Жиль Делез о роли Бога в живописи эпохи барокко

Feb 16, 2017 14:16


Делез о роли Бога в живописи эпохи Барокко
Делез указывает, что вся живопись XVII века проникнута образами Бога, так же, как философия того времени все время говорит о Боге (границы между философией и теологией весьма размыты)
Возможно, это было принуждение, художники приноравливались к требованиям Церкви
Но, Делез выдвигает другую гипотезу
И далее пишет:

«Нельзя ли придумать другую гипотезу, а именно что живопись в ту эпоху имела тем больше необходимости в Боге, что божественное - отнюдь не будучи принуждением для живописца - является местом его максимальной эмансипации? Иными словами, с Богом он может сделать что угодно, он может сделать то, чего не мог сделать с людьми, с тварными созданиями. И в самом деле, Бог непосредственно инвестирован живописью, своего рода потоком живописи, и на этом уровне живопись находит присущую ей особую свободу, какую она никогда не нашла бы иным способом… Способ, каким живопись инвестирует божественное, есть способ, не содержащий в себе ничего, кроме живописного, и живопись здесь не находит ничего иного, кроме условий своей радикальной эмансипации»

«Верно, что принуждения Церкви распространяются на живописца, но существует преобразование принуждений в средства творения. Художники используют Бога, чтобы добиться освобождения форм, чтобы довести формы до точки, где они уже не имеют ничего общего с иллюстрациями. Формы бушуют. Они бросаются в своего рода Шаббат, и это попросту танец: линии и цвет утрачивают всякую необходимость быть правдоподобными, быть точными и на что-то похожими. Под прикрытием этой видимости происходит великое освобождение линий и цвета: подчинение живописи требованиям христианства»

«Когда Бог есть, все позволено»
[Делез “Лекции о Спинозе”]
Делез считает, что с философией произошло то же самое и далее рассказывает об этом

философия, цитаты, Делез

Previous post Next post
Up