную переднедвигательную компоновку и имя "Таврия". В экспозиции музея ЗАЗ-938М представлен в разрезе


Знаковый автомобиль для советского автопрома, который ещё достаточно часто можно встретить на дорогах - ВАЗ-2101 "Жигули". Купленная у итальянцев лицензия на производство адаптированной модели Fiat-124, получившей титул "Автомобиль года" в 1967 году, породила крупнейший советский автогигант - Волжский автозавод. Первыми моделями "Жигулей" стали седан ВАЗ-2101 и универсал ВАЗ-2102. "Копейка" продержалась в производстве до 1983 года, её сменила новая модель ВАЗ-2105, но за это время было выпущено более 4,5 миллионов седанов ВАЗ-2101 в различных модификациях, большое количество машин шло на экспорт


Вечные конкуренты ВАЗа - московский АЗЛК он же МЗМА, также отмечены в музее. Москвич-401, выпускавшийся МЗМА с 1954 по 1956 годы, являлся усовершенствованной версией первого массового автомобиля в СССР, разрешённого к продаже в индивидуальное пользование Москвич-400, который, в свою очередь, являлся доработанной копией немецкого довоенного Opel Kadett K38


На 401 модель устанавливался более мощный двигатель в 26 сил и модернизированная КПП с рычагом на рулевой колонке. Стоимость автомобиля в магазине составляла 9000 рублей при средней зарплате в 600 рублей


Ещё парочку "Москвичей" увидел на улице, судя по состоянию и месту стоянки - кандидаты на восстановление. Модель 407 выпускалась с 1958 по 1963 годы, а 412 (в данном случае сборки Ижевского завода) - с 1967 по 1999!!!


Большое число советских автоэкспонатов музея сошло с конвейера автозавода ГАЗ. Легендарная "полуторка" - ГАЗ-АА, лицензионная копия американского Ford-AA, начала сходить с конвейера в 1932 году, в 1938 году модернизированная верия автомобиля получила имя ГАЗ-ММ


ГАЗ-АА - первый самый массовый советский грузовик, за время производства было выпущено около миллиона автомобилей. Многие грузовики эксплуатировались до 1970-х годов, часто ГАЗ-АА можно встретить в качестве памятников как военным, так и гражданским автомобилистам


В послевоенные годы появилась более грузоподъёмная модель грузовика ГАЗ-51, с 1946 года было налажено их серийное производство. В 1955 году модель была модернизирована с присвоением индекса ГАЗ-51А и выпуск продолжался до 1975 года. Всего было выпущено почти 3,5 миллиона этих грузовиков, лицензионное производство было налажено в Польше, Китае и Северной Корее. В музее готовится к восстановлению автовышка на шасси ГАЗ-51, но если поискать, то можно найти ещё много различных экземпляров этой машины на ходу


Ещё один экспонат музея на шасси ГАЗ-63, полноприводной версии ГАЗ-51, пожарная автоцистерна ПМГ-19М родом из 1960-х. Такие машины для нужд всей страны изготавливал Варгашинский завод противопожарного оборудования в Курганской области


Что касается легковых автомобилей, то после окончания войны ГАЗ выдал "на гора" модель среднего класса М-20 "Победа", серийный выпуск этого автомобиля стартовал в 1946 году. Серия давалась нелегко, первые автомобили выходили с завода "сырыми", было много огрехов сборки и брака комплектующих, но с 1948 года выпуск был отлажен. В серии шли три варианта автомобиля - фастбэк, кабриолет и такси


В 1955 году, после модернизации автомобиль обрёл новую внешность и ряд изменений в конструкции


С 1951 года "Победа" стала выпускаться по лицензии на польском заводе FSO под маркой "Warszawa". В СССР этот автомобиль перестали собирать в 1958 году, а поляки продолжали сборку до 1973 года, да ещё при этом сделали новые модификации: седана с отдельным объёмом багажника, универсала-фургона и пикапа. ГАЗ М-20 хорошо шли на экспорт в скандинавские страны, Австрию и Бельгию, где часто использовались в службе такси как дешёвые и неприхотливые


С 1957 года на замену "Победе" начали выпуск новой модели ГАЗ-21 "Волга". Этот автомобиль уже имел полноценный трёхобъёмный кузов "седан" и был спроектирован с учётом мировых трендов автодизайна того времени


В музее представлена пара прекрасных двухцветных "Волг" так называемой "первой серии" со звездой в оформлении решётки радиатора, которая сходила с конвейера с 1956 по 1958 годы


Первоначально ГАЗ-21 оснащался немного доработанным нижнеклапанным двигателем от "Победы", но вскоре обрёл собственное сердце - верхнеклапанный ЗМЗ-21А объёмом в 2,4 литра и мощностью в 75 лошадок


Автомобили ГАЗ-21 "Волга" широко поставлялись на экспорт, причём как в соцстраны, так и в страны капиталистического мира. На выставке AutoExpo-58 в Брюсселе "Волга" была представлена среди других автомобилей на советском стенде, получившем гран-при выставки


С конца 1958 года в производство пошла "вторая серия" ГАЗ-21 с новой облицовкой радиатора в виде цельноштампованной панели с 16 отверстиями, этот вариант также представлен в экспозиции музея. А вот "Волги" третьей серии с "китовым усом" к сожалению нет, но учитывая масштабы производства, живучесть машины и кузова, а также большую популярность у реставраторов - ГАЗ-21 в самых разных вариантах вполне возможно встретить как на различных ретроавтовыставках, так и просто в повседневной жизни на дороге. Это не может не радовать, автомобиль очень красив и элегантен


В 1949 году на ГАЗе был начат выпуск первого для завода автомобиля представительского класса, им стала модель ГАЗ-12 (ЗиМ). Автомобиль представлял из себя большой шестиместный седан с длинной базой предназанченный для использования в качестве представительского автомобиля для номенклатурных работников. Позже появились варианты санитарного автомобиля и такси большой вместимости. В частные руки ГАЗ-12 практически не продавался, чаще его могли дать в качестве государственной награды за какие либо заслуги. Выпуск машины продолжался до 1960 года, было произведено более 20000 автомобилей


На смену ЗиМу в 1960 году пришла новая модель ГАЗ-13 "Чайка" с новыми формами, соответствующими автомобильному дизайну того времени


Обилие хромированых деталей в оформлении автомобиля подчёркивало его предназначение как представительского. "Чайки" никогда не продавались в частные руки, несколько автомобилей были переданы видным общественным деятелям в качестве подарков. Одной из таких машин являлась единственная белая "Чайка", подаренная первой женщине-космонавту Валентине Терешковой, которая использовала позывной "Чайка" в полёте


С 1961 года в линейке "Чаек" появились кабриолеты ГАЗ-13Б, которые выпускались в небольших количествах и использовались на парадах, демонстрациях и торжественных встречах космонавтов и зарубежных гостей. Кабриолет имел складной тент с электрогидравлическим приводом, убиравшийся в ниши за задним сиденьем, а боковые стёкла опускались внутрь дверей вместе с рамками


ГАЗ-13 "Чайка" выпускалась до 1981 года, было произведено 3179 автомобилей. С 1973 года небольшими партиями завод RAF производил универсалы на базе ГАЗ-13, получившие индекс ГАЗ-13С, эти автомобили использовались в качестве медицинских и ритуальных. Сегодня многие сохранившиеся экземпляры ГАЗ-13 "Чайка" можно увидеть в различных автомобильных музеях, кроме того в некоторых крупных городах эти автомобили можно арендовать для различных торжеств


Отдельная ветвь автомобилей ГАЗа - советские джипы, легковые автомобили повышенной проходимости. На стоянке будущих возможных экспонатов был замечен слегка уколхоженный заменой тента на крышу от фургона-каблука ГАЗ-69А


Рядом ждёт реставрации бортовой грузовик ЗиС-150, пришедший на замену заслуженным старичкам ЗиС-5 и выпускавшийся с 1947 по 1957 годы


ЗиС-5 выпускался помимо головного завода на заводах в Ульяновске и Миассе. На базе автомобилей УралЗиС-5 с 1952 года в Варгашах и в Топках на заводах противопожарного оборудования собирались автоцистерны ПМЗ-11. Эта пожарная машина несла 1420 литров воды, 80 литров пенообразователя и боевой расчёт из 6 человек, перевозимый в отапливаемом закрытом кузове. ПМЗ-11 состояли на службе до 1970-х годов, сегодня многие из них установлены в качестве памятников у пожарных частей по всей стране, в музее также представлен один из экземпляров


Помимо огромного разнообразия грузовиков ЗиС/ЗиЛ являлся основным производителем советских лимузинов - автомобилей представительского класса для высших чинов власти. Начало линейки было положено в 1936 году с выпуском автомобиля ЗиС-101, этот автомобиль выпускался до начала войны, в 1939 году пройдя модернизацию и получив новый индекс ЗиС-101А. В послевоенное время в 1945 году был начат выпуск лимузина ЗиС-110, на дизайн которого большое влияние оказал американcкий автомобиль высшего класса Packard Super Eight


С 1949 года в производство пошёл ЗиС-110Б - фаэтон со складной матерчатой крышей, такие автомобили использовали на парадах и при торжественных встречах официальных делегаций


С приходом к власти Н.С.Хрущева особое внимание стало уделяться сельскому хозяйству и появилась мода выезда руководителей в поля для проверки дел на местах, специально для этих целей был налажен выпуск полноприводной версии ЗиС-110П, выпускавшейся как с закрытым, так и с открытым кузовом


Для перевозки высших лиц государства на базе ЗиС-110 был создан бронированный лимузин ЗиС-115. Его проектирование было начато в 1943 году по персональному заданию И.С.Сталина и первая партия ЗиС-110С (специальный) была собрана в 1946-1948 годах. Автомобили оказались перетяжелёнными, что сделало неовзможным их полноценную эксплуатацию на существующих типах покрышек. Была проведена работа над ошибками и с 1949 года под обозначением ЗиС-115 началась малосерийная сборка бронированных лимузинов


Производство ЗиС-115 продолжалось до 1955 года, всего было выпущено 56 автомобилей, большинство из которых эксплуатировалось Гаражом особого назначения (ГОН), но несколько таких машин были переданы лидерам дружественных стран


В основе конструкции ЗиС-115 была бронекапсула, на которую навешивалась внешняя обшивка. Стеклопакеты толщиной 75 мм выдершивали попадание из винтовки с дистанции в 25 метров, в дверях опускание стёкол осуществлялось с помощью гидропривода. Бронекапсулы выпускались на Подольском заводе имени Орджоникидзе, каждая из них перед отправкой на автозавод проходила проверку на прочность на полигоне


К началу 1950-х годов в мире автомобильного дизайна произошло много изменений и ЗиС-110 стал выглядеть устаревшим, далеко вперёд ушли и технические наработки. Несколько лет шли конструкторские поиски, было построено несколько прототипов различного дизайна и, наконец, в 1959 году в серию пошла новая модель представительского лимузина СССР - ЗиЛ-111. С 1960 года небольшими партиями начали выпускаться и парадные фаэтоны ЗиЛ-111В


С началом выпуска на ГАЗе "Чайки" возникло положение с похожестью моделей внешне, это дало стимул к модернизации сто одиннадцатого и появлению в 1962 году модели ЗиЛ-111Г совсем иного дизайна. С 1963 года на её базе началась сборка фаэтонов ЗиЛ-111Д для торжественных выездов и парадов, всего было собрано 8 таких машин. За всё время производства линейки ЗиЛ-111 различных модификаций с 1959 по 1967 годы было выпущено 112 автомобилей. Представленный в экспозиции музея ЗиЛ-111Д принадлежал лидеру ГДР Эрику Хоннекеру


С 1967 по 1978 годы серийно производилась новая линейка лимузинов ЗиЛ-114, в её рамках с 1971 года в производстве появилась укороченная версия представительских автомобилей ЗиЛ, которые, обладая лучшей динамикой и маневренностью по сравнению с лимузинами, стали выполнять роль машин сопровождения кортежа и получили собственный индекс ЗиЛ-117. Для участия в парадах было собрано 10 автомобилей ЗиЛ-117В с двухдверным кузовом "фаэтон" со складывающимся с помощью электропривода матерчатым тентом


В 1978 году стартовал серийный выпуск лимузинов нового дизайна - ЗиЛ-115, позже получивших обозначение ЗиЛ-4104. В линейке также был представлен седан ЗиЛ-41041, санитарный универсал ЗиЛ-41042, автомобиль спецсвязи на базе лимузина ЗиЛ-41043, парадный фаэтон ЗиЛ-41044 и бронированный лимузин ЗиЛ-4105. В 1983 году всё семейство автомобилей получило небольшие внешние изменения в светотехнике и обновлённый ряд индексов ЗиЛ-41045 для лимузина, ЗиЛ-41046 для автомобиля спецсвязи и ЗиЛ-41051 для бронированной версии. Ещё одну волну модернизации линейка прошла в 1985 году, новые автомобили получили индексы ЗиЛ-41047 (броневерсия - 41052), бесконтактную электронную систему зажигания, обновлённую гидромеханическую трансмиссию, а также новые покрышки "Гранит", позволяющие продолжать движение на "пробитом" колесе


Всего за время производства было изготовлено около 200 различных автомобилей данной линейки, последний серийный лимузин ЗиЛ-41047 был выпущен в 2002 году для президента Казахстана. В последствии были собраны ещё несколько экземпляров парадного кабриолета ЗиЛ-410441, которые стали последними автомобилями представительского класса, выпущеными ЗиЛом. В 2013 году завод был закрыт, предприятие ликвидировано и начался снос цехов и застройка территории жилыми домами. С 2013 года на базе бывшего механосборочного цеха №6, где собирались лимузины, работает частное предприятие ООО "МСЦ6 АМОЗИЛ", которое занимается штучной сборкой, реставрацией и продажей представительских автомобилей марки ЗиЛ, а также их техническим обслуживанием


Ныне в ходу представительские иномарки и новый российский брэнд Aurus, возможно и такие автомобили пополнят коллекцию музея Задорожного в скором времени.
Оставшийся пост о музее будет посвящён летающим экспонатам.

ГАЗ-51, ЗиС, ПМЗ-11, музей, СМЗ С-3А, ПМГ-19М, ГАЗ М-20 Победа, ГАЗ-АА, ЗиЛ-111, ГАЗ-13 Чайка, СМЗ, ЗиЛ-111Д, ГАЗ-21 Волга, ЗиЛ, Жигули, Москвич-401, ЗАЗ-965, ЗиЛ-115, ГАЗ-12, ЗиЛ-111В, ЗиС-115, Запорожец, ГАЗ-63, ВАЗ, МЗМА, ГАЗ-69, СССР, ЗАЗ-968М, ретроавто, ЗиС-150, ВАЗ-2101, УралЗиС, ЗАЗ-968А, ЗиС-110, Музей техники Вадима Задорожного, ЗиЛ-117В, Москвич, автомобили, Зил-4104, ИЖ-412, история, ГАЗ, ЗиЛ-117, ЗиЛ-41047, Москвич-407, ЗиМ, техника, полуторка

Previous post Next post
Up