Aug 31, 2015 22:31
«…никакой Польши не существует; это выдумка Лафайета. Как правило, все поляки - из предместья Сен-Марсо, а настоящие утонули вместе с Понятовским» - говорит бульварный журналист в романе Флобера «Воспитание чувств»
Правда, говорит он это скорее всего из чувства противоречия, в запале, в пику патриотам-республиканцам [будущим героям 1848 года], которые обвиняли короля Луи-Филиппа в предательстве по отношению к полякам в 1830 году: «А я упрекаю Луи-Филиппа в том, что он отступился от поляков!».
Взаимная благосклонность между поляками и французами к тому времени приобрела уже очертания традиции, но в основном это был дискурс левой оппозиции, состоящей из патриотов-демократов, тяготеющих к социалистическим и коммунистическим идеям.
Если верить Флоберу, то Патриот во Франции 40-х годов XIX века - это республиканец, демократ, радеет за интересы Франции [и ненавидит Англию], любит Родину, свою страну, Отечество, часто захвачен социалистическими или, даже, коммунистическими идеями, в любом случае - поборник равенства - против индивидуализма - за ассоциацию, братство, общее благо. Патриот принадлежит к низшим сословиям, к мелким буржуа или богеме, любит добродетель, противопоставляя народную нравственность безудержному стяжательству и разврату аристократии и крупной буржуазии, которые преданы либо деньгам, либо сословным предрассудками, и погрязли в разврате и удовольствиях, забыв об Отечестве и т.д., и т.п.
Золотая, романтическая пора национализма, когда национальные идеи естественным образом сочетались с демократическими идеалами
национализм,
литература,
цитаты,
идеологии,
воображаемая география,
конструктивизм,
история,
игры памяти,
мой 19 век