Екатерининские сановники, их любовницы, мужья их любовниц, и как они повлияли на русскую литературу

Feb 16, 2017 14:29


Вот так начнешь изучать фамильные портреты…
В 1783 году прямым начальником управляющего Богородицкой волостью Андрея Болотова стал Михаил Никитич Кречетников в то время наместник тульский, калужский и рязанский (одновременно). Славился Кречетников своим любвообилием и Болотов даже опасался: стоит ли везти в Тулу свою повзрослевшую красавицу дочь Елизавету дабы чего не вышло и порочные слухи бы не распространились.
У Кречетникова были любовницы, у любовниц были мужья, которые бестрепетно пользовались особым положением своих жен для улучшения своей жизни и продвижения по службе. И Болотову напрямую приходилось сталкиваться с такими мужьями.
Например, Кречетников в силу своего положения не мог непосредственно руководить императорскими волостями (среди которых была Богородицка волость), низковата для него должность, как заметил Болотов, и поэтому над Болотовым был другой начальник (полукомандир, как называл его Болотов) некто Николай Сергеевич Давыдов (директор тульской экономии), с чьей женой у Кречетникова была долгая любовная связь, к 1784 году прекратившаяся, ибо у Кречетникова появилась новая фаворитка с законным мужем на руках - Наталья Афанасьевна Вельяминова, в девичестве Бунина. Ее отец Афанасий Иванович Бунин был отцом Василия Андреевича Жуковского (родившегося от пленной турчанки, как известно). К этому роду Буниных принадлежал Иван Алексеевич Бунин (вроде как пра-пра-правнук Афанасия Ивановича).
У Кречетникова с Болотовым сложились хорошие отношения, и последний был приглашен в гости в усадьбу всесильного наместника. Приехал Болотов с подарком, специально сделанной картой-картиной, и здесь встретился с любовницей просвещенного вельможи:
«Наместник приездом моим был очень доволен, а поднесенною ему картиною еще того более. Он не мог ею довольно налюбоваться и показывал всем ее за диковинку, а особливо фаворитке своей, госпоже Вельяминовой, которая гостила у него тогда тут же со своим мужем. И при сем то случае насмотрелся я довольно сей госпоже, игравшей тогда важную роль, и не мог довольно начудиться ее мужу, не чувствующему от того стыда, что носил почти только звание мужа, и жертвующему женою своею в угодность сему вельможе. Но не столько удивителен был он мне, сколько отец сей госпожи. Он был г. Бунин и служил тогда городничим в городе Белеве, где наместник и познакомился с сим семейством. Говорили, что будто бы сам и отец, и мать сей госпожи, бывшей тогда девушкою, поспешествовали сами такому знакомству дочери своей с наместником и единственно для того, чтоб пользоваться его милостью. И дабы можно было ему ее иметь у себя в близости, то и выдана она была за молодого человека из фамилии Вельяминовых, которого наместник по самому сему случаю произвел в люди и который, находясь при нем в должности советника правления, играл также тогда важную роль. Но как бы то ни было, но для меня как постороннего человека не было в том никакой нужды, и я доволен был тем, что и госпожа сия обходилась со мною довольно ласково и совсем не так гордо, как с другими».
[Болотов “Жизнь и приключения…”, том 3]
Впоследствии госпожа Вельяминова (Бунина) доставила Болотову немало неприятностей, из-за ее интриг чуть было не пришлось ему оставить Богородицкую волость, и он очень радовался ее смерти в 1791 году (прожила она всего тридцать пять лет). В 1793 году умер Кречетников.
Пишут, что благодаря милости Кречетникова будущий поэт Василий Жуковский (брат Вельяминовой по отцу) смог стать потомственным дворянином, без чего поэтическая и придворная карьера “певца Светланы” попросту бы не состоялась.
А красавица дочь Андрея Болотова добронравная Елизавета вышла замуж за мелкого дворянина с непростым характером, родила двух сыновей и умерла то ли в 1803, то ли 1804 году в возрасте тридцати шести лет.

литература, мой 18 век, цитаты, Болотов, провинция, история, структуры повседневности, игры памяти

Previous post Next post
Up