Гусарское 9

Feb 18, 2021 20:04


ПАВЛОГРАДСКИЕ ГУСАРЫ В ЛИТЕРАТУРЕ, КИНО И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Часть третья



Павлоградские гусары в экранизациях романа «Война и мир»
На данный момент существует 11 экранизаций романа «Война и мир» (или отрывков из него). Первая была осуществлена в 1913 году, когда на экраны синематографа вышел немой фильм «Война и мир» режиссёра Петра Чардынина. В 1915 году Яков Протазанов и Владимир Гардин сняли немой фильм «Война и мир». В том же 1915 году Пётр Чардынин выпустил немой фильм под названием «Наташа Ростова».
После сороколетнего перерыва в 1956 году на широкий экран вышла лента режиссёра Кинга Видора «Война и мир». Фильм с голливудскими звёздами первого уровня того времени Одри Хепбёрн и Генри Фонда в главных ролях был достаточно свободной интерпретацией толстовского текста.
В 1959 году Георгий Данелия сняв 13-минутную киноновеллу по отрывку из романа. В 1963 году в Великобритании на телевизионные экраны вышел сериал «Война и мир» режиссёра Сильвио Наризано.
В 1965-1967 годах Сергей Бондарчук выпускает киноэпопею «Война и мир» в четырёх частях, считающуюся одной из самых высокобюджетных картин в истории советского кинематографа, в которой использованы  новаторские методы панорамной съёмки и самые масштабные батальные сцены.
В 1972 году в Великобритании выходит сериал «Война и мир» режиссёра Джона Дейвиса. На этом всплеск интереса к роману Льва Толстого замирает ещё на 35 лет. В 2007 году начинается новая волна и на экраны выходит сериал «Война и мир» режиссёров Роберта Дорнхельма и Брендона Доннисона (совместное производство Германии, России, Польши, Франции, Италии). В 2012 году российскими режиссёрами Марией Панкратовой и Андреем Грачёвым для телеканала «Звезда» была снята короткометражная трилогия по отрывкам из романа под общим названием «Война и мир».
Наконец в 2016 году в Великобритании увидел свет шестисерийный фильм «Война и мир» режиссёра Тома Харпера, который, как и эпопея Бондарчука, достаточно точно следует (с небольшими отступлениями) толстовскому сюжету.
Поскольку нас интересует прежде всего отображение образа павлоградских гусар в экранизациях, каковые просто по жанру являются костюмированными фильмами, то мы и сосредоточимся на особенностях кинопоказа униформы Павлоградского гусарского полка начала ХІХ века.
С блестящей голливудской лентой 1956 года всё просто. Там нет униформы Павлоградского гусарского полка. Николай Ростов на протяжении фильма одет в разные гусарские мундиры, но все они к павлоградскому не имеют отношения. Да и, положа руку на сердце, к русскому гусарскому мундиру вообще. Чем-то доломаны и ментики Николая Ростова (Джереми Бретт) и Василия Денисова (Патрик Крин) напоминают мундиры Лейб-гвардии Гусарского полка (красное с золотом).


Возможно, художник по костюмам вдохновлялся известной картиной Ореста Кипренского. Но французский кивер на голове Николая Ростова,

как-то наводит на размышления того толка, что перед американскими костюмерами стояли гораздо более грандиозные задания, нежели отображение мундира Павлоградского гусарского полка. И они с ними (то бишь, с заданиями, а не с мундирами) мастерски справились. Фильм получил три номинации на премию «Оскар» (не считая прочих престижных наград), в том числе - «за лучший  дизайн костюмов».
Костюмеры советской киноэпопеи  подошли к своей работе с абсолютно противоположных позиций. Они (т.е. костюмы) полностью соответствуют той форме одежды, которую носили в 1805 году (это форма образца 1803 года). Николай Ростов (Олег Табаков) и Василий Денисов (Николай Рыбников) одеты в зелёные доломаны и зелёные чакчиры, голубые ментики, шнуры - жёлтые (ибо приборный цвет - золото).



Особенностью униформы образца 1803 года были специфические киверы: высокие, почти цилиндрические, с пристёгивающимся козырьком.

Интересный момент: в четвёртой части («1812 год») в сценах Бородинского сражения у гусар униформа образца 1812 года (она значительно отличается, спутать форму 1803 и 1812 годов невозможно). Что является ещё одним штришком, подчёркивающим внимание советских костюмеров к мелочам подробностям.
Единственное, что хочется спросить у Сильвестра Моранда, исполнителя роли Николая Ростова в британском сериале 1972 года: «Вы в каком полку служили?!».

В немецком сериале сериале 2007 года цвета доломанов не соответствуют уставным, есть большущие вопросы к толщине и длине этишкетов. Николаю Ростову (Дмитрий Исаев) и Василию Денисову (Гарри Принц) так и подмывает задать всё тот же сакраментальный вопрос.




В британском сериале 2016 года униформа отвечает Уставу. Цвета доломанов, чакчир, ментиков, шнуров и выпушек подобраны мастерски, этишкеты необходимой длины и ширины, киверы с характерным «развалом» и «седлом» (кривизной) верха. Даже Николай Ростов сначала (как юнкер, приравненный к нижнему чину) носит шнуры красного цвета, а после ранения, награждения орденом и получения офицерского чина - жёлтые.




Однако Николай Ростов (Джек Лауден) и Василий Денисов (Томас Арнольд), как и прочие павлоградские гусары, одеты в форму образца 1812 года.

А события происходят в 1805 году! Можно допустить, что павлоградские мундиры шили вместе с формой для сцен Бородинской битвы (в пятом эпизоде) и продюсеры решили сэкономить не форсить.
Такое же внимание к подробностям, которую можно охарактерезировать поговоркой «за деревьями леса не увидели», мы наблюдаем в сцене атаки Павлоградского гусарского полка под Шёнграбеном.  В британском сериале 2016 года эскадрон Денисова эталонно (по уставу - в две шеренги) по чистому полю атакует французскую пехотную роту.

image Click to view



Но битва при Шёнграбене была столкновением 7-тысячного арьегарда Багратиона с 20-тысячным корпусом Мюрата! Георгиевскиезнамёна за Шёнграбенский бой кроме Павлоградского гусарского полка получили Киевский гренадерский, Черниговский драгунский и два донских полка. В советской киноэпопее сцена битвы при Шёнграбене выдержана в духе лермонтовского «смешались в кучу кони, люди», однако она производит впечатление масштабностью. Видно, что это битва тысяч людей.

image Click to view


Кстати, в точно таком же минималистическом духе британцы сняли и сцены Бородинской битвы. Несомненно, поражает натуралистичность и эффект присутствия (кинотехнологии не стоят на месте), но видно, что в сцене задействовано несколько десятков статистов и снято всё на небольшой площадке. Во всяком случае, у меня, видимо испорченного Бондарчуком, сложилось такое впечатление.
Цветовую палитру униформы Павлоградского гусарского полка в наиболее живописной форме отображает картина современного российского художника Виктора Николаевича Болтышева «Герой 1812 года командир Павлоградских гусар» (написана в 2016 году).

На полотне изображён уроженец Черниговской губернии, полковник (с 1813 года - генерал-майор) князь Спиридон Эрастович Жевахов 2-й (1768-1815), который служил в Павлоградском гусарском полку с 1797 по 1813 годы, был награждён орденами Святого Георгия IV (в 1807 году) и ІІІ (в 1814 году) классов, а также золотой саблей «За храбрость» (в 1812 году).
В.Н.Болтышев - автор целой серии батальных полотен, посвящённых эпизодам Отечественной войны 1812 года, и иллюстратор многочисленных униформологических книг и планшетов, в том числе «Русские гусары 1811-1813 годов».
Подводя итог, можно отметить, что полностью отвечает историческим реалиям 1805 года униформа Павлоградского гусарского полка в советском фильме 1965 года. Тщательно проработанная форма в британском сериале 2016 года также отвечает историческим реалиям. Но 1812 года. Всё остальное - фантазии костюмеров на гусарскую тематику.

Продолжение следует
Вернуться к предыдущему

военно-историческое

Previous post Next post
Up