Броненосцы из музея Задорожного

Sep 07, 2015 16:24

В череде обзоров экспонатов Музея техники Вадима Задорожного настало время тяжёлой артиллерии - в этой части речь пойдёт о танках и бронемашинах



Останки машины двойного назначения - трактора С-60 "Сталинец". Эти тракторы выпускал Челябинский тракторный завод с 1933 по 1937 годы, помимо основного назначения в сельском хозяйстве часть машин уходила в Красную армию, где использовалась в качестве артиллерийского тягача


Малый плавающий танк Т-37А - первый в мире серийный плавающий танк, производился  в СССР с 1933 по 1936 годы. Эти танки в РККА испоьзовались для выполнения задач разведки, связи, боевого охранения и поддержки пехоты на поле боя. Т-37А массово использовались в советско-финской войне 1939-1940 годов


На командирские танки устанавливалась радиостанция, отличием таких Т-37А была антенна в виде трубчатой рамки поверх корпуса танка


В 1936 году на базе Т-37А был создан новый, улучшенный вариант плавающего танка - Т-38. Выпуск этих машин производился с 1936 по 1939 годы, они выполняли те же задачи, что и их предшествующая версия. Т-38 принимали участие в советско-финской войне и в боях первых лет Великой отечественной войны. Единичные экземпляры воевали до 1944 года


Что касается колёсной техники того времени, в экспозиции представлен её яркий представитель - бронемашина БА-20, в основе которой лежит легковой автомобиль ГАЗ М-1


Проектирование этого броневика было начато в 1933 году, а в 1936 первые БА-20 были поставлены в РККА, где использовались в качестве разведывательных и связных машин. Боевое применение БА-20 было ограничено из-за слабой бронезащиты. В 1938 году в серию пошёл модернизированный вариант бронемашины БА-20М с более толстой бронёй и усиленной подвеской, производство которого продолжалось до 1942 года


С началом Второй мировой войны возникла необходимость в разработке новых танков. Так, в 1941 году был разработан, пущен в серию и принят на вооружение РККА лёгкий танк Т-60


Именно этот танк рассматривался для использования в проекте КТ (Крылья танка) О.К.Антонова. Был построен один опытный экземпляр планера А-40 на основе Т-60 с приделанными к нему бипланной коробкой крыльев и хвостовым оперением. В 1942 году в ЛИИ прошли испытания КТ, точнее один полёт, показавший повышенные требования к мощности самолёта-буксировщика. За невозможностью выделения таких самолётов для буксировки КТ в связи с их малым количеством в РККА проект был свёрнут


В конце 1941 года на ГАЗе была создана глубокая модернизация Т-60, получившая название Т-70 и обладавшая усиленным вооружением и бронезащитой, а также новым, более мощным двигателем


В коллекции музея есть и копии Т-60 и Т-70, выполненые на более новой агрегатной базе. Эти машины на ходу и используются при съёмках фильмов и в военно-исторических реконструкциях


Основной танк Великой отечественной войны, прославленная "тридцатьчетвёрка". Т-34 был разработан в КБ танкового отдела завода №183 в Харькове под руководством М.И.Кошкина в 1940 году, выпускался серийно до 1948 года. Танк имеет большое количество модификаций, помимо того использовался как шасси для ряда артиллерийских установок. В коллекции музея представлена модификация Т-34-76, с пушкой Ф-34 калибра 76 мм образца 1941 года...


...а также вариант Т-34-85 с пушкой С-53 калибра 85 мм, выпускавшийся с 1944 года


Есть в коллекции музея и зарубежная техника. Полугусеничный транспортёр M3 выпускался в США на заводах International Harvester Company с 1941 по 1944 годы, кроме того выпускалось большое число различных боевых машин на шасси M3. Бронетранспортёры такого типа состояли на вооружении армии США и поставлялись союзникам по лендлизу, в СССР были поставлены единичные экземпляры


Одной из боевых машин базе транспортёра M3 была зенитная самоходная установка M16 MGMC (Multiple Gun Motor Carriage), эти ЗСУ широко использовались войсками союзников как на европейском, так и на тихоокеанском театрах военных действий


Самый массовый танк США и универсальная платформа для САУ и инженерных машин M4 "Sherman" производился в различных модификациях с 1942 по 1945 годы. В СССР с 1942 года поставлялся по лендлизу, всего было получено 4102 танка. В музее представлена модификация M4A3 с бензиновым V-образным восьмицилиндровым двигателем Ford GAA в 500 л.с., такие модификации в СССР не поставлялись. В войсках РККА эксплуатировались M4A2 со спаркой из двух шестицилиндровых дизелей GM6046 (375 л.с. каждый), получившие прозвище "эмча"


С 1943 года на Кировском заводе в Челябинске было начато производство тяжёлого танка ИС-2 "Иосиф Сталин", этот танк являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным  из всех советских танков периода Второй мировой войны, включая союзные. Производство ИС-2 продолжалось до 1945 года, а на вооружении в войсках СССР и России он оставался до 1993 года. Кроме того, большое количество этих танков было поставлено в страны соцлагеря


На базе лёгких танков Т-60 и Т-70 с 1943 по 1945 годы выпускалась самоходная артиллерийская установка СУ-76 с 76-мм пушкой ЗиС-3


В экспозиции представлен вариант СУ-76М, отличавшийся отсутствием бронированной крыши боевого отделения и увеличенным моторесурсом силовой установки


Тяжёлая САУ ИСУ-152 на базе танка ИС производилась с 1943 по 1947 годы, её вооружением являлась 152-мм пушка-гаубица МЛ-20С. Состояла на вооружении войск до 1974 года, в 1986 году при ликвидации аварии на ЧАЭС использовались демилитаризованные ИСУ-152 с баз хранения в качестве инженерных машин


На базе Т-34-85 в 1944 году также была выпущена САУ СУ-100, она в основном применялась для борьбы с тяжёлыми немецкими танками. Серийный выпуск СУ-100 осуществлялся на Уралмашзаводе и продолжался до 1948 года, по советской лицензии в Чехословакии с 1953 по 1956 год СУ-100 выпускалась под наименованием SD-100. Помимо СССР эта САУ состояла на вооружении почти всех стран соцлагеря, а также поставлялась в ряд дружественных государств, причём в некоторых странах на начало 2000-х годов она ещё состояла на вооружении


Тяжелый танк ИС-3 был запущен в производство в последнии дни войны, участия в боевых действиях не принимал, но 52 танка ИС-3 7 сентября 1945 года приняли участие в Берлинском параде союзных войск в честь победы во Второй мировой войне. Производство ИС-3 было свёрнуто в 1946 году, было выпущено 2315 танков. ИС-3 состоял на вооружении совесткой армии, 200 машин были поставлены в КНР, кроме того были поставки в Египет, КНДР, Сирию и Ирак


В 1950 году в войска стал поступать бронетранспортёр БТР-152 созданный на базе грузовика ЗиС-151. Выпуск этой машины производил ЗиС и Брянский автозавод до 1955 года в стандартной модификации, а ряд вариантов оставался в производстве до 1962 года. Всего было выпущено более 12000 БТР-152


На вооружении армии СССР/России БТР-152 состоял до 1993 года, большое количество бронетранспортёров поставлялось в другие страны, был налажен лицензионный выпуск в КНР и ГДР. В ряде государств БТР-152 всё ещё стостоит на вооружении


В связи с ростом калибра, а следовательно и массы используемых артиллерийских орудий армии требовался специализированный тягач, в 1954 году для этих целей был выпущен лёгкий полубронированный гусеничный тягач АТ-П. Выпускался АТ-П на Мытищенском машзаводе до 1962 года, помимо обычного тягача производились шасси под специализированные версии. С вооружения официально был снят только в 1998 году


Большое количество тягачей после службы в войсках проходило демилитаризацию и эксплуатируется в народном хозяйстве в качестве транспортёров и тягачей повышенной проходимости


В 1957 году на базе АТ-П был разработан артиллерийский подвижный наблюдательный пункт АПНП-1 "Рысь". В качестве полезной нагрузки на тягач ставилась бронекапсула для разведчиков-наблюдателей с соответствующим оборудованием


Развитием танков серии ИС стал тяжёлый танк ИС-5, переименованный в процессе разработки в ИС-8, а при принятии на вооружение в конце 1953 года получивший индекс Т-10. Т-10 стал наиболее совершенным серийным советским послевоенным тяжёлым танком, его производство продолжалось до 1966 года, а последние единицы Т-10 были сняты с вооружения в 1993 году


В 1957 году на вооружение была принята модернизированная версия - Т-10М. Основным отличием стало новое вооружение, состоящее из 122-мм пушки М-62-Т2 с двухплоскостным стабилизатором и пулемётов КПВТ. Также изменилась конструкция башни, увеличилась толщина лобовой брони, установлен новый двигатель В-12-6 мощностью 750 л.с., все рабочие места членов экипажа стали оснащаться приборами ночного видения, танк получил противоатомную защиту и систему постановки дымовых завес. В 1960-х годах практически все Т-10 в войсках были модернизированы до версии Т-10М


В 1958 году на вооружение был принят средний станк Т-55, являвший собой глубокую модернизацию предыдущей модели Т-54. Это был первый в мире серийный танк оборудованый автоматической системой противоатомной защиты, что позволяло ему вести боевые действия в условиях применения ядерного оружия. В 1962 году появилась модификация Т-55А с повышенным уровнем противоатомной защиты, производимая до 1977 года. Во многих странах Т-55 и его модификации находятся на вооружении по сей день, в России был снят с вооружения в 2010 году, более 2500 танков остаются на хранении


Для замены лёгкого бронетраспортёра разведки в середине 1950-х годов ОКБ ГАЗ была разработана БРДМ-1, принятая на вооружение в 1958 году и производившаяся до 1966 года. БРДМ-1 в отличии от своих предшественников имела повышенную проходимость за счёт использования дополнительных пар опускаемых колёс и обладала возможностями амфибии. Большое количество БРДМ-1 было экспортировано зарубежным эксплуатантам, некоторые экземпляры по сей день несут службу в ряде стран


БРДМ-1 послужила базой для создания различных специализированных боевых машин. Одна из таких модификаций также представлена в коллекции музея - это ПТРК "Малютка" 9К11 с ракетой 9М14 в составе боевой машины 9П110 "Овод" на шасси БРДМ-1


Ещё один ПТРК, уже на базе БРДМ-2 - 9К111 "Фагот", на вооружении с 1970 года, прошёл несколько ступеней модернизации, широко экспортировался и состоит на вооружении войск некоторых стран по сей день


Из более-менее современных зарубежных экспонатов в музее представлен бронетранспортёр чешского производства Tatra OT-810. Эта машина была разработана в начале 1950-х годов на базе немецкого БТР Sd.Kfz.251 Hanomag и выпускалась серийно с 1958 по 1963 годы


Немного о внутренностях боевых машин. В качестве одного из экспонатов в музее представлен комплекс радиосвязи Р-142, устанавливаемый в кунге КШМ на базе ГАЗ-66


Вернёмся к оружию. Первый в мире серийный танк с гладкоствольным орудием и массой среднего танка при высоком уровне бронирования - Т-62. Разработка Т-62 началась в 1957 году, а в 1961 году он был принят на вооружение. За время серийного производства с 1962 по 1973 годы было выпущено около 20000 танков, с начала 1970-х Т-62 стал поставляться на экспорт. Во ряде армий мира Т-62 и его модификации всё ещё стостоят на вооружении, в России более 2000 танков находятся на базах хранения


В 1965 году на вооружение частей ПВО принят новый зенитно-ракетный комплекс 2К11 "Круг" с управляемыми ракетами 3М8. В музее передставлена самоходная пусковая установка этого комплекса 2П24 с парой ракет, в качестве базы использовалась семикатковая модификация шасси САУ СУ-100П. В различных модификациях ЗРК "Круг" производился с 1965 по 1982 годы, поставлялся в армии стран Варшавского договора и КНДР. На сегодняшний день в России около 200 комплексов находятся на хранении, в Азербайджане, Армении и Киргизии некоторое количество ЗРК "Круг"; состоит на вооружении


Для прикрытия танковых и мотострелковых дивизий советской армии от угрозы с воздуха в 1967 году на вооружение войск ПВО был принят ЗРК 2К12 "Куб". В музейной коллекции самоходная пусковая установка комплекса 2П25 выполненная на шасси ЗСУ 2А6 "Шилка" и несущая 3 зенитных управляемых ракеты 3М9. В состав комплекса входили 4 СПУ, а также самоходная установка разведки и наведения 1С91, кабина приёма целеуказания 9С417 на шасси ЗиЛ-131 и пара транспортно-заряжающих машин на шасси ЗиЛ-131 с комплектом из 3 ЗУР на каждой. Комплекс производился с 1967 по 1983 годы периодически модифицируясь, состоял на вооружении стран Варшавского договора, кроме того экспортировался в некоторые зарубежные страны под экспортным наимениванием "Квадрат" с некоторыми изменениями в оборудовании и характеристиках


В 1976 году на вооружение частей ПВО был принят ЗРК "Стрела-10" (9К35), предназначенный для визуального контроля воздушного пространства и уничтожения обнаруженных воздушных целей на малых высотах. Этот комплекс явился результатом глубокой модернизации ЗРК 9К31 "Стрела-1", эксплуатировавшегося в войсках с 1968 года. Боевая машина 9А35, созданная на шасси бронетранспортёра МТ-ЛБ, является основным элементом комплекса. На ней установлена как аппаратура оценки зоны 9С86, так и пусковая установка из четырёх зенитных управляемых ракет 9М37. Состоит на вооружении российской и ряда зарубежных армий


Реактивная система залпового огня БМ-21 "Град" была принята на вооружение армии СССР в 1963 году. Выпуск этих систем производился на Пермском заводе имени Ленина до 1988 года, всего выпущено более 8500 единиц. В качестве шасси для РСЗО используется автомобиль повышенной проходимости Урал-375Д. БМ-21 на сегодняшний день состоит на вооружении армий многих стран мира, в России большая часть установок находится на хранении


Дальнейшим развитием РСЗО "Град" стал комплекс 9К55 "Град-1", принятый на вооружение в 1976 году. Боевая машина этого комплекса на шасси ЗиЛ-131 представляет собой облегчённую версию БМ-21. "Град-1" активно применялась войсками СССР в Афганской и Чеченской войнах, большое количество РСЗО сегодня состоит на хранении


Ещё одна реактивная система залпового огня калибра 220 мм 9К57 "Ураган" была принята на вооружение в 1975 году. Учитывая массу орудия и силу выстрела в качестве шасси для установки был выбран тяжёлый четырёхосник ЗиЛ-135ЛМ. РСЗО "Ураган" состоит на вооружении армии России и ряда других государств


В 1960-х годах СССР начал разработку нескольких вариантов САУ с различным калибром и предназначением. Одним из результатов этих работ стала 122-мм полковая самоходная гаубица 2С1 "Гвоздика", принятая на вооружение в 1971 году. Выпуск этой САУ продолжался до 1991 года, было произведено более 10000 экземпляров. "Гвоздики" по сей день состоят на вооружении армии России и ряда других стран


Более мощная 152-мм дивизионная самоходная гаубица 2С3 "Акация" также была принята на вооружение в 1971 году. За время её серийного производства до 1993 года было выпущено около 4000 гаубиц, большая часть из которых состоит на вооружении армии России и бывших союзных республик, некоторое количество 2С3 было поставлено на экспорт


Помимо гаубиц в это же время был разработан тяжёлый 240-мм самоходный миномёт, получивший индекс 2С4 "Тюльпан" и принятый на вооружение в 1971 году. Этот миномёт создавался в первую очередь для дивизионов артиллерии резерва Верховоного Главнокомандования и заменил буксируемые миномёты М-240. 2С4 на сегодня состоят на вооружении артиллерийских частей России, Казахстана и Ливии


Ещё один "цветок" из того же "букета" - самоходная 203-мм пушка 2С7 "Пион", принята на вооружение в 1975 году. Разрабатывалась для замену буксируемых орудий Б-4 и Б-4М того же калибра в дивизионах артиллерии резерва Верховного Главнокомандования. Эта пушка обладает дальностью стрельбы до 47,5 км и способна стрелять тактическими ядерными снарядами. Выпуск 2С7 продолжался до 1985 года, далее по 1990 год выпускалась модернизированная версия 2С7М "Малка". Состоят на вооружении России, некоторых стран бывшего СССР и Анголы


С появлением самолётов большой грузоподъёмности с возможностью десантирования техники встал вопрос о создании различных боевых машин для ВДВ. Одной из таких разработок стала 120-мм дивизионно-полковая авиадесантная самоходная артиллерийско-миномётная установка 2С9 "Нона-С", принятая на вооружение в 1980 году. Состоит на вооружении армий стран бывшего СССР, в том числе и российской

Основной советский боевой танк второго поколения Т-72 "Урал", принят на вооружение в 1972 году, выпускался с 1973 по 1992 годы на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле, по лицензии в Чехословакии, Польше, Индии, Югославии, Ираке и Иране. Общее количество произведённых Т-72 в различных модификациях составляет более 30000 танков. Состоит на вооружении многих армий мира, в России большинство Т-72 на хранении, в действующих частях модернизированные версии Т-72Б, Т-72БА, Т-72Б3. Глубокая модернизация Т-72Б привела к созданию основного боевого танка российской армии Т-90


В начале 1970-х ОКБ Кировского завода на базе танка Т-64А вело разработку танка с газотурбинным двигателем, её результатом явился принятый на вооружение в 1976 году Т-80. В 1978 году модернизированная версия Т-80Б получила более мощный двигатель и ряд других улучшений конструкции. Выпуск Т-80Б продолжался до 1985 года, ему на смену пришла версия Т-80БВ с усиленным бронированием и навесной динамической защитой "Контакт". В конце 1980-х годов появилась версия с дизельным двигателем. Танки Т-80 и их модификации состоят на вооружении российской армии и ряда армий других стран


В следующем посте о музее техники Вадима Задорожного покажу коллекцию советских автомобилей.

Музей техники Вадима Задорожного, музей, артиллерия, военная техника, армия россии, пво, бронемашины, танки

Previous post Next post
Up