Авиаколлекция Музея Задорожного

Sep 09, 2015 13:32

В заключительной части рассказа о Музее техники Вадима Задорожного речь пойдёт об авиационных экспонатах коллекции



В экспозиции, находящейся в здании музея, представлено несколько авиационных двигателей, как поршневых, так и турбореактивных.
Поршневой звёздообразный авиадвигатель АИ-14 был разработан в запорожском МКБ "Прогресс" в 1947 году. Этот девятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения равивал мощность до 240 л.с. и устанавливался на самолёты Як-12, Як-18, Ан-14, PZL-104 Wilga, кроме того в 1950 году была создана модификация АИ-14В для вертолётов Ка-15 и Ка-18. Двигатель неоднократно модернизировался, повышалась мощность, с 1959 года стал называться М-14. В 1974 году была разработана модификация М-14П мощностью в 360 л.с. ставшая базовой для широкого ряда двигателей. Лицензионное производство АИ-14 было налажено в Польше и Румынии. В России модификации М-14 серийно производились до 1994 года


Один из первенцев советского турбореактивного двигателестроения - ВК-1 (РД-45). Был разработан в 1946 году под руководством Владимира Климова на основе английского двигателя Rolls-Royce RB.41 Nene. Выпускался большой серией на нескольких авиазаводах в СССР, а также в Китае, Польше и Чехословакии. Устанавливался на самолёты МиГ-15, МиГ-17, Ту-14, Ил-28. Многие двигатели после выработки лётного ресурса использовались в спецавтомобилях ТМ-59 для обдува горячим воздухом поверхности ВПП и РД и удаления с них наледи и снега. Модифицированные версии подобных спецмашин по сей день выпускаются заводами аэродромной техники, так как большое количество ВК-1 ещё осталось на консервации


Турбовальный авиадвигатель ГТД-350 был разработан в 1961 году в Ленинградском ОКБ-117 для установки на лёгкий вертолёт Ми-2. Серийное производство было развёрнуто в Польше на заводе PZL в 1964 году и продолжалось до конца 1990-х годов. Всего было выпущено более 11000 ГТД-350 различных модификаций


Ещё один вертолётный турбовальный двигатель в коллекции музея - ТВ2-117. Этот двигатель был разработан в ОКБ имени Климова в 1964 году и с 1965 года серийно производился на Пермском моторном заводе. Выпуск был завершён в 1997 году, всего было произведено около 23000 двигателей различных модификаций. ТВ2-117 и его модификации устанавливались на вертолёты Ми-8, многие из них продолжают служить и сегодня, поднимая в небо винтокрылые машины


Первый турбораективный двигатель полностью разработанный в СССР - АМ-5 был создан в 1955 году ОКБ-300 под руководством Алексанра Микулина и Сергея Гаврилова. Он предназначался для самолётов-истребителей МиГ-19 и истребителей-перехватчиков Як-25. Позже двигатель получил новое обозначение РД-9. Выпускался серийно на Уфимском моторостроительном производственном объединении с 1954 по 1974 годы, по лицензии производился в Чехословакии и Китае


В 1958 году в московском ОКБ-300 были закончены работы по разработке первого советского двухвального ТРД с форсажной камерой - Р-11-300. Серийное производство нового двигателя началось в Уфе на УМПО и на Московском машиностроительном предприятии имени Чернышёва. Р-11-300 устанавливались на самолёты Як-25, Як-28, Су-15 и МиГ-21. Позже в Китае началось лицензионное производство двигателей для установки на истребитель Chengdu J-7, являющийся копией МиГ-21. После отработки лётного ресурса многие двигатели Р-11-300 нашли применение на пожарных автомобилях газоводяного тушения АГВТ-150 (375)


Двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25 был разработан в 1966 году на ЗМКБ "Прогресс", с 1967 года серийно выпускается в Запорожье на предприятии "Мотор Сич". Двигатель устанавливался на сельскохозяйственный самолёт WSK-Mielec M-15 Belphegor и пассажирский самолёт местных авиалиний Як-40. Модификация АИ-25ТЛ используется на учебно-тренировочных Aero L-39 Albatros, а АИ-25ТЛК устанавливалась на учебно-боевой самолёт совместного китайско-пакистанского производства Hongdu JL-8


Также в качестве экспонатов музея представлены образцы авиационного ракетного вооружения.
Управляемая ракета ближнего боя "воздух-воздух" Р-60 была разработана в ОКБ "Вымпел" и поступила на испытания в 1971 году. В 1973 году Р-60 принята на вооружение и начато её производство на заводе в Тбилиси. Ракета могла использоваться практически на всех типах истребителей, в настоящее время из-за малой дальности поражения (10-12 км) практически не используется


В 1975 году на вооружение была принята неуправляемая авиационная ракета С-25, разработанная в КБ "Точмаш". В качестве носителя С-25 могут выступать различные типы самолётов, её предназначение - уничтожение техники и живой силы противника с воздуха. В музее проедставлен вариант с осколочно-фугасной боевой частью проникающего типа - С-25-ОФМ


Рядом экспонируются ракеты средств ПВО.
Зенитная управляемая ракета В-300 входила в комплекс ПВО Москвы С-25 "Беркут", развёрнутый двумя кольцами вокруг столицы в 1953-1958 годах. Выпускал В-300 машиностроительный завод в Долгопрудном. Позднее комплексы С-25 встали на вооружение по всему СССР. В 1982 году ракеты В-300 были сняты с вооружения, а оставшиеся на складах были переоборудованы в ракеты-мишени, использующиеся на различных испытаниях и учениях


В 1959 году на вооружение частей ПВО был принят новый подвижный ЗРК малой дальности (до 50 км) С-75 "Десна", разработанный НПО "Алмаз".  Используемые зенитные управляемые ракеты состояли из двух ступеней, первая с пороховым стартовым ускорителем, а вторая с жидкостным ракетным двигателем. С помощью комплекса С-75 1 мая 1960 года под Свердловском был сбит высотный самолёт-разведчик U-2 Гэри Пауэрса. С-75 широко поставлялись на экспорт, активно применялись во вьетнамской войне, арабо-израильских конфликтах и ирано-иракской войне. Лицензионное производство комплексов под наименованием Хунци-1 и Хунци-2 было развёрнуто в Китае. В настоящее время модернизированные комплексы состоят на вооружении некоторых бывших республик СССР и ряда других стран


Ещё одним интересным экспонатом ракетной тематики является баллистическая ракета Р-17 (8К14), входившая в ракетный комплекс оперативно-тактического назначения 9К72 "Эльбрус". Первый пуск Р-17 состоялся на полигоне Капустин Яр в 1959 году, а в 1962 году она была принята на вооружение. В качестве пусковой установки первоначально использовалось гусеничное шасси 2П19, созданное на базе ИСУ-152, а с 1967 года на вооружение была принята пусковая установка 9П117 на четырёхосном самоходном шасси МАЗ-543П. Ракеты комплектовались как фугасными, так и ядерными боевыми частями и имели дальность до 300 км. Р-17 активно поставлялась на экспорт в безъядерном варианте, применялась в Войне судного дня, Афганской войне, войне в Персидском заливе и ряде других конфликтов. КНДР, Пакистан и Иран использовали технологии Р-17 для создания своих ракет средней дальности


Есть в коллекции музея и беспилотный разведчик Ту-143 "Рейс". Этот БПЛА был разработан в ОКБ Туполева на базе Ту-141 "Стриж" в виде его облегчённой и уменьшеной версии. Первый полёт Ту-143 состоялся в декабре 1970 года, а в 1976 году он был принят на вооружение. Выпуск Ту-143 осуществлялся на Воронежском авиазаводе с 1973 по 1989 годы, было произведено 950 БПЛА. Ту-143 позволял осуществлять фото или телевизионную разведку с передачей данных по радиоканалу, в качестве двигателя использовался ТРД ТР3-117, являющийся короткоресурсной модификацией вертолётного турбовального двигателя ТВ3-117. На базе БПЛА также была создана воздушная мишень М-143


Теперь можно переходить и к самолётам. В здании музея помимо самолётов второй мировой войны есть ряд гражданских моделей, практически все они созданы ОКБ А.С.Яковлева. Учебно-тренировочный двухместный УТ-2 совершил свой первый полёт в 1935 году. Этот самолёт был предназначен для первоначального обучения лётчиков. С 1938 по 1948 годы на авиазаводе в Арсеньеве было произведено 7243 самолётов. УТ-2 дал путевку в небо многим лётчикам героям войны и большому количеству будущих пилотов Аэрофлота


Для повышения качества лётной подготовки и мастерства пилотов Осоавиахиму требовались более скоростные чем УТ-2 самолёты. Это привело к появлению в 1936 году одноместного учебно-тренировочного самолёта УТ-1, который по качеству пилотирования был близок к состоявшим тогда на вооружении истребителям И-16. УТ-1 активно использовались в воздушных парадах и спортивных соревнованиях, им принадлежит несколько рекордов того времени. В годы войны УТ-1 использовался как лёгкий штурмовик с установленной парой пулемётов ШКАС и четырьмя неуправляемыми снарядами РС


В 1946 году на смену УТ-2 в аэроклубы пришёл новый самолёт - Як-18. Самолёт предназначался для первоначального обучения, а также мог использоваться в качестве связного, санитарного и патрульного. Изначально Як-18 имел трехопорное шасси с хвостовым колесом, но в 1951 году в производство пошла модификация Як-18У с передней стойкой. Этот самолёт явился родоначальником обширного семейства самолётов, одним из которых является четырёхместный пассажирский Як-18Т, широко используемый сегодня частной авиацией и для первоначального обучения курсантов лётных учебных заведений


Из реактивных яковлевских машин в музее также представлено несколько экземпляров. В учебно-тренировочном варианте представлен один из ранних реактивных истребителей ОКБ Яковлева - Як-23УТИ. Первый полёт Як-23 сосотялся в 1947 году, двигатель на машине расположен по нестандартной, реданной схеме. Самолёт оснащался первоначально английскими двигателями Rolls-Royce Derwent V, в серии - отечественными РД-500, кабина пилота - негерметичная. Несмотря на прямое крыло Як-23 показал хорошие скоростные характеристики на испытаниях, но при этом отсутствие аэродинамического тормоза снижало его маневренность. Выпуск Як-23 всех модификаций производился на Тбилисском авиазаводе с 1949 по 1950 годы, было собрано 313 самолётов


На уличной экспозиции представлен многоцелевой сверхзвуковой самолёт Як-28П, одна из модификаций первого в СССР крупносерийного сверхзвукового фронтового бомбардировщика Як-28. Первый полёт Як-28 совершил в 1958 году, в войска начал поступать с 1960 года, в различных модификациях использовался ВВС до середины 1990-х годов, но при этом никогда не принимался на вооружение. Самолёты выпускались на Саратовском, Новосибирском и Иркутском авиазаводах с 1960 по 1971 годы, произведено 1180 Як-28 всех модификаций. Модификация Як-28П представляла собой истребитель-перехватчик с ракетным вооружением, выпуск осоществлялся в Новосибирске с 1962 по 1967 годы, произведено 435 самолётов


ОКБ Яковлева единственное, кто в СССР занимался разработкой самолётов вертикального взлёта и посадки. В 1964 году впервые поднялся в небо первый советский самолёт вертикального взлёта и посадки, экспериментальный палубный штурмовик Як-36. На его базе был создан серийный советский самолёт вертикального взлёта и посадки Як-38, совершивший первый полёт в 1970 году. Самолёт оснащался двумя подъёмными двигателями, расположенными за кабиной лётчика и одним подъёмно маршевым. Серийный выпуск всех модификаций Як-38 осуществлялся на Саратовском авиазаводе с 1974 по 1989 годы, всего было построен 231 самолёт. Самолёты такого типа разрабатывались для базирования на авианесущих крейсерах проекта 1143, несколько из которых были построены и переданы в ВМФ. В 1985 году была создана модификация Як-38М с подкрыльевыми баками и усовершенствованым вооружением. В 2004 году Як-38 были официально сняты с вооружения ВМФ


Дальнейшим развитием работ по самолётам вертикального взлёта и посадки стал сверхзвуковой всепогодный палубный самолёт Як-141, совершивший первый полёт в 1987 году, а первую посадку на палубу в 1991 году. Было произведено всего 4 таких самолёта и все они были переданы на испытания, но с развалом СССР проекту было приостановлено финансирование, а в 1992 году он был окончательно закрыт. Изюминкой машины стал уникальный подъёмно-маршевый двигатель с управляемым вектором тяги Р79В-300, сопло которого могло поворачиваться на угол до 95 градусов. Находящийся в экспозиции музея Як-141 - второй построенный самолёт этого типа и первый лётный экземпляр, собран в 1985 году. Этот борт был представлен на авиасалоне в Фарнборо в 1992 году, где совершал показательные полёты, он же экспонировался в статической экспозиции МАКС-93 и МАКС-95


Из вертолётной техники в музее представлен Ми-1, который не получилось нормально отснять и Ми-24Д, затесавшийся в ряду истребителей. Ми-24Д - модификация Ми-24 с тандемным расположением кабин, выпускавшаяся с 1973 по 1977 годы заводами в Ростове-на-Дону и Арсеньеве. Ми-24 на сегодняшний день является вторым по распространённости в мире ударным вертолётом после американского AH-64 Apache, в различных модификациях вертолёт выпускается с 1971 года постоянно модернизируясь, состоит на вооружении армий множества стран, принимал участие в большинстве современных вооружённых конфликтов


Из машин, разработанных в ОКБ С.В.Ильюшина, в музее представлен один из первых советских самолётов с реактивным двигателем, фронтовой бомбардировщик Ил-28. первый полёт этого самолёта состоялся в 1948 году, за его создание Сергею Ильюшину и группе конструкторов ОКБ была присуждена Сталинская премия. Ил-28 в различных модификациях выпускался авиазаводами в Москве, Воронеже, Самаре и Омске, с 1949 по 1955 годы было построено 6635 самолётов. Производство Ил-28 без лицензии СССР под маркой Harbin H-5 было налажено в Китае. Ил-28 широко экспортровался в страны, дружественные СССР. После вывода с военной службы Ил-28 использовались для переучивания гражданских лётчиков с поршневой на реактивную технику, а также под индексом Ил-20 в качестве почтовых самолётов и для перевозки матриц основных газет из Москвы в региональные типографии


ОКБ П.О.Сухого представлено в экспозиции музея истребителем-перехватчиком Су-15ТМ. Первый полёт Су-15 состоялся в 1962 году, а в 1965 году самолёт был принят на вооружение войск ПВО. Первый серийный Су-15 был собран на Новосибисрком авиазаводе в 1966 году, здесь же выпуск и продолжался до 1981 года, всего было построено около 1300 Су-15 всех модификаций. Су-15ТМ - наиболее совершенная модификация перехватчика, имевшая 6 точек подвески вооружения, в качестве которого могли выступать ракеты "воздух-воздух" Р-60М или Р-98М, также имелась возможность нести бомбовое вооружение вместо подвесных топливных баков. Су-15 не поставлялся на экспорт, с вооружения в России был снят в 1994 году, ещё два года состоял на вооружении частей ПВО Украины


Самолёты марки МиГ широко представлены в музее. Наиболее массовый реактивный боевой самолёт в истории авиации - истребитель МиГ-15 впервые поднялся в небо в 1947 году, а в 1949 году был принят на вооружение ВВС СССР. Самолёты МиГ-15 и их модификации производились на девяти заводах в СССР, а также по лицензии в Чехословакии, Польше и Китае. Всего за годы производства с 1947 по 1959 годы было выпущено более 15000 различных модификаций МиГ-15. Представленная в экспозиции музея учебно-тренировочная версия МиГ-15УТИ выпускалась с 1950 по 1959 годы, этот самолёт являлся основным учебным самолётом ВВС СССР, Китая, а также стран Варшавского договора в 1950-1960-е годы. В конце 2005 года Албания последней из стран эксплуатировавших МиГ-15 сняла их с вооружения


На замену МиГ-15 в 1950 году пришла новая модель истребителя - МиГ-17. Этот самолёт, хоть и считался околозвуковым, первым из серийных истребителей допускал достижение скорости звука. Выпуск МиГ-17 и его модификаций был развёрнут на авиазаводах в Горьком, Куйбышеве, Тбилиси, Новосибирске и Комсомольске-на-Амуре. Лицензионный выпуск осуществлялся также в Польше, Чехословакии и Китае. С 1951 по 1969 годы на всех заводах было выпущено около 10000 различных модификаций МиГ-17. Истребитель состоял на вооружении более чем сорока государств, во большинстве из которых МиГ-17 довелось принимать участие в боевых действиях. С начала 1970-х годов МиГ-17 стали постепенно снимать с вооружения, списанные самолёты со снятым вооружениям передавались учебным центрам ДОСААФ и устанавливались в качестве авиационных памятников. На сегодняшний день единственной страной, имеющей на вооружении самолёты Shenyang J-5, китайский эквивалент МиГ-17, является КНДР


Второе поколение истребителей смогло наконец превысить скорость звука, ярким его представителем является МиГ-19, совершивший первый полёт в 1952 году и с 1955 года пошедший в серийное производство. Выпуском МиГ-19 занимались авиазаводы в Горьком и Новосибирске, а также лицензионное производство было налажено в Чехословакии и Китае. Самолёт широко применялся в авиации ПВО СССР и поставлялся на экспорт в более чем 20 стран, МиГ-19 участвовали в ряде вооруженных конфликтов по всему миру. Производство МиГ-19 велось до 1960 года, всего было построено более 6000 истребителей, в настоящее время китайский вариант этого самолёта - Shenyang J-6 состоит на вооружении ВВС КНДР. В экспозиции музея представлена выпускавшаяся небольшой серией модификация МиГ-19СВ, высотный самолёт-перехватчик с облегчённой конструкцией, двумя пушками НР-30 и двигателями РД-9БФ-1


Лёгкий сверхзвуковой фронтовой истребитель третьего поколения МиГ-21 совершил первый полёт в 1956 году, с 1959 года началось серийное производство в Москве, Горьком и Тбилиси. В процессе производства самолёт неоднократно модернизировался и имел множество модификаций для различных задач. Серийные аналоги МиГ-21 строились в Чехословакии, Индии и Китае, причём китайский Chengdu J-7 производится до сих пор, в СССР Миг-21 был снят с производства в 1985 году. Построено более 10000 МиГ-21 различных модификаций, благодаря такой массовости производства самолёт отличался очень низкой себестоимостью. В коллекции музея представлена модификация МиГ-21СМТ, выпускавшаяся с 1971 года. Эта версия отличалась увеличенным запасом топлива благодаря установке дополнительного топливного бака поверх фюзеляжа за кабиной пилота, также на МиГ-21СМТ устанавливался более мощный двигатель Р-13Ф-300 обладающий возможностью помимо обычного форсажного режима использовать режим чрезвычайного форсажа


Ещё один самолёт третьего поколения, сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности МиГ-27. Первый полёт МиГ-27 состоялся в 1972 году, в серии с 1975 года самолёты производились в Москве, Иркутске и Улан-Удэ. С 1985 по 1996 годы лицензионное производство самолётов производилось в Индии. МиГ-27 поставлялся на экспорт в ряд стран, на сегодня остаётся на вооружении ВВС Казахстана и Индии, причём в последней является основным истребителем-бомбардировщиком


В 1977 году в небо поднялся многоцелевой истребитель четвёртого поколения МиГ-29. Серийное производство МиГ-29 началось с 1982 года на МАПО имени Дементьева и Горьковском заводе "Сокол". В 1983 году успешно завершились лётные испытания и первые серийные МиГ-29 начали поступать в строевые части для освоения. Принят на вооружение самолёт был в 1987 году, к этому времени он уже был хорошо изучен в частях ВВС. С 1986 года начались и экспортные поставки МиГ-29 как в страны Варшавского договора, так и ВВС ряда других государств. Первый показ за рубежом прошёл в Финляндии в 1986 году, а в 1988 МиГ-29 был представлен на авиасалоне в Фарнборо. Постоянная модернизация МиГ-29 позволяет продолжать его выпуск и использование в строевых частях, а также широкие экспортные поставки


Единственным реактивным самолётом зарубежного производства в коллекции музея является американский истребитель-бомбардировщик Republic F-84F Thunderstreak, этот самолёт появился в результате глубокой модернизации F-84 Thunderjet, его первый полёт состоялся в 1951 году. С 1954 по 1972 годы F-84F несли службу в ВВС и Нацгвардии США, также с 1955 года они стали поступать на вооружение стран NATO. Последние F-84F были сняты с вооружения в 1991 году в Греции


Учитывая количество интересностей в коллекции музея и их состояние я крайне рекомендую это место для посещения всем тем, кто интересуется техникой и историей её развития

Су-15, Ту-143 Рейс, МиГ-27, музей, Туполев, МиГ-21СМТ, republic, МиГ-19СВ, Як-141, УТ-1, Су-15ТМ, МиГ-15УТИ, Ил-28, Ми-24Д, вооружение, Як-28П, Ильюшин, ВВС России, УТ-2, ВВС СССР, МиГ-15, Сухой, Яковлев, Микоян, Ми-24, ПВО, Як-28, Музей техники Вадима Задорожного, Як-23УТИ, МиГ-29, история, Як-18, f-84f thunderstreak, Як-38, МиГ-21, авиадвигатели, МиГ-19, МиГ-17, техника, Миль, Як-23, авиация

Previous post Next post
Up