Про самоколонизацию и колонизацию

Jan 08, 2022 21:51

Надо обновить-освежить страницу, поэтому, расскажу я вам про самоколонизацию, про то, как колонизируемые становятся колонизаторами, и про роль интеллектуалов (философов в частности) в этом процессе самоколонизации и превращении колонизируемых в колонизаторов.
А также, про то, как Древний Рим захватил Галлию, колонизировал Галлию, и как интеллектуалы в XVII веке, ведомые, надо понимать, чувством обиды за свое колониальное прошлое, дискурсивно воспротивились этой колонизации в знаменитом ʺСпоре о древних и новыхʺ.

Случайно наткнулся на любопытную статью про самоколонизацию во Франции в XVII веке и в эпоху Просвещения:
Damien Tricoire (Дамьен Трикуар)
«The Enlightenment and the Politics of Civilization: Self-Colonization, Catholicism, and Assimilationism in Eighteenth-Century France» (Просвещение и политика цивилизации: Самоколонизация, католицизм и ассимиляционизм во Франции восемнадцатого века)

Статья входит в сборник «Enlightened Сolonialism-Civilization Narratives and Imperial Politics in the Age of Reason» под редакцией того же Дамьена Трикуара, и, как я понял, статья является частью общей концепции, но вникать в концепцию я не стал, остальные статьи в сборнике не посмотрел пока. Статья попалась мне отдельно от сборника, и сама по себе понравилась (перевел я ее с помощью сетевых переводчиков, естественно).

Итак, в статье говорится, что Просвещение - это нарратив, родившийся во Франции, и в сборнике рассматривается как нарратив Просвещения связан с цивилизаторской имперской политикой Франции. В статье утверждается, что историю французского Просвещения можно рассматривать как продолжение самоколонизации во Франции в XVII веке.

При этом автор обращает внимание, что, как это часто встречается, колонизируемые присвоили и поглотили программу колонизаторов.

Эти самоколонизаторские усилия были одной из главных причин, почему нарратив Просвещения приобрел такую привлекательность во Франции. А усилия Просвещения по самоколонизации отчасти объясняют, почему философы пользовались такой сильной поддержкой политиков. Более того, имперская цивилизаторская политика также была тесно связана с самоколонизацией.

Итак, все дело в том, что в представлениях французов XVII века (по крайней мере тех, кто обладал нужным образованием) галлы уже считались непосредственными предками французов, а в древности галлы до того, как их захватили римляне были сущие варвары. В то время как римляне - это просвещенный народ, который не просто оккупировал Галлию, но и принес туда свет знаний и высокую культуру - тот самый классицизм, который во Франции XVII века стал непререкаемым каноном пока, как известно, в 1687 году Шарль Перро (стараниями которого, как известно, и бродит по культурным просторам нашего отечества девочка в красной шапочке), так вот, Шарль Перро не заявил, что в нынешнее время при великом и могучем короле-солнце Людовике XIV живется и пишется ничуть не хуже, чем в древности, и науки и художества достигли совершенства не уступающего достижениям древних. (О, ужас! Как он мог такое написать!) Разгорелся страшный спор, непонятный нынешнему времени. И современные исследователи удивляются: Почему спор принял такой ожесточенный характер?

Сара Мельцер (Sara Melzer) утверждает, что задор спора подогревался постколониальным комплексом, когда постколониальные модели, доставшиеся от завоевателей римлян, начали раздражать некоторых французских писателей и художников. И таким образом, подняв дискурсивное восстание против Античности, взбунтовавшиеся интеллектуалы тех времен освобождались от навязанных колонизаторами классических правил игры в искусство. В ходе спора пришли к доктрине, что классикам не обязательно подражать, и копировать их один в один, а можно держать классиков в качестве образца, и следовать стандартам классического искусства, создавая при этом собственные произведения. Но, это была только одна стратегия сопротивления древним колонизаторам. В другом случае, колонизированные французские интеллектуалы нашли утешение в изобретении идеи прогресса в истории, и древние были помещены на более нижнюю ступень, чем французы конца XVII века. Именно, идея прогресса и получила свое дальнейшее развитие в период Просвещения.

Любопытно, что в названии книги Сары Мельцер проблематизируется неопределенность при идентификации героев книги: «Colonizer or Colonized: The Hidden Stories of Early Modern French Culture». Колонизаторы или колонизированные?
То есть, получается, французы XVII века сначала видели себя в качестве колонизированных, но потом, просветившись (и даже превзойдя в науках и искусствах своих завоевателей) сами стали колонизаторами неся свет знаний и цивилизацию другим варварским народам.

=========================================

Отступление от статьи

Не сильно разбираясь в особенностях той эпохи, и в этой теме в частности, вспомнил, что у меня где-то завалялась, бог весть, когда и зачем купленная, книжка «Спор о древних и новых» (1985 года издания в серии ʺИстория эстетики в памятниках и документахʺ - помните, такие хорошие книжки в одинаковых коричневых обложках). Заглянул в эту книгу, пролистал, и вот как начинается поэма Шарля Перро «Век Людовика Великого» (с которой собственно и началась дискуссия-перебранка мастеров слова):

Чтить древность славную прилично, без сомненья,
Но не внушает мне она благоговенья.
Величье древних я не склонен умалять,
Но и великих нет нужды обожествлять.
И век Людовика, не заносясь в гордыне,
Я с веком Августа сравнить посмею ныне.
Когда водили в бой с таким искусством рать
И штурмом крепости, как мы, умели брать?
Случалось ли быстрей победы колеснице
На верх величия и славы возноситься?

То есть, оборона современности от древних начинается со славословий победам ʺфранцузского оружияʺ (зачёркнуто) армии Людовика XIV (разорительная Война за испанское наследство еще даже не мыслилась).
Войн в эпоху Людовика XIV было много, очень много, я в них путаюсь и плохо ориентируюсь. Людовика XIV, как тот джин из восточной сказки и повести братьев Стругацких, строил дворцы и воевал, воевал и строил дворцы. Как известно, довоевался он до полного истощения казны. Тем не менее, считается, что это была «великая эпоха».

Еще были недовольные аристократы, обиженная и рассерженная высшая знать, теряющая власть, права и влияние, что и подталкивало ее уходить в оппозицию абсолютной монархии. Дело здесь не в событиях времен Фронды, дело в том, что в этих оппозиционных аристократических салонах (мадам де Рамбуйе, например) создавался, с одной стороны, культ частной жизни и частных интимных чувств, независимых от государственных субординаций. А с другой стороны, формировалась коммуникативная сфера, где обсуждения и оценки могли не совпадать с мнениями высших государственных инстанций, и в этом отличии выковывалось противостоящее государство общественное мнение, вырисовывалось то, что теперь пытаются называть неудачным термином ʺгражданское обществоʺ.
Но, надо заметить, что и государство в своем современном виде создается и выкристаллизовывается именно в это время - наступает время чиновников, юристов и бюрократов.

Именно, как я понимаю, дискурсивные поиски ворчащей и злобствующей аристократии и породили рассказ о галлах как завоеванных предках французов, а до XVII века таких представлений практический не существовало. К такому выводу я пришел после чтения лекций Мишеля Фуко (которые я достал, вспомнив, что он вроде бы тоже говорил об этом в своем курсе 1975-1976 гг. сейчас известном под названием «Нужно защищать общество»). Может быть я сделаю еще отдельный пост об этом потом.

Но, так или иначе, с подачи представителей высокородных семейств Франции, косо глядящих на полноту власти доставшуюся королю, было создано новое историописание, которое теперь не обслуживало власть и государство, не дополняло власть и государство, а разоблачала злодейства сделанные властью и государством в прошлом. То есть, ропщущее дворянство через исторические нарративы критиковало существующую власть, отстаивала свои урезанные государством права, и расщепляло единство, до этого момента, подчиненного государству, исторического дискурса.

«До тех пор существовала история, которую власть рассказывала о себе самой: власть создавала историю власти. Теперь же история, выдвигавшаяся дворянством в противовес дискурсу государства о государстве, власти о власти, призвана была изменить само назначение исторического знания. Разрушается - и это важно - отношение между рассказом об истории, с одной стороны, и практикой власти, ее ритуальным укреплением, образным представлением государственного права - с другой» (Фуко «Нужно защищать общество»).

И здесь появляется рассказ о том, что предков французов галлов римский абсолютизм силой подчинил себе. А потом, в после заката Римской империи, пришли франки и освободили страдающих под гнетом оккупации галлов от римского владычества. «…Пришедшие в Галлию франки находят завоеванную страну. Это означает, что римский абсолютизм, основанное римлянами королевское или имперское право в Галлии вовсе не было акклиматизировано, принято, признано и не составляло единого целого со страной и народом. Это право было следствием завоевания, Галлия была порабощена. Царившее в ней право вовсе не представляло собой права суверенного народа, оно было результатом господства. Сам механизм господства поддерживался во все время римской оккупации» (Фуко «Нужно защищать общество»).

Теперь снова вернемся к статье Дамьена Трикуара, где немного по-другому, скорее, даже наоборот: из рассказа о захвате римлянами Галлии, из рассказа о колонизации римлянами галлов рождается дискурс о прогрессе и Просвещении, подхваченный философами и власть имущими, то есть, интеллектуалы (философы) вместе с дискурсом Просвещения, верой в прогресс и цивилизаторской миссией оказались в союзе с властью, а не в оппозиции к ней, что помогло превратиться им из колонизируемых в колонизаторов

========================================================

Итак, Дамьен Трикуар настаивает, что после «Спора о древних и новых» в эпоху Просвещения процесс колонизации не завершился. Древние продолжали быть хозяевами дискурса и диктовали правила игры в искусстве, в этике и прочем. Древним подражали, на них равнялись, с ними себя отождествляли. «Таким образом, нарратив Просвещения означал не столько освобождение от классических моделей и деколонизацию французской культуры, сколько непрерывные усилия по самоцивилизации на основе классической культуры». То есть, убеждает читателя Трикуар «…нарратив Просвещения представлял собой синтез идей как древних, так и современных. С одной стороны, он предполагал продолжение усилий по самоколонизации, с другой - предлагал решение постколониального комплекса Франции». Вместе с Просвещением приходит вера в прогресс, но она не освобождает от древних до конца. «…Вряд ли можно назвать интеллектуальную жизнь восемнадцатого века просто "деколонизацией". Конечно, древние греки потеряли часть своего огромного престижа и считались более архаичным людьми, чем раньше. Но философы по-прежнему сильно отождествляли себя с римлянами - бывшими колонизаторами Франции».

Тут в дело вступает Вольтер.
В своих работах Вольтер указывает, что существовало всего лишь четыре эпохи, которые достойны того, чтобы их помнили, но только век Людовика XIV приблизил человека к совершенству. До эпохи Людовика XIV Франция была типичной варварской страной, не обладая ни искусством, ни торговлей, ни промышленностью. Небезопасные города, и к тому же наихудший вид варварства - религиозные войны. Варварами были и древние европейцы, включая галлов, которые погрязли в суевериях, и, даже, местами были людоедами (то есть ели человеческое мясо). Галлам “нужно было подчиниться просвещенной нации” (а память мне подсказывает: «Умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе» (с)).
Но, римская цивилизация принесла лишь временное облегчение, потом Франция снова погрузилась в варварство. «Для Вольтера римская колонизация Европы принесла лишь временный прогресс. История Франции была полна рецидивов варварства, и действительно, хотя век Людовика XIV поднял человеческий разум на новую высоту, Вольтер считал большинство французов все еще варварами или даже дикарями». Особенно Вольтер боялся религиозного фанатизма, способного вновь привести к войне. Но, и французских крестьян Вольтер считал дикарями более дикими, чем канадские аборигены. Далее, приводится высказывание Вольтера по поводу французских крестьян (которое напоминает первый абзац «Метафизического трактата» того же Вольтера - я, наверное, приведу эту цитату целиком в следующем посте).

------------------------------------------------------------------

Похоже, сравнивать какие-либо народы или социальные группы с американскими дикарями долго было модно. Фонтенель в «Споре о древних и новых», дабы унизить древних греков, указывал, что они ближе к американским дикарям, чем к современным ему французам. Почти через столетие после Вольтера Бальзак в презрительном недоумении сравнивал французских крестьян с индейцами. Правда, как известно, в ту пору было немало сравнений с американскими дикарями не пользу европейцев («Галантные Индии» Рамо до сих пор интерпретируют в антиколониальном и протестном духе, как, например, в постановке ʺОперы Бастилииʺ). Но, Вольтера, как известно, не привлекали руссоистские сентименты и тому похожее. Был Вольтер судя по всему, человеком весьма злоречивым, едким, токсичным, и свои струи яда любил выпускать во все стороны, оберегая (и то не слишком) лишь тех, кто его подкармливал тем или иным образом (и деньгами, и повышением престижа в обществе) вроде нашей матушки-императрицы.

----------------------------------------------------------------

То есть, цивилизационный процесс не сделал жителей современной Вольтеру Франции в целом выше римлян. То есть, с одной стороны, вроде бы прогресс есть, с другой стороны прогресса нет, ибо население Франции в большинстве своем продолжает пребывать в варварстве и дикости. «Однако Вольтер не чувствовал противоречия между славой Франции и дикостью ее масс, поскольку считал, что ее слава исходит от интеллектуальной и художественной элиты».
«Таким образом, в повествовании Вольтера таким людям, как он сам, - художникам и философам - отводилась ведущая социальная роль в виде миссии по цивилизации своих варварских соотечественников».

При этом в своих поэтических и драматических произведениях Вольтер больше ориентировался на классику, тогда как Шекспир для него был ʺпьяным дикаремʺ, создавшим нечто противоположное цивилизующему искусству.

Таким образом, Вольтер примиряет древних и новых. Галлы действительно были варварами, и римская колонизация воздействовала на них плодотворно, цивилизуя их, хотя, конечно, после падения Римской империи произошел откат к дикости. Но, и в современную Вольтеру эпоху Франция вышла из варварства лишь частично, лишь в малой и лучшей своей части, которую составляли писатели и художники, в то время как основная масса людей продолжала пребывать в диком, чуть ли не первобытном мире. И эту массу людей необходимо было привести к цивилизации, и это тяжелой ношей легло на плечи интеллектуалов (философов и писателей), их задача теперь - принести свет цивилизации непросвещенному народу. У интеллектуалов появляется социальная миссия - просвещать народ и содействовать прогрессу и цивилизации. «По этой причине Просвещение под пером Вольтера предстает как программа самоколонизации».

Соответственно, особая и уникальная роль отводилась Франции. «Французская элита не только цивилизовала своих соотечественников, но и цивилизовала всю Европу».
Можно вспомнить о влиянии французской культуры на тогдашнюю Европу (Германию, Россию и т.д.), но и без этого рассказ о Просвещении низших народов хорошо легитимизировал колониальную и имперскую политику. Теперь народы, стоящие на низших ступенях развития, не просто завоевывали и эксплуатировали, а приводили в соответствие с ценностями цивилизации, то есть, не удручали их, а делали им благо.

То есть, просвещенческий нарратив не приобрел бы такого влияния, если бы не было его поддержки со стороны политиков, если бы философов не поддержали политики и королевский двор - утверждает далее Трикуар. Далее, он приводит факты в пользу этого тезиса и пишет про то, как прославленные философы Просвещения дружили с влиятельными государственными мужами и получали от них покровительство, и как философов и философию привечали при королевском дворе и т.п.

Почему же королевский двор поддерживал философов? «Одна из причин заключалась в том, что нарратив Просвещения наделял политиков, наряду с интеллектуалами и художниками, миссией цивилизовать своих соотечественников. Это помогало влиятельным лицам при дворе представить себя в качестве друзей прогресса и патриотов и тем самым узаконить свои притязания на власть. Одновременно узаконивался определенный тип колониальной политики: политику цивилизации и ассимиляции "варварских" и "диких" народов».

То есть, колонизированные-просвещенные брали на себя миссию по колонизации и просвещению. И это началось еще в XVII веке. «Мельцер показывает, что в семнадцатом веке представление французов о себе как о колонизаторах было тесно связано с их представлением о себе как о некогда колонизированном народе». А «…в Канаде французские элиты пытались играть ту же роль, что и римляне в древней Галлии: они стремились не только цивилизовать, но даже ассимилировать коренных американцев и превратить их во французов… (то есть оседлых, католических, франкоязычных крестьян). Эта ассимиляционная политика потерпела неудачу…», но алгоритм саморепрезентаций и действий уже был задан.

Как бы то ни было, но политикам нужен был рассказ о Просвещении и цивилизации. «Нарратив эпохи Просвещения о цивилизации себя и других мог обеспечить сильную поддержку колониальной цивилизаторской политике».

Далее, указывается, что такого рода фантазии о цивилизаторстве особенно были свойственны физиократам (кстати, недавно вышла книжка о влиянии физиократов на императрицу Екатерину II). Сами слова "цивилизация" и "варварство" были придуманы маркизом де Мирабо - фигурой весьма значимой среди физиократов (и еще он отец того самого громогласного Оноре де Мирабо из Французской революции, потом разоблаченного в предательских сношениях с королевским двором). «Физиократы переняли эти термины и постулировали существование масштабного цивилизационного процесса в истории». Но, еще в конце XVI века подобная концепция была изложена миссионерами-иезуитами, «…которые классифицировали общества по четырем историческим "этапам" и развивали идею о том, что миссионеры сначала цивилизуют "дикарей" и "варваров", прежде чем превращать их в христиан. Физиократы переняли эту "стадиальную" концепцию истории, и связали с термином "цивилизация" ряд понятий, которые ранее были весьма неоднородны: смягчение нравов, расцвет искусства и науки, развитие торговли и промышленности, комфорт современной жизни».
Соответственно, в этом контексте физиократы выступили за поворот в колониальной политике, о чем дальше и повествует Трикуар.
В заключении он подчеркивает роль христианства, и иезуитов в частности, в зарождении концепции цивилизаторства: «…Идея цивилизующей миссии уходила корнями как во французскую самоколонизацию, так и в иезуитское мышление. Именно слияние французской самоколонизации, христианских концепций истории и католической миссионерской культуры послужило интеллектуальной основой как для нарратива Просвещения, так и для особого типа имперской культуры второй половины XVIII века - просвещенного колониализма».

======================================

Статья Дамьена Трикуара маленькая. Гипотеза им выдвинутая весьма уязвима для критики даже на эмпирическом уровне, ибо далеко не все кажется увязанным между собою, и факты местами не соприкасаются с выдвигаемыми тезисами (натянуты за уши), иногда фактов просто не хватает, или кое-что кажется спорными или поверхностно понимаемым.

-----------------------------------------------------------------------

Тут бросается в глаза, что некое представление о далеком прошлом - чистая фантасмагория, созданная недавно, вызывает к жизни постколониальный синдром, то есть не было реальной травмы от колонизации, был почти фантастический рассказ о колонизации, и он вызвал травму, которая в свою очередь породила реальную политику - реальную колониальную и цивилизаторскую политику. То есть, дискурсивный пласт смешивается с реальностью, нарратив порождает реальность
Полностью придуманное далекое прошлое, с которым телесно некто не соприкасался из живших во Франции XVII-XVIII вв., вызвало реальные болезненные переживания со последующей идентификацией себя как жертвы с последующим ʺтерапевтическим лечениемʺ через создание истории о прогрессивном превосходстве над древними (этакая нарративная психотерапия), с последующим принятием на себя роли обидчика - уподобление себя «древним»-колонизаторам с цивилизаторской экспансией на отсталые народы и страны
Придуманное унижение, которого не было ни с самими людьми, ни с их предками переживается как реальное. Переживать собственную неполноценность заставляют некие символические формы - классические правила игры в искусство, которые интерпретируются как колониальные.

---------------------------------------------------------------------------

Бросается в глаза, что дискурсивный алгоритм из этой статьи Дамьена Трикуара легко переносится на Россию. С одной стороны, самоколонизация российских элит в XVIII веке - феномен хорошо описанный (как, например, разрыв между образованными по западному образцу элитами и простым домоткано-лапотно кондово-исконным землянным народом, и т.п.), и феномен никем еще не поставленный под сомнение. С другой стороны, колониальная экспансия, которая со временем из простого захвата новых земель приобрела черты ʺцивилизаторской миссииʺ по просвещению других народов и своего собственного народа - особенно это заметно в период Советской власти, когда государство в союзе с интеллектуалами, вооруженные дискурсом Просвещения, вытаскивали из тьмы невежества и суеверий ʺнародʺ во всех его ипостасях (от рязанской деревушки до самых тунгусских и среднеазиатских окраин). И, конечно, все эти рассказы о прогрессорах и трудности божественного предназначения среди ʺсредневековогоʺ большинства - это все песни из той же оперы: сначала мы себя колонизировали (сделали по образцу и подобию западного человека - получилось, может быть, и не вельми хорошо, но ничего другого все равно нет), а потом, стали колонизировать других, размахивая, как знаменем, дискурсом Просвещения («И над кухней-замком возвышенно реет / Похожий на плавки и пахнущий плесенью флаг» (с)).
То, что говорение колонизированных колонизаторов может являть себя по-разному в различных социальных ситуациях - не важно; важно, что в любом случае: а) колонизированные колонизаторы противопоставляют себя хмурому недоразвитому большинству; б) колонизированные колонизаторы имеют или ищут союз с государством (во-втором случае, чаще всего, они желают прихода к власти в государстве ʺсвоихʺ, которые по достоинству оценят их вклад в дело просвещения и цивилизации, и предоставят им доступ к ресурсам и власти).
В общем, как-то так, если коротко
Хотя, конечно, за истинность этой схемы не ручаюсь - уж очень она простая, почти карикатура, памфлетный уровень; настаивать на своей правоте и брызгать слюнями в споре не буду очень сильно

национализм, литература, нарратив, интеллектуалы, мой 18 век, культура, игры современности, воображаемая география, символические миры, история, философия, цитаты, общество, идеологии, конструктивизм, власть, игры памяти

Previous post Next post
Up