Гусарское 8

Feb 14, 2021 12:33


ПАВЛОГРАДСКИЕ ГУСАРЫ В ЛИТЕРАТУРЕ, КИНО И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Часть вторая


«Павлоградские» гусары и их прототипы
в пьесе А.К.Гладкова «Давным давно»
Гусарский поручик Дмитрий Ржевский с детства был заочно обручён с Шурочкой, дочкой отставного майора Азарова, и вот приехал наконец познакомиться с невестой на её 17-летие.

«Вбегает Шура в мундире гусарского корнета, который ей очень к лицу.
Шура
(увидев Ржевского, вскрикивает)
Ах!
Ржевский
Что я вижу?..
Мундир гусарский... Это очень мило!..
Имею честь - поручик Ржевский!.. Вы-с
Корнет? Мундир у вас, конечно, павлоградский!
Шура
Нет... То есть... да...
Ржевский
Вот это так сюрприз!
Примите же корнет, салют мой братский.
Гусар гусару брат, не правда ли, всегда?»

Именно так происходит завязка сюжета «героической комедии в стихах» драматурга Александра Константиновича Гладкова «Давным давно». Пьеса (её первоначальное название - «Воспитанники славы») была написана в 1940 году, её премьера состоялась 7 ноября 1941 года в Ленинграде. Во время Великой Отечественной войны пьесу «Давным давно» ставили фронтовые театральные бригады, а её постановка в 1943 году в Центральном театре Красной Армии была отмечена Государственной премией. Александр Гладков переделал пьесу в киносценарий, по которому в 1962 году в честь 150-й годовщины Отечественной войны режиссёром Эльдаром Рязановым был снят киноводевиль «Гусарская баллада».
Именно короткая фраза про «павлоградский мундир» позволила в статье «Павлоградец» Ржевский», опубликованной в 2003 году в газете «Павлоградские ведомости», достаточно дерзко утверждать, что «гусар всея Руси», «литературный, киношный и фольклорный герой» поручик Ржевский имеет отношение к Павлоградскому гусарскому полку. Мотивируя свою наглость тем, что городу Павлограду необходим бренд и поручик Ржевский может стать таковым. А в тексте прозвучало слово «павлоградский», не «ахтырский», «изюмский» или «лубенский», а именно «павлоградский».
Прототипом Шурочки Азаровой могла стать (ибо А.К.Гладков отрицал это) знаменитая «кавалерист-девица» Надежда Андреевна Дурова (1783-1866). В 1806 году она, бросив мужа с маленьким сыном, под видом мужчины записалась на военную службу сначала в казачий, потом в уланский полк. Принимала участие в боевых действиях, была разоблачена, лично встречалась с Александром І, который разрешил ей остаться в армии, наградил Знаком Отличия Военного Ордена (солдатским «Георгиевским крестом»), присврил воинское  звание корнета и перевёл в Мариупольский гусарский полк под именем Александр Александрович Александров. В 1811 году Надежда Дурова перевелась в Литовский уланский полк. Во время Отечественной войны 1812 года принимала участие в боевых действиях, получила звание поручика, командовала полуэскадроном, была ранена. Две недели служила адъютантом-посыльным у Михаила Илларионовича Кутузова. Из-за последствий ранения была отправлена на лечение. В действующую армию вернулась в 1813 году и опять принимала участие в боях. Вышла в отставку в 1816 году в звании штаб-ротмистра. Написала мемуары «Записки кавалерист-девицы», которые в 1836 году издал Пушкин в журнале «Современник».
Александр Гладков всячески отрицал, что прототипом Шурочки Азаровой была Надежда Дурова. Возможно, лишь основной сюжетний ход: переодевание молодой женщины в гусарский мундир - подсказала драматургу история кавалерист-девицы. Тем более, что главным героем Гладков называл поручика Ржевского, прототипом которого стал Денис Давыдов.
Сам Гладков писал в воспоминаниях: «Вообще Денис Давыдов был самым активным из всех добрых гениев моей работы. Я знал его почти назубок и попутно даже придкмал пьесу о нём самом… Весь Ржевский вышел из стихотворения «Решительный вечер». Невозможно перечислить, сколько словечек, бытовых мелочей, оборотов фраз я позаимствовал из давыдовских стихов и прозы».
Денис Давыдов стал настоящей легендой русского гусарства. Хотя начинал свою службу в Лейб-гвардии Кавалергардском полку, но за сатирические байки «Сон» и «Голова и ноги» был переведён в армейские гусары - в Белорусский гусарский полк. Именно там начинается рождение образа «настоящего гусара»: романтического поэта, буяна и смельчака, воспетого в «зачашных песнях». Именно Давыдов своим творчеством окончательно закрепил в сознании тогдашней публики феномен «гусарства».

Гусарство - беспробудная гульба и отчаянная дерзость, ошеломляющее бескорыстие и постоянное безденежье, нарочитое презрение к богатству, наградам и чинам, но постоянное стремление к свободе, славе и игре. Гусар - признанный герой не только на поле славы и поле чести, но и на ниве любви, он - символ героя-любовника и покорителя женских сердец. Именно таким воплощением всех гусарских добродетелей стал поручик Ржевский.
Повторимся, единственное чёткое указание на полковую принадлежность прозвучало. «Мундир на вас, конечно, павлоградский!». Именно эти слова позволяют нам привлечь поручика Ржевского и Шурочку Азарову в литературные ряды Павлоградского гусарского полка и поставить в одном строю с Николаем Ростовым и Василием Денисовым.

Продолжение следует
Вернуться к предыдущему
 

военно-историческое

Previous post Next post
Up